Урок по курсу
«Основы религиозных
культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Добро и зло»
ШУЛЯК ИРИНА ВИКТОРОВНА
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Урок по данной теме занимает важное место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро и «Зло».
Он способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.
Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, помогает каждому ребёнку включиться в общую работу.
Использование мультимедийной аппаратуры даёт возможность максимально отразить познавательную деятельность детей.
Класс: 4, I четверть, 5 урок по курсу «ОРКСЭ», по модулю «Основы светской этики».
Тема урока: «Добро и зло» (первый урок, всего 2урока).
Цели урока:
Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.
2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.
3. Воспитательная: воспитывать духовно-нравственную личность
Задачи урока:
1. Знать понятия «добро» и «зло».
2. Уметь отличать добро от зла.
3. Показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Метод моральных дилемм и дискуссий.
Технология развития критического мышления.
Оборудование: учебники по ОРКСЭ, рабочие тетради, компьютерная презентация, аудиозапись песни «Дорогою добра», мягкие игрушки, аппликация (коллаж), смайлики.
Ожидаемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Предметные: знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло», понимание их значения.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование умения планировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные – овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений.
Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Приведите примеры из жизни, которые иллюстрируют одну из особенностей морали.
III. Работа над новой темой урока.
1.Чтение наизусть строк учеником. [1]
… Крошка-сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
-Что такое хорошо
и что такое плохо?
Учитель:
- Ребята, вам известны эти строки?
- Какова, по вашему мнению, тема нашего урока?
Слайд 1.
«Добро и зло». [4]
2.Обсуждение проблемы.
Учитель:
- Прочитайте эпиграф.
Слайд 2.
Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».[5]
В.О.Ключевский.
- Как вы понимаете эту фразу? Выскажите свои мысли.
3.Фронтальная беседа.
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
- Как вы относитесь к таким людям? Почему?
- Назовите сказки, в которых добрые герои противопоставлены злым.
Слайд 3.
«Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Какие добрые и злые поступки совершали герои этих сказок?
- Может ли больной, бедный человек быть добрым?
- Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния?
- Где заложена основа добра и зла? (В нас самих).
- Дайте характеристику вы сами себе. Какой ты человек?
- Легко ли быть добрым? Почему?
4.Чтение текста в учебнике с. и обсуждение его по вопросам.[2]
- Выпишите из текста 2 – 3 предложения, которые показались вам наиболее значимыми.Обоснуйте свой выбор.
5.Физкультминутка.
- Встаньте все в круг, улыбнитесь, передайте своему соседу, стоящему справа от вас мягкую игрушку и скажите ему только добрые слова.
- Что вы испытываете, когда слышите эти слова? (Ответы ребят).
- Приведите примеры добрых поступков из жизни.
- Можно ли считать добрым поступок, совершённый ради награды или из страха перед наказанием? (Ответы детей).
6.Работа в группах.
Каждая группа готовит сообщение по памятке.
Слайд 4.
1-ая группа:
- Для чего люди должны знать, что такое добро?
- Дайте характеристику слову добро.
- Как должен делать человек добрые поступки?
2-ая группа:
- Нужно ли человеку знать, что такое зло?
- Дайте характеристику слову зло.
-Как должен поступать человек, чтобы не делать злые поступки?[6]
(Выступления учащихся).
7.Творческая работа (составление коллажа).
Звучит песня «Дорогою добра». [7]
На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребёнок наклеивает приготовленные изображения: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.
- Как мы назовём эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло» и т. д.)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).
IV.Итог урока.
8.Игра «Смайлик на добрую услугу».
- Каждому из вас я приготовила смайлик на одно доброе дело. Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать смайлик и положить его на парту. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш смайлик. А вы останетесь без смайлика до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их!
(Раздаю смайлики)
.


- Кто хочет воспользоваться смайликами прямо сейчас?
(Можно попробовать поиграть прямо на уроке).
- Эта игра – домашнее задание до следующего урока, на котором и обсудим её результаты.
V.Домашнее задание. (Вариативность).
Слайд 6.
1.Составить кодекс доброты (правила доброты).
2.Нарисовать рисунок на тему: «Как вижу я добро и зло».
3.Написать мини-эссе «Как отличить добро от зла».
VI.Рефлексия.
Учитель:
- Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают мягкую игрушку, высказывая своё мнение).
- А теперь давайте улыбнёмся друг другу, забудем всё плохое и постараемся всегда быть добрыми. Ведь делать добро – это здорово!
Слайд 7.
«Спешите делать добро»
Спешите добро всем творить,
Чем можете – делом иль словом.
Учитесь ближних любить,
Ведь это жизни основа! [8]