Тема: «Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Урок будет выдан: 14.02.2024г.
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П,Р,К) | Личностные |
1) Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) | Организует мотивацию к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Романовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь, дневник и пенал. Тогда начинаем работать. Посмотрите пожалуйста на доску.) На слайде вы видите начало и конец пословиц, давайте составим их и объясним. Ребята, как вы думаете, о чем все эти пословицы? Правильно, именно о доброте мы сегодня и будем говорить. Как вы думаете, почему важно говорить о доброте? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Доброе слово и кошке приятно. (Любому человеку приятно, когда с ним вежливо разговаривают) Не одежда красит человека, а его добрые дела. (О человеке нужно судить по его делам и поступкам) Не хвались серебром, а хвались добром. (Не стоит хвалиться материальным богатством, истинным богатством являются добрые дела) В ком добра нет, в том и правды мало. (Если человек лжет, то он склонен совершать другие нечестные поступки) О добре Ответы учащихся | | К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес, активность. |
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрации) Практический (упражнения) | Проводит актуализацию знаний. Сейчас мы с вами проведём речевую разминку. Посмотрите пожалуйста на доску. В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла, О чем под вечер, в поле ржи, Поют перепела… Пусть станет сердцу твоему Понятна птичья речь – И ты научишься тому, Как это все беречь. Перед вами стихотворение Валерия Чижова-В природе столько красоты. Сначала будем читать медленно, затем средне и потом быстро. Для начала прочитаю его я, а потом все вместе. Какую мысль хотел показать автор? Ребята, а какой раздел вы начали проходить? Как вы думаете, творчество каких писателей в этом разделе мы можем встретить? Кого вы видите на этом портрете? Всё верно, на портрете изображён Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Кто может о нём рассказать? -Хорошо! Теперь я вам расскажу про Дмитрия Мамина-Сибиряка. Дмитрий Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 года на Урале. Настоящая фамилия писателя — Мамин. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Признание писатель получил лишь в начале 1880-х годов, именно тогда появился другой псевдоним — Д. Сибиряк. Впоследствии псевдоним стал частью имени писателя. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он. Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал "Алёнушкины сказки". Какая настоящая фамилия у писателя? За что Мамин-Сибиряк получил золотую медаль и премию? Как назвал сказки, которые рассказывал своей дочке? | Выполняют предложенные задания. Читают стихотворение Основная мысль стихотворения заключается в том, что окружающий нас мир прекрасен, многообразен и загадочен и человек должен бережно относиться к природе, познавать её красоту. «Природа и мы» Е. Чарушин, М. Пришвин, А. Куприн, В. Астафьев. -Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Ответы учащихся Слушают учителя -Дмитрий Мамин - За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" -"Алёнушкины сказки" | анализировать текст: определять тему и главную мысль | К: соблюдать правила ведения диалога. | У учащихся может быть сформировано бережное отношение к природе. |
3) Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрации) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны составить слово из представленных букв. Всё верно! Тема нашего урока «Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Давайте поставим цель на урок! | Формулируют тему урока и определяют её цель. Цель: познакомиться с произведением Д. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» | | П: с помощью учителя формулировать цель; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
4) Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. Ребята, опираясь на нашу с вами цель, давайте составим план действий, благодаря которому мы достигнем результата! 1. Прочитаем……. 2. Проанализируем……. 3. Подведём…….. | Составляют план урока. 1. Прочитаем произведение Д. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» 2. Проанализируем прочитанное произведение. 3. Подведём итоги урока. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5) Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (упражнения) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Давайте вернёмся к плану. Что сейчас мы будем делать? Всё верно. Откройте пожалуйста ваш учебник на странице 62. Прочитайте название произведения. В тексте вам встретятся слова, которые у некоторых вызовут затруднения, давайте их разберём. Как вы думаете, что значит…..? Протока -боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; Сайма - рыбацкая стоянка. Муштровать- обучать. Муштра- суровая система воспитания, обучения. Церемония- торжественный обряд, порядок совершения чего-то. Заводь-небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. Бобылём- о одиночестве. Увечить- физически расправиться, калечить. Хиреет- болеет, чахнет. Организует первичное чтение произведения | Работают по плану. Читать произведение Д. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» «Приёмыш» | совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | У учащихся будет сформирован познавательный интерес, активность и самостоятельность в изучении произведения «Приемыш». |
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) | Организует деятельность по закреплению изученного. -Почему рассказ называется «Приемыш»? -Где происходят события, рассказанные автором? -Почему Тарас решил приютить птицу? - Какие слова помогают понять, как он относился к Приемышу? - Почему старик назвал лебедя особенной птицей? -Хорошо или плохо жилось лебедю у старика? -Как выглядел старик, когда автор встретился с ним во второй раз? - Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? -Почему герой отпустил лебедя? -Как он сам объяснил свой поступок? -Можно ли назвать старика добрым человеком? - Что было правильнее: поступить так, как это сделал Тарас; подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным; силой удержать его в сарае до зимних холодов, оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей? - Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк с читателями? | Работают над общим заданием и рассуждают. - В рассказе идет речь о лебеде, которого нашел главный герой, он приютил его и заботился о нем, как о ребенке, окружив его родительским теплом и любовью. - На озере Светлом. - Тарасу было жаль птенца. Он знал, что тот пропадёт один. Чтобы не дать лебедю погибнуть, старик приютил его. Старик говорил о лебеде любовно, как о близком человеке. Он называл его умной птицей, знающей порядок. Описывал, как смешно играют лебедь и собака. Тарас считал лебедя особенным, потому что тот был умным, гордым, обладал своим характером. И легко приручался. - Хорошо, поскольку Тарас кормил его, выпускал на прогулку, а с собакой Приемыш дружил. - Он выглядел разбитым и расстроенным, поскольку потерял питомца. - Тарасу было очень обидно, когда Приёмыш улетел. Ведь он для него стал членом семьи. Отпустил старик лебедя потому, что тот сильно тосковал. Тарас подумал, что, если Приёмыша не отпустить, тот всё равно захиреет и затоскует. - Можно, поскольку он спас птицу, ухаживал за ней, а затем переживал о её дальнейшей судьбе - Тарас сам понимал, что Приёмыш не выдержит дальнего перелёта и погибнет. Поэтому его поступок нельзя назвать правильным. Ведь, по-сути он отправил лебедя на верную смерть. Подрезать крылья лебедю также нельзя. Птица это свободолюбивая, гордая, она бы не вынесла такого насилия. А вот продержать Приёмыша до весны и подпустить к лебедям, кажется лучшим выходом. За лето Приёмыш бы окреп, научился летать, и смог бы свободно отправляться на юг вместе со стаей. Это вариант самый лучший. - Писатель хотел донести до читателя мысль о том, что нельзя обижать и калечить животных. Он убеждает нас в том, что место зверей и птиц в дикой природе, там их дом. И даже привыкнув к человеку, дикие животные всё равно будут стремиться на волю. Автор хотел, чтобы мы понимали свою ответственность перед меньшими братьями, берегли и защищали их. | Владеть элементарными умениями анализа текста. | П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях К: строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. | У учащихся может быть сформировано бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в литературных произведениях. |
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу обучающихся. Ребята, мы с вами проанализировали произведение. Теперь откройте страницу 68 и прочитайте отрывок из энциклопедии. -Прочитайте описание лебедя из рассказа. -Что общего и различного в этих текстах? - В каком из прочитанных текстов чувствуется сопереживание автора? Является ли это признаком художественного произведения? | Ответы учащихся Забился в камыши и сидит. Летать−то не умеет, вот и спрятался. Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну, и поймал его. Пропадёт один−то, ястреба заедят, потому как смыслу в нём ещё настоящего нет. Сиротой остался. Вот я его привёз и держу. И он тоже привык. Теперь вот скоро месяц будет, как живём вместе. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждёт, чтобы покормили. Умная птица,одним словом, и свой порядок знает." В энциклопедии лебедь описывается сухим языком научных фактов − что это за птица, на какие виды подразделяют лебедей, сколько и где живет, какие привычки имеет, чем питается и куда летает на зимовку. В рассказе "Приёмыш" лебеденок описывается как живое существо − "ребячество", "как человек тоскует", "жалобно кричит" − вот какими словами описывает поведение Приёмыша автор. Но общее в этих описаниях то, что они показывают привычки и особенности поведения птицы. "Лебедь − птица гордая" из энциклопедии по смыслу соответствует фразе "Лебедь птица особенная" из рассказа. В рассказе Д. Мамина−Сибиряка чувствуется сопереживание автора. Да, мы можем сказать, что сопереживания автора является признаком художественного произведения. Художественные произведения − это истории человека или животного. "Приёмыш" относится к этому жанру. | Совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии К: соблюдать правила ведения диалога. | У учащихся может быть сформировано бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в литературных произведениях. |
8) Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Организует повторение пройденного материала. О каком писателе мы говорили в начале урока? Что вы можете рассказать о нём? С каким произведением мы познакомились на этом уроке? Какие вы испытали чувства при прочтении произведения Д. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»? Давайте вернёмся к плану! Мы все пункты выполнили? Отлично, вы молодцы! | Обобщают изученное, делают выводы. О Д. Мамин-Сибиряк Ответы детей. Приёмыш Ответы детей Да | | К: строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. | |
9) Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. Наш урок подходит к концу. Что вам понравилось на уроке или не понравилось? Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание по литературному чтению. Пересказ произведения «Приёмыш». Если вам урок понравился, вы многое узнали, то раскрасьте смайлик зелёным цветом и нарисуйте ему улыбку. Если вам ничего не понравилось, то раскрасьте смайлик красным цветом и грустную улыбку. Спасибо за урок! До свидания! | Определяют успешность работы на уроке. Ответы детей Записывают домашнее задание. Проводят рефлексию. Прощаются с учителем. | Обобщают изученное. | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности. | Научатся оценивать себя. |