Тема: «Путешествие по сказкам»
Цели:
Образовательная: формировать навыки чтения, вспомнить сказки, их авторов и героев; активизировать знания детей о сказках и расширить их кругозор; поощрять познавательную активность учащихся;
Развивающая: развить познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, внимание, мышление, художественный вкус;
Воспитательная: воспитывать потребность в чтении книг, любовь к книге, к сказке, взаимовыручку.
Оборудование: книжки-сказки, картинки с героями сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с телеграммами, картинки для раскрашивания, карточки, цветные карандаши, дидактическая игра, телеграммы, презентация.
Орг. Момент
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Здравствуйте, гости!
Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте обернемся и поприветствуем глазками наших гостей.
Садитесь.
- Начинается наш урок.
А сейчас мы проверим вашу готовность к уроку.
Я буду задавать вам вопросы, а вы честно нам ответите.
Готовы?
Мы будем на уроке думать? (Да.)
– А может, будем спать? (Нет.)
– Мы будем рассуждать? (Да.)
– А в облаках летать? (Нет.)
– Друг другу будем помогать? (Да.)
- Ребята, я знаю, что вы любите игры, песни, загадки. А сказки вы любите? (Да)
- А почему вы любите слушать и читать сказки?
(В сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)
Ребята, посмотрите на нашу выставку, здесь представлены сказки разных видов и жанров.
- А что это за литературный жанр – сказка?
(Это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит)
- А какие бывают сказки?
(Волшебные, бытовые, про животных)
- Ребята, а кто сочиняет сказки?
(Сказки сочиняют писатели и народ)
- А как называются сказки, которые сочиняет народ?
(Народными)
- А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные)
-Ребята, назовите писателей-сказочников.
(Пушкин А.С., братья Гримм, Одоевский, Чуковский, Маршак, Андерсен и др.)
- Молодцы! Ребята, я уже сказала, что у нас с вами сегодня необычный урок.
- Мы отправляемся с вами в путешествие в волшебную страну сказок.
- Ребята, а что необходимо взять с собой (Фантазию и воображение)
Ребята я буду называть сказку, а вы скажите к какому жанру она относится.
- Царевна лягушка.
-Лиса и журавль
- у страха глаза велики
-Каша из топора.
Молодцы.
Мотивация к учебной деятельности
Девиз нашего урока – Слайд 1
Дети «Кто много читает, тот много знает».
Ребята, а вы любите читать?
Как вы думаете для чего надо читать?
Читаете ли вы дома книги?
А ваши родители читают вам сказки?
Сегодня у нас урок внеклассного чтения
И тема нашего урока: «Путешествие по сказкам»- Слайд 2
Цель: - Слайд 3
Образовательная: формировать навыки чтения, вспомнить сказки, их авторов и героев; активизировать знания детей о сказках и расширить их кругозор; поощрять познавательную активность учащихся;
Развивающая: развить познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, внимание, мышление, художественный вкус;
Воспитательная: воспитывать потребность в чтении книг, любовь к книге, к сказке, взаимовыручку.
-Итак, друзья, начнём программу
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!
Стук в дверь (входит Незнайка)
Выступление гостей
Незнайка. Привет, друзья! А вот и я! Меня зовут Незнайка. А как вас зовут? Давайте знакомиться. По моей команде вы громко и дружно прокричите свои имена. Готовы? Три-четыре! (Все кричат свои имена) Молодцы! (Незнайка оглядывается, осматривает класс)
Ребята, что это за дом?
И кто живет, скажите, в нем?
Ой, там что-то написано. Жаль, что я читать не умею. Ребята, а вы умеете читать?
Дети. Да.
Незнайка. Что там написано? Подскажите!
Дети. Школа!
Незнайка. Школа? Фу, слово какое-то иностранное - первый раз такое слышу. Интересно, что такое школа? А-а!
Я вижу маленьких ребят!
Наверно, это детский сад! Да?
Дети. Нет!
Незнайка.
Постарше дети здесь кругом -
Наверно, это - детский дом. Да?
Дети. Нет.
Незнайка. А-а! Догадался, наконец,
Да это - сказочный дворец! Да?
Дети. Нет!
Незнайка. Так расскажите мне, друзья!
Про школу знать желаю я.
Появляется Знайка
Знайка. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Привет, Незнайка!
Незнайка. Привет, Знайка! Что это ты тут делаешь?
Знайка. Как что? Я здесь учусь. Ведь школа - это учебное заведение.
Незнайка. Ура! Теперь я знаю, что такое школа! Это заведение!
Знайка. Учебное!
Незнайка. Учебное? Вот интересно…
Знайка. Ты прав, Незнайка, учиться, действительно, очень интересно!
Незнайка. Что-то я не верю, что вот эти малыши пришли учиться. Они же такие маленькие! Им бы гулять, да в игрушки играть.
Знайка. Нет, Незнайка, ты не прав. Это наши второклассники. И они уже давно научились читать.
Незнайка. А докажите!
Дети. Да!
Учитель: Ребята, прежде чем перейти к чтению давайте с вами проговорим чистоговорку. – Слайд 4
Ри-ри-ри: на ветках снегири.
Ря-ря-ря: накормим снегиря.
Ре-ре-ре: читаем детворе.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору
Ор-ор-ор: разгорелся спор.
Обратите внимание на ваших столах лежат карточки. (Приложение 1)
Один из вас будет читать сказку, все остальные будут слушать и попробуют отгадать название сказки.
-Ребята, кто отгадал название сказки?
-А как вы думаете какой это вид сказки?
-Назовите главного героя?
-А кто из вас может назвать автора?
6. А сейчас сделаем небольшой перерыв и немного подвигаемся. – Слайд 5
Физкультминутка «Солнышко лучистое»
Тихонечко присаживаемся.
7.
-Ребята сегодня мне передал телеграммы Почтальон Печкин , но адреса отправителя на них нет, давайте их прочтем и попробуем отгадать от кого они.
-Итак вы готовы
«Телеграмма». Слайд 6
(Читает телеграммы Незнайка)
- «Спасите, нас съел Серый волк» (козлята) – Слайд 7
- «Очень расстроена: нечаянно разбила яичко» (мышка) – Слайд 8
- «Дорогие дедушка и бабушка, не волнуйтесь, я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома» (Маша) – Слайд 9
- «Отец, моя стрела в болоте, скоро женюсь на лягушке.» (Иван-Царевич) – Слайд10
- «Помогите, мой брат превратился в козлёночка!» (Алёнушка) – Слайд11
- «Помогите, выгнала меня лиса из моей избушки!» (заяц) – Слайд12
8. Следующее наше задание «Угадай – ка персонажа»- Слайд 13. Обведи персонажа карандашом и отгадай сказочного персонажа или название сказки. (Приложение 2)
Но прежде, чем начать давайте с вами посчитаем
Посчитайте от 6 до 14
Теперь от 18 до 9
От 3 до 9
От 12 до 3.
Давайте с вами разомнем ручки Физкультминутка «Тучка» - Слайд 14
Кулачек, ладошка.
(Дети обводят и называют персонажей)
9. Дополните пословицы. – Слайд 15
С книгою жить – век не тужить.
Золото добывают из земли, а знания - из книги.
Будешь книги читать- будешь все знать.
Книга мала, а ума придала.
С книгой поведёшься- ума наберёшься.
Книга твой друг – без неё как без рук.
Ребята, а вы смотрите мультфильмы?
А какой ваш самый любимый мультфильм?
Хорошо, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть мультфильмы, отгадайте название мультфильма по отрывку? Слайд 16
Видео- Союзмультфильм – Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Ребята вашим домашним заданием было нарисовать своего любимого сказочного персона или иллюстрацию к сказке и объяснить свой выбор.
Видео «Сказки» - Слайд 22
Итоги.
Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Будете ли вы читать сказки.
Итак, оценки за урок.
Приложение 1
Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили:
-Вот Красная Шапочка идет!
Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
– Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.
Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк.
– Куда ты идешь. Красная Шапочка? – спрашивает Волк.
– Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
– А далеко живет твоя бабушка?
– Далеко, – отвечает Красная Шапочка. – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
– Ладно, -говорит Волк, -я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой дорожке.
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы,
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе — высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковёр —
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка поутру.
У неё, у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах серёжки.
На сапожках —
Лак, лак.
А серёжки —
Бряк-бряк.
Платье новое на ней,
Стоит тысячу рублей.
Да полтысячи тесьма,
Золотая бахрома.
Выйдет кошка на прогулку
Да пройдет по переулку,
Смотрят люди, не дыша:
До чего же хороша!
Да не так она сама,
Как узорная тесьма,
Как узорная тесьма,
Золотая бахрома.
Да не так её тесьма,
Как угодья и дома.
Про богатый кошкин дом
Мы и сказку поведём.
Посиди да погоди —
Сказка будет впереди!
Принц Лимон насторожился. Это что такое?
Он подошел к Чиполлоне, величаво переступая своими короткими, кривыми ножками, и строго посмотрел на старика:
- Чего это ты кричишь "назад"? Мои верноподданные так жаждут увидеть меня, что рвутся вперед, а тебе это не нравится, да?
- Ваше высочество, - прошептал на ухо принцу Старший Камергер, - мне кажется, что этот человек - опасный мятежник. Его нужно взять под особое наблюдение.
Тотчас же один из солдат-Лимончиков направил на Чиполлоне подзорную трубу, которою пользовались для наблюдения за возмутителями спокойствия. У каждого Лимончика была такая труба.
Чиполлоне позеленел от страха.
- Ваше высочество, - пробормотал он, - да ведь они меня затолкают!
- И прекрасно сделают, - прогремел принц Лимон. - Так тебе и надо!
Тут Старший Камергер обратился к толпе с речью.
- Возлюбленные наши подданные, - сказал он, - его высочество благодарит вас за выражение преданности и за усердные пинки, которыми вы потчуете друг друга. Толкайтесь посильнее, напирайте вовсю!
- Но ведь они и вас самих, чего доброго, с ног сшибут, - попытался возразить Чиполлино.
Но сейчас же другой Лимончик направил на мальчика подзорную трубу, и Чиполлино счел за лучшее скрыться в толпе.
В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трёх самых обыкновенных ребят — Боссе, Бетан и Малыша.
— Я вовсе не самый обыкновенный малыш, — говорит Малыш.
Но это, конечно, неправда. Ведь на свете столько мальчишек, которым семь лет, у которых голубые глаза, немытые уши и разорванные на коленках штанишки, что сомневаться тут нечего: Малыш — самый обыкновенный мальчик.
Боссе пятнадцать лет, и он с большей охотой стоит в футбольных воротах, чем у школьной доски, а значит — он тоже самый обыкновенный мальчик.
Бетан четырнадцать лет, и у неё косы точь-в-точь такие же, как у других самых обыкновенных девочек.
Во всём доме есть только одно не совсем обыкновенное существо — ___________, который живёт на крыше.
Приложение 2