ГОУ ЛНР «Артемовская средняя школа № 8»
Разработка урока
по Литературному чтению
2 класс
«Читаем сказки»
Подготовила
Чевокина Елена Анатольевна
Классный руководитель 2 класса
ГОУ ЛНР «Артемовская средняя школа № 8»
2020
Урок по Литературному чтению «Читаем сказки»
Цели:
- обобщить знания учащихся о сказках;
- побудить узнавать сказки и их героев;
- углублять творческое воображение, ассоциативную память;
- мотивировать потребность в чтении книг, сказок различных писателей.
Тип: урок обобщения полученных знаний.
Задачи:
Личностные УУД:
- Воспитывать эстетическое восприятие окружающего;
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Познавательные УУД:
- познакомить с героями сказок;
- развивать творческое воображение, логику мышления и память;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Регулятивные УУД:
- осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;
-оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Допускать существование различных точек зрения;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формировать вербальных и невербальных способов коммуникации;
- уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Методы: рассказ, показ, беседа, объяснение, демонстрация, практические соревновательные упражнения.
Формы работы: групповая, фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Ход урока:
Учитель: Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. А чему будет посвящено наше занятие попробуйте отгадать прослушав музыкальный фрагмент и внимательно рассмотрев иллюстрацию на доске. (ответы детей)
Учитель: Вы правы сегодня мы поговорим о сказках.
(Под музыку выбегают Скоморошки)
1-й: К вам на праздник по дорожке, прибежали Скоморошки.
Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.
2-й: И пришли мы вас позабавить,
Сказочки рассказать.
Людей посмотреть, да себя показать.
1-й: Сейчас начнётся представление
Всей школе на удивление.
2-й: Мы расскажем вам сказочки старинные!
Не шибко короткие, но и не шибко длинные!
Вместе хором : А такие как раз, как отсюда до вас!
1-й: Наши сказки старинные: не короткие и не длинные.
Не высокие и не низкие, не далёкие и не близкие.
Не широкие и не узкие, развесёлые, совсем не грустные.
2-й: Это присказки, пожди – сказки будут впереди.
Жуйте пряник, пейте квас, будут сказочки для вас!
1-й: Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт.
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
2-й: Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком идёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Учитель: Вы любите сказки. О них мы и поговорим сегодня. Я приглашаю вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок.
- А что такое сказка? (ответы детей).
Сказка-это, конечно же, вымысел, выдумка. Но, даже являясь выдумкой, она остаётся поучительной.
-Нужны ли нам сказки?
-А для чего нужны сказки? (ответы детей).
-Чему учит сказка? (ответы детей)
Учитель: Сказка учит нас быть добрыми, честными, умными, сильными. Она высмеивает людские недостатки: жадность, глупость, жестокость, трусливость. В сказках всегда добро побеждает зло)
Учитель: Наше занятие пройдёт в форме игры-соревнования и называется она «В мире сказок» . Для этого вас разделили на 4 команды, у каждой команды своё название («Юные читатели», «Книголюбы», «Знатоки сказок», «Сказочники»). Команды будут выполнять задания и зарабатывать свои баллы. А в конце игры проверим, кто из вас лучше знает сказки.
Учитель: Итак, поехали! Первый конкурс «Перевёртыши». В названиях каждой сказки есть ошибка. Найдите её. (Каждой команде по очереди задаются по 3 вопроса)
Кот в тапочках
Мишенька и медведь
Сестрица Аленушка и братец Сашенька.
Большой и Карлсон
Гладкий утенок
Три пяточка
Редька
Красная кепка
Пчела – цокотуха
Снежная служанка
Утки – гуси
Козёл и 7 волчат.
Учитель: Мы с вами продолжаем.
Второй конкурс: Баба Яга заколдовала героев сказок. Она превратила их в пазлы. Выручайте, собирайте, героев в сказку отправляйте назад в сказку!
(Команды, получают по конверту. Из кусочков собирают иллюстрацию угадывают героя и сказку). Проверим, что у вас получилось. Посмотрите на картинки иллюстрации из каких сказок у вас получились.
Учитель: Следующий конкурс называется « Заклинание из сказки». Давайте вспомним, из какой сказки это заклинание:
1. Лети, лети, лепесток.
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
( Из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик», девочка Женя).
2. По щучьему веленью
По моему хотенью
(Из сказки «По щучьему веленью», лентяй Емеля)
3. Сим-сим откройся
(Из сказки «Али баба и 40 разбойников», пещера в горе)
4. Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
(Из сказки А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», мачеха и яблочко)
Учитель: А сейчас ребята предлагаю вам немного потанцевать. Для этого мы встанем и будем выполнять движения о которых говорится в песне («Вперёд 4 шага, назад 4 шага») слушайте внимательно.
Учитель: Следующий конкурс музыкальный. По многим сказкам сняты мультфильмы, сейчас каждая команда, прослушав свой музыкальный фрагмент, должна догадаться из какой сказки эта песня.
Песня Винни-Пуха
Буратино
Песня бременских музыкантов
Песня Водяного
Учитель: Молодцы продолжаем нашу игру. Следующий конкурс «Загадки-сказки», отгадайте о какой сказке идёт речь в загадке.
Сказки просят: «А сейчас, вы друзья, узнайте нас!»
1. Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то!
(«Волк и семеро козлят»)
2. В сказке небо синее, в сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня, яблонька, спаси меня.
(«Гуси-лебеди»)
3. Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю.
(«По щучьему велению»)
4. Ах ты, Петя – простота, сплоховал немножко,
Не послушался Кота, выглянул в окошко…
(«Кот, дрозд и петух»)
5. Нет ни речки, ни пруда. где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца!..
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
6. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка!
(«Снегурочка»)
7. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:
В доме том, в конце концов стало множество жильцов.
(«Теремок»)
8.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(«Красная шапочка»)
. Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(«Лиса и Журавль»)
10. А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок.
(«Маша и медведь»)
11. Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытащишь,
Ох, засела крепко!
(«Репка»)
12. В ореховой скорлупке
Девочка спала
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Кто знает девочку-малышку? (Дюймовочка)
Учитель: следующее задание для всех команд. Отгадайте имя героя из сказки и его профессию (буквы на экране: П Е И К Ч Н).
- У Печкина в сумке телеграммы. Их послали герои сказок. А кто именно послал эти телеграммы вам предстоит угадать.
Медведя обманула, еду в лукошке домой.
Еду во дворец на печи.
Помогите вытащить хвост из проруби!
Царевич приходи, стрела у меня.
Скоро прилечу! Только смажу пропеллер.
Людоеда съел! Никаких проблем.
Старуха проучена: осталась у разбитого корыта.
Сидим у волка в животе. Мама Коза, помоги!
Рефлексия
Учитель: Наше путешествие приближается к концу. Результаты прекрасные! Подсчитаем, какая команда набрала большее количество баллов? Все вы очень любите сказки. Очень старались и никто не отстал! (Победители и участники получают сладкие призы)
Учитель: А закончить наше занятие мне бы хотелось стихотворением.
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Там принц Белоснежку полюбит,
Там жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
Там Золушку выручит фея;
Не станет Горыныча Змея…
Пусть Зло на проделки хитро,
Всегда побеждает добро!
Учитель: Наше занятие окончено, всем спасибо за внимание! До новых встреч!