Математика. 3 класс. Урок Дата проведения :
Тема: Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок.
Задачи урока: закрепить знания учащихся о правилах выполнения действий в выражениях со скобками; формировать у них умение пользоваться этими правилами при вычислении конкретных выражений; совершенствовать вычислительные навыки; повторить табличные случаи умножения и деления; развивать вычислительные навыки; воспитывать интерес к математике.
Планируемые результаты урока:
Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению.
Предметные: учащиеся научатся находить значения выражений, соблюдая правила порядка выполнения действий; будут уметь разъяснять их содержание, уметь решать задачи с помощью выражений; смогут выстраивать логическую цепь рассуждений, устанавливать аналогии.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник; таблица умножения.
Ход урока
1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Мы услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
Мы друг к другу повернёмся,
Дружно, мило улыбнёмся,
Ведь урок сейчас начнётся!
-Успехов вам сегодня, ребята!
Работа по чистописанию
17 17 17 17 17… 21 21 21 21 21…
Блицтурнир
(Учитель читает задачу, учащиеся записывают решение.)
• Зуб кашалота весит 3 кг. Сколько весят 4 зуба кашалота? (3* 4.)
• Пятнистая кукушка подкладывает в каждое гнездо по 6 яиц. Сколько яиц она подложит в 3 гнезда? (6*3.)
• На 3 балалайки натянули 9 струн. По сколько струн на каждой балалайке? (9:3.)
• У птицы 2 крыла. У скольких птиц 12 крыльев? (12:2.)
• Сколько литров воды в 5 трехлитровых банках? (3• 5.)
• Сколько тетрадей по цене 5 руб. можно купить на 20 руб.? (20:5.)
(Проверка.)
2) Постановка цели и задач урока.
— Выполните действия по схеме.
3х 5-4 =11 3х (5-4)=3
— Чем похожи выражения? (Одинаковые числа и действия.)
— В каком порядке выполняли действия в первом выражении? (Сначала умножение, потом вычитание.)
— Назовите значение первого выражения.
— В каком порядке выполняли действия во втором выражении? (Сначала вычитание, потом умножение.)
— Назовите значение второго выражения.
— Почему получились разные ответы? (Действия выполняли в разном порядке.)
— Как показать в выражениях, что порядок действий разный? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-Сформулируйте тему и задачи урока.
3) Первичная проверка знаний.
Работа по учебнику
№ 1 (с. 24). 38 − 10 + 6 = 28 + 6 = 34В первом примере сначала выполняют действие разность, а затем сложение, потому что при отсутствии скобок вычитание и сложение выполняются в том порядке, в котором они написаны: слева направо.
38 − (10 + 6) = 38 − 16 = 22В этом примере сначала производится действие в скобках, а затем вычитание вне скобок.
24 : 3 ∙ 2 = 8 ∙ 2 = 16В этом примере сначала производится действие деления, а затем умножения, потому что при отсутствии скобок умножение и деление выполняются в том порядке, в котором они написаны: слева направо.
24 : (3 ∙ 2) = 24 : 6 = 4В этом примере сначала производится действие в скобках, а затем деление вне скобок
(Учащиеся самостоятельно читают правило.)
— Как выполняются действия в выражении без скобок, если в нем есть только сложение и вычитание или умножение и деление? (по порядку.)
— В каком порядке будут выполняться действия, если в выражении без скобок есть умножение, сложение, деление и вычитание? (Сначала умножение и деление по порядку, а потом сложение и вычитание по порядку.)
— Какие действия всегда выполняются первыми? (В скобках.)
— Вернемся к нашим выражениям. Что нужно сделать, чтобы показать, что во втором выражении нужно сначала выполнить вычитание? (Поставить скобки: 3 •(5 — 4) = 3.)
№2 (с. 24).(Устное выполнение.)
Ответ:
Так как в примере есть скобки, то сначала производится действие в них. Затем по правилу идет действие умножения, а потом сложения.
Так как в примере скобок нет, то действия производятся в таком порядке: сначала деление и умножение по порядку (слева направо), затем вычитание и сложение по порядку (слева направо).
4) Первичная проверка понимания.
№3(с.25)
.(Первый и второй столбики — коллективно, с комментированием и записью на доске, третий столбик — самостоятельно. Проверка.)
Действия производятся слева направо, потому что нет скобок и нет действий умножения, деления.76 − 27 + 9 − 10 = 49 + 9 − 10 = 58 − 10 = 48
Так как в примере есть действия в скобках, то сначала мы выполняем вычитание в скобках, затем слева направо вычитание и сложение.43 − (20 − 7) + 15 = 43 − 13 + 15 = 30 + 15 = 45
В примере нет скобок, значит действия выполняем по порядку (слева направо).80 : 8 : 2 = 10 : 2 = 5
В примере нет скобок, значит, действия выполняем по порядку (слева направо).21 : 7 ∙ 9 = 3 ∙ 9 = 27
В примере есть скобки и есть действия вычитания и умножения, поэтому сначала производим действие вычитания в скобках, умножение скобки на число и вычитание полученного числа из 75.75 − (35 − 30) ∙ 2 = 75 − 5 ∙ 2 = 75 − 10 = 65
Сначала производим действие в скобках, а затем слева направо деление и умножение.60 : (4 + 6) ∙ 3 = 60 : 10 ∙ 3 = 6 ∙ 3 = 18
— Назовите ответ в первом действии первого примера. (5.)
— Какое действие выполняли последним? (Вычитали 10из 75.)
— Назовите значение выражения. (65.)
— Какое действие выполняли первым во втором выражении? (Сложение в скобках, получилось 10.)
— Назовите результат второго действия. (6.)
— Назовите значение выражения. (18.) (Самооценка.)
5) Первичное закрепление.
№4 (с. 25).
- Прочитайте задачу. О чем эта задача? (О страницах.)
- Назовите главные слова в задаче. (Было, прочитала, осталось.)
(Те, кто знает, как решать задачу, работают самостоятельно, тем,кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу с краткой записью задачи. Один ученик записывает решение на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
Было — 48 с.
Прочитала — ?, 9 • 3 с.
Осталось — ?
Решение: 48-9 • 3 = 21 (с). Ответ: Даше осталось прочитать 21 страницу.
№6, 7 (с. 25).
Ответ:
50 − 45 = 5 (мм) Ответ: на 5 мм отрезок AB длиннее отрезка CD.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
Домашнее задание: Д.з. № 5, 8 (с. 25).
6) Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие были затруднения?
-Над чем вам нужно поработать?
-Оцените свою работу. Закончите предложения:
-сегодня я узнал… -было трудно… -я понял, что… -я научился…