Фрагмент примерного урока 5.
Определение закономерности
Название / Тема: Числовые последовательности
Целевые классы: 1–2
Цель деятельности: Учащиеся будут определять правила построения числовых последовательностей.
Необходимые материалы: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, чертежные принадлежности.
Важность: Закономерность — это повторяющиеся устойчивые взаимосвязи в числах, свойствах, явлениях объектов. На уроке математики, при рассмотрении закономерностей следует определить некоторое правило, согласно которому в последовательности чисел или фигур следует производить шаги по их повторении, или изменений, или замещении. Эти учебные деятельности способствует глубокому пониманию связи между числами, развитию навыков моделирования и является основой изучения понятия функции.
Связь с учебником: [Будет заполнено позже учителями.]
Ход урока:
Этап I. Открытие и введение в урок
Этап II. Формирование понимания у учащихся
— Найдите правила, по которым записаны числа в двух строках.
Продолжите ряды чисел.
-
Какие числа вы получили в первой строке?
-
Как вы получили, следующие числа в первой и во второй строках 34 и 22?
-
Можете объяснить, как вы продолжили ряд чисел?
-
Кто может поделиться другим способом решения?
16 | 25 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
6 | 14 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
-
Вы согласны или не согласны? Почему?
-
Как вы думаете, почему он / она так решил / решила?
-
Как вы объясните, что этот ответ является неправильным?
-
Найдем разность между двумя рядом стоящими числами 16 и 25. Разность этих чисел равна 9.
-
После 25 следует число 34, разность равна 9.
-
Придем к выводу: следующее число получим, прибавляя к предыдущему число 9.
-
Итак, правило (закономерность) состоит в прибавлении к предыдущему числу число 9.
-
Используем это правило для определения следующего числа в числовой последовательности. 34 + 9 = 43; 43 + 9 = 52. Аналогично продолжим ряд:
16 | 25 | 34 | 43 | 52 | 61 | 70 | 79 | 88 |
-
Для определения правила в числовой последовательности во второй строке поступим также: найдем разность первых двух чисел 6 и 14, а затем 22 и 14.
-
Правило, которое действует в числовой последовательности во второй строке, заключается в следующем: к предыдущему нужно прибавить 8. Или, заметим, что следующее число меньше предыдущего. Из последующего вычитаем предыдущее число, получаем 8.
-
Используем это правило для проверки следующего числа, а затем установим это правило для продолжения числовой последовательности.
-
Итак, продолжаем ряд:
6 | 14 | 22 | 30 | 38 | 46 | 54 | 62 | 80 |
-
Можно заметить, что разница в числах в первом столбце этих двух строк равна 10, а во втором — 11. Это разница в следующих столбцах будет 12, 13, … (вы можете спросить учащихся, почему?).
-
на определение правила и продолжение последовательности чисел: 2, 3, 5, 8, … ;
-
на определение правила, по которому составлена таблица, и запись пропущенных чисел.
3, 6, 9, 12, 18..., 21, 24, …, 30, …
Этап III. Оценивание результатов обучения
-
Заранее запишите этот или подобную числовую последовательность на доске. Попросите учащихся определить правило по которому составлена числовая последовательность, найти и показать на пальцах лишнее число в этом ряду: 7, 14, 19, 21, 25, 28, 35.
-
Осмотрите класс и отметьте для себя, кто испытывает трудности
-
Подведите итоги, сказав учащимся, что они сегодня на уроке выполняли упражнения с числовыми последовательностями.
-
Важно уметь выявить правило, установленное в числовой последовательности, и по этому правилу продолжить ее или найти пропущенные числа.
-
Дайте домашнее задание из учебника.
-
Задания могут быть на определение правила в числовой последовательности и по этому правилу продолжить ее, или восстановить пропущенные числа.
-
Учащимся, которые затрудняются, дайте упражнения на определение правила в числовых последовательностях, которые начинаются с однозначных чисел, и разница между числами выражается меньшими числами, затем на продолжение числового ряда и заполнение пропущенных чисел.
-
Уровень сложности домашнего задания не должен превышать уровня сложности заданий, рассмотренных в практической части. Он должен соответствовать целям урока.