СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике: Множество значений функции

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по математике по теме: Множество значений функции. Данную разработку можно использовать в качестве подготовки к ЕГЭ по математике.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике: Множество значений функции»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

Чукотского автономного округа «Чукотский окружной профильный лицей»















Разработка урока по математике:

Множество значений функции.









Ершова Марина Ивановна

учитель математики























г. Анадырь, 2024 год

Урок обобщающего повторения при подготовке к ЕГЭ. 10 класс.

Тема: Множество значений функции. (2ч)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Множество значений функции»

Научить находить множество значений элементарных функций

Развивать представления о функциях по их графикам.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Нахождение множества значений функции по графикам

3.Обобщение теоретического материала

4.Решение задач

5.Тесты

6.Домашнее задание

Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать множество значений элементарных функций, будем находить множество значений функций по графику, а также выполним тестовые задания по подготовке к ЕГЭ.

Учитель: Обратите внимание на экран, на каждом слайде изображен график функции, найдём их множество значений.



Объяснение учителя:

Множеством (областью) значений Е(у) функции у = f(x) назы­вается множество всех таких чисел y0 , для каждого из которых найдется число x0 такое, что: f(x0) = y0·

Напомним области значений основных элементарных функций.

Областью значений всякого многочлена четной степени является промежуток [т,+ ), где т - наименьшее значение этого многочлена, либо промежуток (- , n], где n - наибольшее значение этого много­члена.

Областью значений всякого многочлена нечетной степени является R.





Е ) = ( )=[0, +

Е( E (

Е (loga х) =R E (sin x) = E(cos x)= [-1,1]

Е (arcsin x) = [ , E (arсcos x)= [0

Е (tg x) = E(ctg x)=R E(arctg x)= ( ,

Е (arcctg x ) = (0, ).

Отметим, что задания на нахождение множества значений какой-то функции решаются преимущественно двумя методами: аналитическим и алгебраическим.

Приведем одно замечание. Предположим, что функция f(x) яв­ляется сложной функцией, в которой можно выделить "подфункцию" t = t(x). Тогда y = f(t) = f(t(x)). Отметим, что неважно, какой явля­ется функция t = t(x) (возрастающей, возрастающе-убывающей и т.д.). Если нам известна ее область значений E(t), то при нахождении обла­сти значений функции У = f(t) = f(t(x)) целесообразно считать, что t возрастает на E(t) как какой-то новый аргумент.

В соответствии с этим функцию У = f(t) целесообразно считать такой, каковой она являет­ся от аргумента t на промежутке E(t). Например, пусть нам дана функ­ция y=2cos x. Вводим новую переменную t(x) = cos x.

Понятно, что E(t) = [-1, 1]. Тогда функцию y(t) = 2t + 1 целесообразно считать линейной на промежутке [-1, 1]. Это никак не повлияет на нахождение Е(у), но напротив, облегчит нам эту процедуру.

Находим Е(у). Функция y(t) = 2t + 1 на промежутке [-1,1] является линейной и возрастающей, потому Е(у) = [2(-1) + 1,2·1 + 1] = [-1,3].


Пример 1. Найдите область значения функции у=3+cos x


  1. [0;3]; 2) [-4;2]; 3) [-4;0] 4) [2;4];


Решение: Значения косинуса составляют промежуток [-1;1], значит, -1+3 Получим Е(у)= [2;4]


Номер ответа: 4.

Пример 2. Найдите область значения функции у=2-si

  1. [1;2] 2) [1;3] 3)[0;3] 4) [0;1.]


Решение: Так как -1 . Прибавив ко всем частям двойного неравенства 2, получим 2

Номер ответа: 1

Пример 3. Найдите множество значений функции у=


  1. [-2;2] 2) [- ] 3) [-0,5; 1;5] 4) [-1 ]


Решение: -1 умножим все части неравенства на число ( .

При этом знак неравенства меняется на противоположный или

.

Е(у)= [- ]

Номер верного ответа: 2.


Пример 4.

Найдите наибольшее целое значение функции.

y=

Решение: Запишем функцию в виде y= или y=

Учтём ограниченность функции косинус -2 Ко всем частям неравенства прибавим число 1 и получим:

-1 2 cos x+1 2cos x+1 . Ко всем частям неравенства прибавим число 7 и получим 7 Умножим все части неравенства на положительное число и получим .

Учтём, что и Тогда имеем: 6,18 , наибольшее целое значение, лежащее в этом промежутке, 9.

Ответ:9.


Пример 5. Найдите наибольшее целое значение функции.

y= 13


Решение: Используя формулу для косинуса разности двух углов, получим y= 13 . Учтём ограниченность функции косинус: -1 Из всех частей этого неравенства вычтем число 3 и получим: -4 . Показательная функция с основанием 2 (большим единицы) является возрастающей. Поэтому получаем: или . Наибольшее целое значение, лежащее в этом промежутке, у=3.

Ответ: 3.


Пример 6. Найти множество значений функции у=tg x-3, учитывая множество значений функции тангенс получим неравенство , вычитая из обеих частей неравенства 3 получим промежуток (

Ответ:(


Пример 7. Найти множество значений функции у=tg2 x+5, учитывая множество значений функции тангенс получим неравенство , прибавляя к обеим частям неравенства 5, получим [5;+

Ответ: [5;+





Пример 8. Найти множество значений функции у=2сtg x-3, учитывая множество значений функции котангенс получим неравенство , умножив обе части неравенства на 2 получим неравенство , вычитая из обеих частей неравенства 3 получим промежуток (

Ответ:(


Пример 9. . Найти множество значений функции у= +3, учитывая множество значений функции у= получим неравенство , прибавляя к обеим частям неравенства 3, получим промежуток (3;

Ответ: (3;


Пример 10. Укажите наибольшее целое число, входящее в множество значений функции у=4- 0, , учитывая множество значений функции у=0, , получим неравенство

,умножив обе части неравенства на -1, получим , прибавляя к обеим частям неравенства число 4, получим промежуток (- , таким образом наибольшее целое число, входящее в множество значений 3.

Ответ: 3.


Пример 11. Найдите наименьшее значение функции

g(x)=log3(16-х2) на промежутке [0;

Замечание: Можно заметить, что на промежутке [0; функция у=16-х2 убывает, т.е.

у(0)

Функция g(t)=log3 t возрастает на всей области определения. Значит, наименьшее значение на промежутке [0; функция g(x)=log3(16-х2) принимает в точке х0 =


Решение: g( log3(16- 2 = log3(16- )= log3 9=2

Ответ: 2.


Пример 12. Найти наименьшее значение функции g(x)=log0,5(4-х2)

Ответ: -2


Решение задач у доски.


1.

2.y = sin x -5

3.y= 1- 2 sin x

5.y= cos x-2

6.y= 2 sin x+3

7.y=

9.y=

10.y=

11.

12. y=

Ответы:

1.[-1; 5]

2.[-6;-4]

3.[-1;3]

4. [1;2]

5. [-1;-3]

6. [1;5]

7. [1;2]

8. (-4;

9. (2;

10.[0;1)

11.(

12.[ )

Задачи для самостоятельного решения повышенного уровня.

1.Найдите наименьшее целое значение функции y =

2. Найдите наименьшее целое значение функции у = 3

3.Найдите наибольшее целое значение функции у=25

4. Найдите наименьшее целое значение функции

у=

5. Найдите наименьшее значение функции

y = log0,5(2-x2).

6. Найдите наименьшее значение функции

y = log0,5(4-x2).

7. Найдите наименьшее значение функции

g(x) = log0,5(8-x2).

8.Найдите наименьшее значение функции

g(x) = log0,5(0,125-x2).

Ответы:

  1. 3

  2. 7

  3. 8

  4. 7

  5. -1

  6. -2

  7. -3

  8. 3


5.Решение тестовых заданий (3 уровня)

Предлагаются тесты с выбором ответа по типу ЕГЭ (рассчитанные на 15 минут), учитель сразу проверяет и оценивает работу учащихся.


Вариант 1.

1. Вычислите: .


1)

10

2)

20

3)

16

4)

8

2. Упростите выражение .


1)

2)

3)

4)

 


3. Найдите значение выражения , если .


1)

15

2)

8

3)

12

4)

6


4. На рисунке изображен график функции , определенной на промежутке . Укажите все значения аргумента, при которых функция принимает неотрицательные значения.



1)

2)

3)

4)



5. Укажите область определения функции .

1)

3)

2)

4)


6.  Укажите область значений функции .


1)

2)

3)

4)



7. Решите неравенство .


1)

3)

2)

4)


Вариант 2.

1. Упростите выражение .


1)

2)

3)

4)

2. Вычислите: .


1)

42

2)

6

3)

0

4)

30

3. Вычислите: .


1)

3

2)

– 0,5

3)

0,5

4)

8

4. На одном из рисунков изображен график четной функции. Укажите этот рисунок.


1)

2)

3)

4)


5. Укажите область определения функции .


1)

3)

2)

4)


6. Укажите область значений функции .


1)

2)

3)

4)

7. Решите неравенство .


1)

3)

2)

4)


Вариант 3.

1. Вычислите: .


1)

‑ 4

2)

8

3)

‑ 2

4)

0

2. Упростите выражение .

1)

2)

3)

4)


3. Вычислите: .


1)

‑ 3

2)

‑ 1

3)

1

4)

3



4. На одном из рисунков изображен график нечетной функции. Укажите этот рисунок.


1)

2)

3)

4)

5. Укажите область определения функции .

1)

3)

2)

4)


6. Укажите область значений функции .


1)

2)

3)

4)


7. Решите неравенство .


1)

3)

2)

4)


Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

1

2

2

2

3

3

3

3

4

1

2

4

2

2

3

5

3

3

1

6

4

4

4

7

1

1

3


5 заданий – оценка 3, 6 заданий – 4, 7 заданий-5.

6. Домашнее задание ( в качестве домашнего задания предлагаются тесты 3-х уровней,)

7. Итоги урока.