СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике Периметр квадрата

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике Периметр квадрата»

Урок периметр квадрата

Цели деятельности

учителя

создать условия для формирования умения различать геометрические фигуры; способствовать развитию умений вычислять периметр квадрата, решать задачи; развивать пространственное мышление

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов; строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки; находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений; выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 м 6 дм и 16 дм или 160 см); использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах; получат возможность научиться – использовать табличную форму формулировки задания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – проводят сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимают выводы, сделанные на основе сравнения; коммуникативные – участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций; регулятивные – определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы совза-имо-действия

Универсальные
учебные действия

Форма конт-

роля

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1. Задачи:

а) В упаковке 2 десятка таблеток. Сегодня я уже принял 3 таблетки. Сколько таблеток осталось в упаковке?

б) Пачка вафель стоит 8 рублей. Нужно купить 5 таких пачек. Сколько это будет стоить?

2. Геометрия на спичках.

а) Сколько всего на чертеже квадратов? Сколько
на нем всего многоугольников?

б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений.

в) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата. Найдите несколько решений.

г) Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квад-рата. Найдите два решения и сравните их.

д) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат. Какие еще остались многоугольники?

3–4. (См. ресурсный материал к уроку.)

Отвечают на вопросы учителя
по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного

счета

Фронтальная

Личностные: осознают свои

возможности в учении; способны адекватно судить о причинах

своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучеб-

ные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;логические – дополняют и рас-

ширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают

и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

III. Сообщение темы урока

Сообщение

темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите чертеж на доске:

Слушают
и обсуждают тему урока.

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Назовите «лишнюю» фигуру. (Квадрат.)

– Каждый прямоугольник соотнесите с выражением, с помощью которого можно вычислить периметр.

– Сегодня на уроке мы научимся вычислять периметр квадрата

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока


Регулятивные: определяют те-му и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики.

Коммуникативные: умеют с до-статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи


IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику

(задание 1)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Сколько сторон достаточно измерить, чтобы вычислить периметр прямоугольника? (Две соседних стороны.)

– А если прямоугольник является квадратом, то сколько измерений нужно сделать для вычисления периметра? (Достаточно измерить одну сторону.)

– Прочитайте правило в учебнике.

– Рассмотрите рисунок. Сколько прямоугольников здесь изображено? (4.)

– Сколько квадратов? (2.)

– Вычислите периметр каждого квадрата.

Р1 = 1 + 1 + 1 + 1 = 1 · 4 = 4 (см).

Р2 = 2 + 2 + 2 + 2 = 2 · 4 = 8 (см)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Делают вывод

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: общеучеб-

ные – определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; от-

вечают на простые и сложные

вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Устные ответы.

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Работа по учебнику

(задание 3)

– Сколько сантиметров в 1 дециметре?

– Чему равен периметр квадрата со стороной 1 дм

5 см?

1 дм 5 см = 15 см.

Р = 15 + 15 + 15 + 15 = 60 (см)

Вычисляют периметр квадрата

Фронтальная

проводят подведение под понятие, выведение следствий.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; слушают и понимают других

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 4)

– Начертите квадраты со сторонами 2 см, 4 см

и 5 см.

– Вычислите периметры этих квадратов.

Р1 = 2 + 2 + 2 + 2 = 2 · 4 = 8 (см).

Р2 = 4 + 4 + 4 + 4 = 4 · 4 = 16 (см).

Р3 = 5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 4 = 20 (см).

– Какой квадрат имеет самый большой периметр?

– Какой квадрат имеет самый маленький периметр?

– Если длина стороны одного квадрата больше длины стороны другого квадрата, то что можно сказать
о периметрах этих квадратов?

– Если стороны квадратов равны? (Периметры будут тоже равны.)

Строят квадраты
со сторонами 2 см,
4 см и 5 см

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение

задания

в рабочей тетради

V. Первичное ос-мысление и закрепление

Работа по учебнику

(задание 5)

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.

Комментирует ход решения.

– Начертите квадрат, периметр которого равен

40 см.

– Как вычислить длину стороны данного квадрата?

(40 см : 4 = 10 см.)

Выполняют дидактические упраж-нения, от-

вечают на вопросы, высказывают свое мнение

Индивидуальная

Личностные: осознают свои

возможности в учении; способны адекватно судить о причинах

своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучеб-

ные – умеют ориентироваться

в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают

Устные ответы.

Выполнение

задания

в рабочей тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Работа по учебнику

(задание 6)

– Длина стороны квадрата равна 6 см. Вычислите периметр этого квадрата. Запишите периметр квадрата в виде произведения.

Запись: Р = 6 · 4 = 24 (см).

– Что обозначает первый множитель? (Длина стороны квадрата.)

– Что обозначает второй множитель? (Количество сторон.)

Чертят квадрат,

выполняют вычисления

Фронтальная, индивидуальная

вопросы, находят нужную инфор-мацию в учебнике; определяют,
в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований
и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют

результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий под ру-

ководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают
в совместном решении проблемы (задачи)

Устные ответы.Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по учебнику

(задание 7)

– Какая фигура изображена? (Прямоугольник.)

– Сколько надо выполнить измерений, чтобы вычислить периметр прямоугольника?

– Вычислите периметр данного прямоугольника.

Р = 2 · 2 + 10 · 2 = 4 + 20 = 24 (см).

– Чему будет равна длина стороны квадрата с таким же периметром?

24 см : 4 = 6 см.

– Начертите этот квадрат

Записывают периметр квадрата в виде произведения

Фронтальная

Устные ответы. Выполнение

задания

в рабочей тетради

Работа по за-

данию на доске

– Догадайтесь, какому из прямоугольников соответствует каждое выражение и что оно обозначает:

(3 · 2) + (8 · 2)

3 · 4

(4 · 2) + (3 · 2)

Соотносят каждое выражение
с прямоугольником

Фронтальная

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение

полученных сведений

Предлагает учащимся оценить каждому свою

работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как найти шестую часть числа?

– Решите кроссворд (см. ресурсный материал

к уроку)

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают значение математических знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осо-знанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют

результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют

и осознают то, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы

Устные ответы.

Оценивание учащихся

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.

– Выполните задание по учебнику, с. 124, № 2

Слушают учителя

Фронтальная

Записывают

домашнее задание

Ресурсный материал к уроку

3. Выберите нужную картинку и вставьте в пустой квадрат.

4. Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства:

Математический кроссворд

По горизонтали:

1. Сумма длин сторон многоугольника.

2. Мера длины.

По вертикали:

1. Мера длины.

2. Мера массы.

3. Неизвестное число (5 + 5 = ).

4. Наименьшее число вершин многоугольника.

Ответы:

По горизонтали: 1. Периметр. 2. Метр.

По вертикали: 1. Дециметр. 2. Килограмм.

3. Десять. 4. Три.