Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Урок математики
3класс
Табличное умножение и деление
(игровые технологии)
Стемиковская Ирина Петровна
учитель высшей категории
Табличное умножение и деление.
Урок закрепление знаний по теме «Табличное умножение и деление» проведен в форме игры-соревнования «Олимпийские игры
Планируемые результаты
Предметные
Закреплять знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках.
Метапредметные
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные: умение аргументировать свой способ решения задачи.
Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка качества и уровня усвоения материала.
Личностные
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Тип урока: закрепление знаний
Форма урока: урок-игра
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах
Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, магнитная доска со сводной ведомостью, табло, аудиозапись, игра «Спортлото», медали для учащихся – карандаш, линейка, ручка.
Средства наглядности: карточки для самостоятельной работы учащихся, сводная ведомость, табло, презентация
ПЛАН УРОКА
(продолжительность урока – 45 мин)
№ | Этап урока | Использование ИКТ, ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность жюри | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Презентация | Проверяет готовность учащихся к уроку, формулирует цели урока, знакомит с членами жюри | Знакомится с учащимися | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 2 мин |
2 | Актуализация знаний (Разминка) | Презентация | Проводит разминку - устный счет | Фиксируют результаты разминки на табло | Выполняют задания, предложенные учителем | 7 мин |
3 | Проверка и оценка знаний 1. «Лыжные гонки» 2. «Лыжная эстафета» 3. «Бобслей» 4.Фристайл» 5. «Хоккей» 6. «Фигурное катание» 7. «Биатлон» | Презентация Интерактивная доска | Организует самостоятель-ную и коллективную работу учащихся | Проверяет и оценивает деятельность учащихся, размещает результаты в сводной ведомости класса и на табло | Участвуют в играх и конкурсах, выполняют самостоятельные задания | 34 мин |
4 | Итог урока | Презентация | Подводит итог урока, выставляет оценки в дневники учащихся | Объявляет результаты, проводит награждение «олимпийских чемпионов» | Знакомятся с результатами своей деятельности | 2 мин |
ХОД УРОКА
I.Организационный момент, сообщение темы и задач урока.
- У нас сегодня смотр знаний по математике. Итог того, как вы усвоили таблицу умножения и деления, как умеете решать составные задачи.
Урок пройдет в форме Олимпийских игр (Слайд 1). Вы знаете, что в 2014 году в нашей стране в городе Сочи пройдут очередные зимние Олимпийские игры, где спортсмены всех стран покажут свои лучшие спортивные достижения. Пять сплетенных колец – символ дружбы между народами пяти континентов.
Ваши знания будет оценивать судейская коллегия. Это учителя нашей школы …
Сегодня у нас определятся свои «олимпийские чемпионы», они будут награждены медалями: золотой, серебряной, бронзовой.Чтобы одержать победу, нужно дать как можно больше правильных ответов на устные вопросы и постараться все виды самостоятельных работ выполнить на «отлично». За каждый верный ответ вы получите один балл, а за самостоятельную работу – оценку. Судьи у нас строгие, но справедливые. Желаю всем успехов, быть решительными и находчивыми. Пусть победит сильнейший!
Познакомьтесь с программой соревнований (Слайд 2):
«Разминка перед стартом»
1. «Лыжные гонки»
2. «Лыжная эстафета»
3. «Бобслей»
4. «Фристайл»
5. «Хоккей»
6. «Фигурное катание»
7. «Биатлон»
II.Устный счет
- Прежде чем приступить к соревнованиям, проведем разминку. Итак, внимание! (Слайды 3-5)(Итоги заданий фиксирует жюри и делает записи на табло (Приложение 1))
а) Назовите значения данных выражений в порядке возрастания: 3 ∙ 8
3 ∙ 6
3 ∙ 9
3 ∙ 5
3 ∙ 7
3 ∙ 2
б) Вычислите произведения. Наберите число 60 в виде суммы произведений.
6 ∙ 7 Ответы: 8 ∙ 5 + 5 ∙ 4 = 60
8 ∙ 5 6 ∙ 7 + 3 ∙ 6 = 60
3 ∙ 6 6 ∙ 8 + 4 ∙ 3 = 60
6 ∙ 8 3 ∙ 6 + 4 ∙ 3 + 6 ∙ 5 = 60
5 ∙ 4
4 ∙ 3
6 ∙ 5
в) Составьте по таблице и по числам, данным на доске, задание для своего товарища. На составление задания – 2 мин. (Работа в парах)
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Увеличить: в несколько раз, на несколько единиц. Уменьшить: в несколько раз, на несколько единиц. Во сколько раз число или На сколько единиц число или Делимое. Делитель. Частное. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Слагаемое. Сумма. Множитель. Произведение. |
6, 5, 30, 12 56, 7, 8, 10 9, 72, 8, 16
- Итоги разминки вы видите на табло.
III. Проверка и оценка знаний
1. «Лыжные гонки» (Слайд 6)
- Проверим, как вы усвоили таблицу умножения и деления (Карточки с примерами на знание табличных случаев умножения и деления. 25 примеров за 1 минуту)
-Кто первый добежит до финиша за 1 минуту? На старт, внимание, марш!
- Судьи проверят, все ли удачно пробежали свою дистанцию, передайте карточки по вариантам. (Жюри заносит результаты-оценки в сводную ведомость (Приложение 1))
2. «Лыжная эстафета» (Слайд 7) (Интерактивная доска)
- В эстафете участвует команда лыжников. Лыжник пробегает свою дистанцию и передают эстафету следующему. Вот и мы проведем эстафету. Какой ряд быстрее получит правильный ответ, вычисляя цепочку примеров? Нужно быть очень внимательным и быстрым, чтобы не подвести свою команду. На старт, внимание, марш! (Коллективная работа, учащиеся каждого ряда по очереди выходят к интерактивной доске и записывают результат вычисления)
3
54
32
4
64





: 8 ∙ 7 : 4 - 12 : 9 ∙ 7
+ +

![]()



∙ 6 : 2
+



![]()

+ 7 - 6 + 7 - 7
-

![]()


- - 31



- 4 - 7 - 19 : 3 : 2 - 6
∙ + = . =
- Проверим, все ли правильно вычислили примеры (Жюри объявляет команду-победительницу и фиксирует результаты деятельности детей на табло)
3. «Бобслей» (Слайд 8) - это санный спорт. Кто быстрее спустится с горы и при этом ни разу не упадет? Необходимо быстро и правильно записать в окошечках числа так, чтобы получились верные равенства. (Учащиеся получают индивидуальные карточки и составляют равенства по заданным условиям)
Iвариант II вариант
9 ∙ 4
∙
+
6 ∙ 4







99
:
24 - 17
-
∙
58 + 23
-
32 - 28
+
:
7 ∙ 8
28 + 35
8 ∙ 7
- Судьи проверят, успешно ли вы спустились с горы. Сдайте карточки на проверку. (Жюри заносит результаты-оценки в сводную ведомость)
- Объявляю тайм-аут! (Музыкально-спортивная физкультурная пауза) (Слайд 9)
4. «Фристайл» (Слайд 10) - это фигурное катание на лыжах. В этом виде спорта лыжникам нужно все очень точно рассчитать, чтобы выполнить какую-либо фигуру. Точный расчет потребуется и вам при решении задачи. Возьмите следующую карточку, внимательно прочитайте задание. Решите задачу по краткой записи (Учащиеся рассматривают краткую запись задачи на карточке и решают ее с учетом дифференцированного задания)
Дифференцированное задание:
решить задачу по плану (для слабых учащихся);
решить задачу и составить по ней выражение;
изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась в три действия (для сильных учащихся).
I вариант
Цена | Количество | Стоимость |
одинаковая | 7 м | 56 р |
одинаковая | 5 м | ? |
II вариант
Масса 1 пакета | Количество пакетов | Масса всех пакетов |
одинаковая | 4 п. | 12 кг |
одинаковая | 6 п. | ? |
(Жюри оценивает работу учащихся, заносит результаты-оценки в сводную ведомость)
5. «Хоккей» (Слайд 11)
- Предлагаю сыграть в хоккей. На слайде вы видите примеры. Если прозвучит правильный ответ, вы забиваете шайбу в ворота (кричите «гол!»), если неверный ответ – молчите. (Аудиозапись с вариантами ответов).
32 : 8 4 ∙ 9 18 : 2 28 : 7 8 ∙ 7
7 ∙ 6 56 : 8 5 ∙ 4 24 : 4 81 : 1
6. «Фигурное катание» (Слайд 12)
- В обязательной программе фигуристы стараются точно вычертить коньками фигуры на льду. От этого зависит оценка их выступления.
Вам тоже предстоит выполнить точный чертеж. Внимательно послушайте задание (Аудиозапись)
I вариант: начертите один отрезок длиной 8 см, а другой в 2 раза короче.
II вариант: начертите один отрезок длиной 4 см, а другой в 3 раза длиннее.
(Жюри проверяет работы и оценивает, результаты заносит в сводную ведомость)
7. «Биатлон» (Слайд 13) - это стрельба лыжников по мишеням. Для тогочтобы попасть в цель, вам нужно хорошо помнить порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок. (Индивидуальная работа учащихся по перфокартам; полученные оценки вносятся в сводную ведомость)
I вариант II вариант III вариант
(24 + 12) : 4 18 : (3 ∙ 2) 3 ∙ 6 : 2
12 : 3 ∙ 2 16 – 8 : 2 8 ∙ (6 + 1)
36 + 24 : 6 6 ∙ (2 + 7) 20 – 2 ∙ 8
24 : (8 : 2) 12 – 6 : 3 (9 + 3) : 3
42 – 21 : 3 25 + 15 : 5 8 + 32 : 4
- Кто раньше других «отстреляется», тот может сыграть в «спортлото». Надо подойти к судейской коллегии и вытянуть бочонок с номером. По этому номеру вы получите карточку с логической задачей. За ее решение заработаете дополнительные баллы.
8. «Спортлото» (За решение логических задач учащиеся получают дополнительные баллы, которые вносятся в табло).
IV. Итог урока (Слайд 14)
Жюри объявляет результаты «Олимпийских игр», награждает «олимпийских чемпионов».
Учитель выставляет оценки из сводной ведомости в журнал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ |
№ | Ф.И. учащихся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общ. |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | … | | | | | | |
4 | … | | | | | | |
ТАБЛО |
№ | Ф.И. учащихся | Баллы |
1 | | |
2 | | |
3 | … | |
4 | … | |