Проект урока " Килограмм
Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7
г. Сафоново Смоленской области
Мерзликина Надежда Николаевна
(1 класс «Школа России»)
Тема урока: Килограмм
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели: познакомить с понятием «масса предмета», «килограмм»;
научить сравнивать предметы; использовать слова «легче», «тяжелее».
развивать способность анализировать и сравнивать предметы по массе;
находить несколько вариантов решения задачи; воспитывать умение взаимодействовать в группе.
На уроке совершенствуются регулятивные умения по планированию, оценке и корректировке своих действий в соответствии с заданием, умению находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Развиваются познавательные УУД: наглядное сравнение предметов по нескольким основаниям, классификация изучаемых объектов.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать в паре и группе.
Оборудование: Учебник «Математика» для 2 класса в 2 частях, авторы М.И. Моро, С.И. Волкова: Издательство: Просвещение, 2012 . Ч.2
Дидактический материал:
различные виды весов, набор коробок (разных и одинаковых по цвету, размеру и массе), для оценивания в коробочке на каждой парте лежат гири, вырезанные из бумаги (оранжевые - 4 балла ( всё сделано правильно аккуратно); жёлтые - 3 балла ( допущена 1 ошибка, написано неаккуратно); зелёные - 2 балла ( 2 - 3 ошибки, грязно); фиолетовые -1 балл ( неправильно).
Ход урока
1.Актуализация опорных знаний.
Скажите ребята:
- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)
- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)
- Сегодня, мы с вами – исследователи. Но для этого необходимо быть очень
вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.
А чтобы работа была успешной – улыбнитесь друг другу.
- Перед началом исследования проведём разминку.
Какой месяц? (Февраль)
Какое время года? (зима)
Какой день недели? (среда)
Какое сегодня число? (10).
Что вы знаете о числе 10?(двузначное число, соседи чисел 9 и 11, состав чисел 5 и 5).
- Угадайте, о каком числе идет речь: оно больше 6 на 2, его соседями являются числа 7 и 9? (8)
- Что еще можете сказать о числе 8? (состав числа, предшествующее, последующее числа)
б) - Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы? (9)
-Покажите число, которое на 1 меньше 7. (6)
- Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала? (4)
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности? (3)
- На сколько 7 меньше 9? (на 2)
(Оцениваем себя).
2.Открытие нового материала.
(Проблемная ситуация).
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно
сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые).
(Учитель создаёт проблемную ситуацию).
- Я утверждаю, что эти коробки разные. (Дети испытываю затруднение и должны высказать предположения)
- Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (Взять их в руки)
Детям предлагается подержать коробки.
- Скажите, по какому признаку отличаются эти коробки? (Затруднение. Не
могут назвать признак и должны сказать, что с этим признаком не знакомы)
Учитель называет это признак, если никто из детей не сможет его назвать.
На доске вывешивается первое слово названия темы урока МАССА.
Хором: Коробки разные по массе.
Сегодня на уроке вы должны научиться сравнивать предметы по массе,
находить неизвестную массу, учиться работать с одноклассниками,
грамотно формулировать свои ответы.
Знакомство с килограммом.
Учитель предлагает вниманию детей один пакет с мукой, другой с сахаром.
- Теперь я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Дети
высказывают предположения о том, масса чего больше.)
(Проблемная ситуация).
- Запишите на доске неравенство. (Дети испытывают затруднение. Мы не
можем записать неравенство, так как не знаем массу муки и массу сахара.)
- Как нам определить эти массы? (надо их измерить).
- Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется масса –
это Килограмм (записывают в тетрадь).
На доске вывешивается второе слово темы КИЛОГРАММ.
- Сокращенно это слово записывают кг. (На доске вывешивается КГ ).
- О какой величине будем говорить на уроке?
- О массе, килограммах
Учитель говорит, что эталон килограмма хранится во Франции.
Показывает предметы, которые имеют массу ровно 1 кг.
3.Формирование умения измерять и сравнивать.
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
Знакомство с весами.
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
(На доску вывешивается слово ВЕСЫ)
Где в жизни вы встречали весы?
У кого родители используют весы? Для чего?
Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?
Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические.
Подойдите к столу и рассмотрите весы. Какие они: электронные или механические?
Физкультминутка
У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:
весы находятся в равновесии;
левая чаша весов опустилась;
правая чаша весов опустилась;
весы находятся в равновесии;
масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
весы находятся в равновесии;
груз на левой чаше легче;
весы находятся в равновесии.
4.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику.
№ 1 стр.36
Что видите на рисунке? (Весы, гири).
-Для чего нужны гири?
(Чтобы взвешивать массу на весах, где нет шкалы).
- Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
-Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?
(Оцениваем себя).
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Давайте исследуем весовой товар. Если товар весовой, выберите и подчеркните товар.
Ананас 3кг, линейка15 см, мука10кг, 1 пачка чая , 2 коробки с машинками, 4 пакета сока, тыква 7кг, арбуз 5 кг.
-Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку?
-Кому нужна тренировка?(Дети осуществляют самопроверку по образцу).
(Оцениваем себя).
Физкультминутка музыкальная.
В магазине много покупателей. Я пошла в магазин и купила 3кг яблок и 1 кг апельсинов.
Решите задачу. Можем ли решить задачу? Нет. Почему? Потому что нет вопроса. Молодцы.
А что вы хотите узнать? Сколько всего кг фруктов?.( 4 кг)
А какой вопрос еще можно поставить? На сколько яблок больше, чем апельсинов? (На 2 кг.)
На сколько кг меньше апельсинов, чем яблок?
Решают задачу под руководством учителя.
6.Рефлексия:
Оцените свою работу на уроке:
Продолжите предложение:
- «Мне на уроке было…»
- «Я испытывал трудности…»