Разработка урока по математике в 11 классе по теме: "Первообразная и интеграл".
Тип урока: обобщающий.
Цели:
Систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме.
Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
Побуждать учащихся само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, магнитная доска, папки с приложениями, индивидуальные оценочные листы.
Урок происходит по этапам. Результаты каждого этапа учащимся заносят в оценочные листы:
Урок Ф.И. учащегося
Этапы Задания Количество баллов
I 1 1.Повторение 0-11
2.Математическая эстафета 0-17
2 1. Домашнее задание 0-20
II 2. Аукцион задач 0-22
3 Тестирование 0-20
Оценка за урок зависит от суммы набранных баллов по всем заданиям.
Первый этап
Повторение
Учащиеся в парах повторяют теорию по теме и отвечают друг другу на вопросы (приложения 1, 2 и 3). Правильный ответ оценивается в один балл.
Математическая эстафета
Работа в командах. На последней парте каждого ряда находится листок (приложение 4) с 10 заданиями (по два вопроса на каждую парту). Первая пара учащихся, выполнив любые два задания, передает листок впереди сидящим. Работа считается оконченной, когда учитель получается листок с правильно выполненными 10 заданиями.
Побеждает та команда, которая раньше всех решит все задания. Проверка работ осуществляется с помощью таблицы, помещенной на магнитной доске.
Ученики распределяют между собой заработанной количество баллов, выставляют их в оценочные листы.
Второй этап
Проверка домашнего задания
Учащиеся в парах обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. 5 ребят заранее заготавливают по одному примеру на карточках из домашнего задания и комментируют их решение.
Предварительное домашнее задание
Материальная точка массы m = 1 кг движется по прямой под действием силы, которая меняется по закону F(t) = 8 – 12 t н. Найдите закон движения точки, если в момент времени t = 1 секунде, её координата равна 0 и скорость равна 1 м/сек. В какой момент времени скорость точки будет максимальной?
Решение.

F = ma?


x (t) =
, так как x (0) = 0, то
= 0.
Значит x (t) =
.
Найдем момент времени, когда скорость точки будет максимальной

8 – 12t = 0,
t = 
Ответ: x (t) =
,
t =
с.
Пользуясь геометрическим смыслом определенного интеграла, вычислить

Решение.

Найдем площадь полукруга с центром A (2;0) и радиусом R=1.
Ответ:
.
При каком а выполняется равенство
?
Решение.


По условию задачи
, откуда
,
.
Ответ: -2;
.
Вычислить интеграл 
Р
ешение
Ответ:
.
Каждое правильное выполнение задание оценивается классом от 1 до 5 баллов.
Аукцион задач
Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиком функции y =
и касательными, проведенными к графику в точках и (5 баллов).
В каком отношении парабола y =
делит площадь прямоугольника, вершины которого находятся в точках A(0;0) B(3;0) C(3;9) D(0;9)? (5 баллов).
Решите уравнение:
(4 балла).
4) Решите неравенство:
(4 балла).
Найдите объем фигуры, полученной вращением криволинейной трапецией, ограниченной линиями y = , y = 1, x = 0, x = 1 (4 балла).
Ответы: 1) 2
; 2) 1:3; 3) х = 1, y = 4; 4) (-
, -20] 
Третий этап
Тестирование. Тест №2 [2, стр. 180]
Работа проводится по четырем вариантам, в каждом из которых по десять заданий, записанных в таблицу. Решая, ученик записывает варианты ответа на листе ответов. По истечении времени, отведенного на тест, учащиеся обмениваются листами и проводят быструю взаимопроверку. Учитель демонстрирует на экране ответы к заданиям теста. Каждое правильно решенное задание оценивается двумя баллами. Результаты заносятся в оценочный лист.
Четвертый этап
Из истории
Группа учащихся готовит сообщение о происхождении терминов и обозначений по теме «Первообразная. Интеграл», из истории интегрального исчисления, о математиках, сделавших открытия по данной теме.
Пятый этап
Подведение итогов
Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, называет лучших учеников, лучшую команду, называет оценки, отмечает вопросы, по которым ребятам еще нужно работать, указывает на основные ошибки, планирует индивидуальную работу с теми учащимися, которые допустили ошибки.
2017 Учитель Бадранова В.А.