Урок по математике в 3 «а» классе
( УМК «Школа России»)
Тема: Закрепление. Внетабличное умножение и деление.
Цели рока:
Познавательные УУД:
1)Отрабатывать навыки внетабличного умножения и деления.
2) Закреплять знания детей по решению уравнений и задач с использованием приёмов внетабличного умножения и деления.
3) Формировать у детей нестандартное, творческое мышление, умение самостоятельно извлекать и перерабатывать имеющуюся у них информацию, преобразовывать её.
Регулятивные УУД:
1)Продолжать учить детей самостоятельно формулировать основные вопросы урока.
Коммуникативные УУД:
1)Развивать процесс рационального мышления, самоконтроля и самооценки.
2)Развивать интерес к математике, речь, память.
3)Отрабатывать умение работать в парах, самостоятельно.
Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи, нетрадиционной формы урока. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.
Результативность: учащиеся отработают все приёмы внетабличного умножения и деления, научатся применять их при выполнении других заданий. Высокие результаты достигаются за счет применения приёмов ТРКМ.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; интерактивная доска; рабочие листы с заданиями.
Ход урока:
1 .Орг. момент:
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что сказать гостям нам надо?
- Видеть вас мы очень рады.
2. Самоопределение к деятельности.
-Давайте улыбнёмся друг другу, поддержим.
На доске появляется цитата:
« Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.» А Нивен.
-Согласны ли вы с американским математиком, жившим в 19 веке? (Рассуждения детей )
-Так давайте сегодня на уроке не только наблюдать, как работает сосед, но и активно самим работать, помогая друг другу.
3. Целеполагание.
- Перед вами рабочие листы с заданиями.
- Сколько заданий я предложила вам? Посмотрите на каждое из них, оцените свои знания и возле каждого номера поставьте знаки:
«+» - если знаете, как выполнить;
«+, - » - если сомневаетесь в решении;
« - » - если не знаете, как решать.
-Какая общая тема объединяет все задания?
(Внетабличное умножение и деление.)
-Сегодня на уроке вспомним все приёмы внетабличного умножения и деления и научимся использовать их при выполнении различных заданий.
№1.
- В первом номере найдите числовые выражения, в которых для вычисления один из компонентов надо представить в виде суммы разрядных слагаемых.
- Теперь найдите выражения, в которых делимое надо представить в виде суммы удобных слагаемых.
- Найдите примеры, в которых деление выполним методом подбора.
- Найдите значения этих выражений, ответы записывайте на рабочих листах, помогайте друг другу.
(Проверка осуществляется с помощью интерактивной доски, дети «цепочкой» называют ответы.)
4. Актуализация опорных знаний.
№2.
- Что необходимо сделать во втором номере.
(Решить уравнения)
-Что такое уравнение? (Дети дают ответы.)
-Что значит решить уравнение? (Дети дают ответы.)
-Поставьте «стрелки» и соответствующие арифметические знаки действий.
- Решите в тетради одно из уравнений.
(У доски решают 3 ученика по одному уравнению с последующей проверкой и объяснением.)
№2 1) Х х 3 = 51 |
2) Х : 4 =16 |
60 : Х =5 |
№3.
- Что необходимо найти в №3?
-Что называется прямоугольником?
-Сформулировать свойство сторон прямоугольника?
-Как найти площадь прямоугольника?
-Какое условие при этом должно выполняться?
(Длина и ширина прямоугольника должны быть измерены в одинаковых единицах измерения)
- Что такое периметр прямоугольника?
- Как найти периметр прямоугольника?
- Первый ряд находит площадь, а второй – периметр прямоугольника, используя любую формулу. Помогайте друг другу в паре.
(Ученики, которые раньше выполнили задание, записывают решение на доске.)
№3 13см S = ? Р=?
-Чтобы выполнить четвёртое задание - решить задачу, проведём разминку. -Читаю условие задачи, вы формулируете вопрос.
В 6 бидонах по 12 литров молока в каждом бидоне.
(Ск. всего литров молока в бидонах?)
60 ребят создали для соревнований 5 одинаковых команд.
(Ск. человек в каждой команде?)
Из 42метров сшили платья, расходуя на каждое платье по 3 метра.
(Ск. платьев получилось?)
В магазине 48кг яблок и 4кг лимонов.
(Ск. всего кг фруктов в магазине?)
(На ск. кг яблок больше, чем лимонов?)
(На ск. кг лимонов меньше, чем яблок?)
(Во ск. раз яблок больше, чем лимонов?)
(Во ск. раз лимонов меньше, чем яблок?)
- Читаем задачу. Кто решит с объяснением?
(Выходит ученик к доске и выбирает метод решения: нисходящий или восходящий анализ.)
№4 В четырёх коробках 48 кг яблок. Ск. кг яблок в 6 коробках?
(Для подсказки на доске – краткая запись)
4к. - 48 кг
6к. - ? кг
- Что нужно сделать в пятом задании?
(Перевести величины из одних единиц измерения в другие.)
- Какой вид задач необходимо уметь решать в этом номере?
(Нахождение доли от числа.)
- Каким арифметическим действием решаем задачи такого вида?
-А какие задачи на доли решаем умножением?
№5 1 = 1) 4 м … см |
1 = 2) 2 дм … см |
1 = 3) 12 сут. … ч. |
-Прочитайте какие выражения вы должны записать и соответственно вычислить.
№6 1) Сумму чисел 29 и 37 разделить на 6. |
2) Разность чисел 32 и 17 умножить на 5. |
8) Из 90 вычесть произведение чисел 12 и 7. |
- Выберите одно из выражений и найдите его значение самостоятельно.
(Три ученика выполняют у доски с последующей проверкой.)
- И снова задача. Прочитать её. Решить методом восходящего анализа?
№7 В первый день девочка прочитала в книге 52 страницы,
а во второй день - в 4 раза меньше.
Ск. страниц всего прочитала девочка?
(Ученик решает у доски по действиям)
- Записать решение выражением.
- Можно ли сразу заполнить пропуски в восьмом задании?
- Что сначала надо сделать?
(Найти значение в правой части равенства.)
-Устно, объясните дальнейшее решение.
№8 39 : … = 52 : 4
64 : … = 80 : 5
5. Рефлексия деятельности.
-Подведём итоги урока. Посмотрите на каждый номер и поставьте в кружок новую оценку своих знаний.
«+» - если знал и решил правильно;
«+, - » - если решил, но с помощью;
« - » - если так и не понял, как решать.
Поднимите руку те, у которых в конце урока плюсов стало больше.
-Значит цели урока достигнуты.