СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике в 5 классе дроби

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби;  понимать, что такое доля, половина, треть и четверть;  уметь записывать дроби

Обучающиеся научатся  правильно читать , писать и объяснять значение дроби,     понимание каждой дроби,  находить числитель и знаменатель;  рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике в 5 классе дроби»

Технологическая карта урока



Автор

Екименко Ирина Юрьевна

Предмет


Математика

Класс

5 класс

УМК

Мерзляк

Тема урока


Доли. Обыкновенные дроби.

Тип урока


Комбинированный урок

Цель урока

Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби

Обучающиеся научатся правильно читать , писать и объяснять значение дроби, понимание каждой дроби, находить числитель и знаменатель; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов , развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;

  • относительно дидактических задач: восприятие;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся

Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;

  • выполняют самостоятельную работу с самопроверкой;

  • ведут диалог, отвечают на вопросы;

  • оценивают себя;

  • рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование

Учебник, разноуровневые карточки с задачами


Структура и ход урока


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Включаются в деловой ритм урока.


1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания в парах

Участвуют в работе по проверке домашнего задания (в парах), в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. .

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. . Этап изучение нового материала.

Введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби.

Демонстрация презентации, где на каждом этапе учитель поясняет пошагово введение новых понятий: числитель, знаменатель, что они означают. Акцентирует внимание на записи и чтении обыкновенных дробей.

Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно дать определение “Доли”, изображать дроби на координатном луче.

При просмотре данной презентации, обучающиеся, вместе с учителем читают готовые записи дробей, определяют место нахождения числителя и знаменателя, их значения. Изображают дроби на координатном луче.

10

Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2


6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний.



Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

10

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3



























Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное , вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Эмоциональный настрой

«Закройте глаза, сядьте по удобнее. Представьте что-то очень приятное вам. Вам хорошо, удобно. Вокруг вас много друзей. Среди них и натуральные числа, с которыми мы с вами хорошо знакомы. Ряды наших друзей пополняются и к ним присоединились дробные числа. Однако прошло более тысячи лет, прежде чем учёные начали изучать их отдельно от целых чисел. Долгое время существовал даже запрет на использование дробей в математике, которую считали «чистой» наукой. Единственное исключение сделали для музыки: когда Пифагор создал первую теорию музыки, связав музыкальные интервалы с дробями. Дроби вошли в нашу повседневную жизнь и стали нашими надёжными друзьями, которые помогают нам решать многие задачи. Пройдёт время, и мы познакомимся с вами с новыми числами и, пока на свете существует математика, эти числа бесконечны».

Откройте глаза.

- У каждого из вас на столах лежат карточки оценивания работы на уроке. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился с задачей без затруднений,

"±" - справился с задачей, но возникали сложности,

"-" - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний

Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания:

Ребята, давайте проверим домашнее задание, для этого обменяйтесь тетрадями с соседом по парте .

Вам был задан № 677,679,681 Проверим, как вы справились. Ответы вы найдете на своих листах оценивания. Оцените выполнение домашней работы соседа по нашей шкале оценивания, и поставьте оценку из своей тетради в свой путевой лист.

А чтобы узнать тему урока, вам придется разгадать загадку


Загадка:

она бывает барабанная или пальцами, а еще она бывает охотничья? (дробь)



Запись темы урока на доске


Давайте вспомним, что показывает знаменатель дроби? числитель?


Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют домашнее задание по готовым ответам исправляют ошибки и ставят оценку . каждый ученик фиксирует в карточке самооценивания д.з.




Устно: Дробь







Обыкновенные дроби



Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.




4. Этап изучение нового материала и повторение старого.


Цель: введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби.

У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении. Итак, ребята, задача нашего урока – выяснить, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение или нет.

Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю называют “половиной”.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю называют “треть”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?

Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина, треть, четверть. А теперь проверим, знаете ли вы как читаются вот такие дроби:


2\5 8\16 4\100 45\67









А теперь проверим как вы запишете дроби в тетрадях



Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби:

а) три шестых;

б) одна треть;

в) половина;

г) три четверти;

д) семь десятых;

е) одиннадцать сотых;

ж) одиннадцать сорок восьмых.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и выполните проверку. Оцените себя






Учащиеся знакомятся самостоятельно с новым материалом, и отвечают на поставленные вопросы.




Учащиеся записывают в тетради



Записывают в тетради дроби и их названия.





Учебная четверть, четверть часа.






3. Постановка цели и задач урока.



Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока.





Итак, с дробями вы уже знакомы, но владеете ли вы знаниями о дробях в совершенстве? Сможете ли вы записать или прочитать абсолютно любую дробь?


Значит, сегодня на уроке Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей

Учащиеся устно решают и определяют тему урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь.

5. Физпауза

Цель:сменить вид деятельности.

5. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем. Но отдохнем с умом.

Проведем Микс – Фриз – Груп.

- Какое число в знаменателе дроби, у которой числитель 2 , а знаменатель на 2 больше. Сгруппируйтесь по числу знаменателя.

- сколько будет 2*3 – 4

-молодцы а теперь сядем на свои места и продолжим работу.

Учащиеся поднимаются с мест, образуют круг. Звучит музыка 5 с. Ходят по кругу, при остановке замирают и слушают вопрос учителя.

Вычисляют знаменатель и группируются по числу.

Повторяют те же действия.

6. Этап осмысление и закрепление знаний.


Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий

1.Ребята по учебнику находим №682, читаем, что найдем сначала?

А теперь оцените свою работу.

2. Работа с ножницами. У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

1

2

3

Вопросы к учащимся:

а) Покажите четверть квадрата;

б) Покажите 3/4 квадрата;

в) Покажите половину квадрата.

А теперь сложите фигуры в файл и уберите в дневник Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.


Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием.

3. Индивидуальные карточки.

Готовый ответ учитель выводит на экран.

Оцените себя.

Учащиеся решают задачу в тетрадях, один ученик по желанию выходит к доске.

Самооценка учащихся.

Самостоятельно пишут диктант, самопроверка , самооценка.

Отвечают на вопросы.






По карточкам решают задачу, проверяют по готовому ответу, оценивают себя.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби! Для подведения итога мы сыграем с вами в игру «Верю-не верю». Если высказывание правда, то прошу вас встать, если не правда – сидим на месте.

-Числитель дроби находится снизу

-числитель дроби находится сверху

-знаменатель дроби находится снизу

-половина это 1\2

-треть это 1\4

- кто узнал на уроке что-то новое для себя.

- кому понравилось на уроке

-кому было трудно на уроке

- кто лучше всех работал на уроке


И действительно все прекрасно работали на уроке, а сейчас предлагаю вам посчитать сколько плюсов вы заработали в своих карточках самоооценивания, такую оценку вы и получили. Листы сдайте мне.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления . сдают карточки самооценивания.

8. Информация о домашнем задании

Домашнее задание: №683 и  Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

Записывают домашнее задание в дневниках.

Решение занимательных задач:


  1. У Маши 1 целое яблоко, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у Маши яблок?

  2. Сколько концов у 1 палки? Сколько концов у 2 палок? Сколько концов у 4 палок? Сколько концов у 4 с половиной палок?

  3. У 6 друзей 7 мандаринов. Как разделить их между ребятами поровну?




Индивидуальные задания

Уровень ИЗИ

  1. Какая часть фигуры закрашена?

  1. Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета?



Уровень Средний

  1. Какая часть фигуры закрашена?

  1. Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые?


Уровень Хард

  1. В книге 160 страниц. Вика прочитала часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть.

  2. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?



Лист оценивания работы на уроке


        1. Проверка домашнего задания

        2. Математический диктант

        3. 682

        4. Работа с ножницами

        5. Индивидуальные карточки


Ответы к дз.












"+" - справился с задачей без затруднений,


"±" - справился с задачей, но возникали сложности,


"-" - не справился с задачей.