Урок окружающего мира.
Тема: «Какой бывает вода?» 1 класс
Цели урока: формировать представления о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании, об основных свойствах воды, умения ставить опыты, вести наблюдения, анализировать и обобщать
Задачи:
Побуждать строить предположения о свойствах воды, ставить опыты с водой, делать выводы по результатам наблюдений, получать практические знания о воде и умении с ней взаимодействовать.
Активизировать самостоятельную деятельность и работу в группе над проведением опытов; развивать способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать результаты опытов с водой и делать выводы;
Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию воды, условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.
Ход урока
- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
- Как понимаете эти слова?
- Кого слушать? Зачем?
- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? (узнаем, обсуждаем, делаем открытия, запоминаем)
- Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода») после просмотра вы должны ответить: Без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?
- Что вы знаете о воде? Вы все знаете о воде?
- Оцените свои знания, только честно. (Капельки: зелёные - знаю все, желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю)
- Предположите, что сегодня будем делать на уроке.
- Какие цели поставим перед собой? (Узнать все о воде.)
- Что бы вы хотели узнать?
- Для чего нам нужно это знать? (Ответы детей)
- Сегодня вы будете исследователями
- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
- Нам необходимо составить план исследования.
- На какой вопрос должны ответить в первую очередь?
1. Что такое вода?
2. Узнать свойства воды.
3. Выработать правила бережного отношения к воде.
- Вам для исследования поступило вот это вещество. Стакан с прозрачной жидкостью.
- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? Почему?
4. Построение проекта выхода из затруднительных ситуаций.
- Что такое вода? (Ответы детей)
- Какие вещества похожи на воду? (Ответы детей)
- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? (Органов чувств)
- Эти особенности веществ называют свойствами.
- Наметьте план ваших действий.
1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.
3. Заполним лист исследований
- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. (Ответы детей)
Физминутка:
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
- Исследуйте свойства воды и заполните лист исследования (цвет, запах, вкус, состояние, растворяет)
Работа в парах.
- Перед вами 2 стакана. Что в них видите? (жидкости). (На столах 2 стакана с кофе и водой, 2 монеты.)
- В первом стакане – вода.
- Возьмите монетки, и положите по монетке в каждый стакан. Что заметили? 1 –видим, 2 – не видим
- О чем это говорит? Вода – прозрачная.
- Сделайте отметку в листе исследований
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (3 стакана обернуть бумагой: кофе сок вода)
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.
Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)
- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)
- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)
- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? (Вода)
- Какой сделаем вывод? Отметьте это свойство в листе исследований.
- Как можно еще отличить вещества друг от друга? (По вкусу)
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
- Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения? Стакан №1-чай (сладкий), №2 – сок (кислый), №3 – вода (нет вкуса)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в листе исследований.
- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)
- Проведите следующее исследование: растворите соль, сахар, песок
- Какой вывод можно сделать? (Растворяет, но не все)
- Рассмотрите кусочки льда, из чего он? (из воды)
- Какое это состояние воды? (твердое)
- Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода») о парообразном состоянии воды.
- Какой вывод можно сделать о состоянии воды? (имеет три состояния, перед нами в стакане жидкое состояние воды) отметьте в листе исследований
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
- Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)
- Какими свойствами она обладает?
Лист исследований:
Цвет | Запах | Вкус | Состояние | Растворяет |
прозрачная | без запаха | без вкуса | Жидкое (имеет три состояния) | растворяет (соль, сахар) не растворяет песок |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Мы возвращаемся к вопросу, прозвучавший в начале урока, и ответим на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
- В начале мы могли это определить? А теперь? (Ответы детей)
- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.
- Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода»).
- У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.
- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.
- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название – экологические.
- Почему их так называют?
- У вас на столах конверты. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. (Проверка выполнения задания)
- Какой вывод сделаем? (Ответы детей)
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- Где нам могут пригодиться новые знания?
- Мы выполнили план урока?
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
Зелёная – узнал на уроке много;
Желтая – узнал, но не все
Красная – ничего не узнал.
- За что себя можете похвалить?