СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Окружающему миру - Охрана животных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по Окружающему миру - Охрана животных»







Тема: «Охрана животных».

Задачи деятельности учителя:

Образовательные: Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных, познакомить с Красной книгой России, с редкими животными, занесенными в Красную книгу;

Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть животных, занесённых в Красную книгу, формулировать правила друзей природы, делать выводы.

Личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных. 

УУД Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование:

1.Мультимедейный проектор, презентация.

2. Знаки «Правила поведения в природе».

3. Визуальный ряд: фотографии животных

4. Материал для изготовления кормушек.



Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, групповая


Основные понятия: Красная книга России, вымершие виды, исчезающие виды, заповедник, заказник, национальный парк



Организационная структура урока:


  1. Организационный момент.

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.


2. Актуализация опорных знаний.

Ребята, на предыдущих уроках мы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране:

-На какие группы можно разделить всех животных?

 (слайд 2)

-Какое домашнее задание вы получили к сегодняшнему уроку?

(слайд 3)

-Цикл развития какой группы животных мы видим на экране?

-Почему развитие насекомых представлено в двух вариантах?

-Расскажите, как развиваются насекомые.


(слайд 4)

-А на этом слайде мы видим представителей сразу нескольких групп животных. Каких?

-Кто расскажет о развитии рыб?

-Кто еще начинает свое развитие с икринок?

-Так ли развиваются пресмыкающиеся?


(слайд 5)

-Какие слова пропущены в данных схемах:

-Яйцо-… - взрослая птица

Икринка -… - взрослая лягушка

… - малек – взрослая рыба

Яйцо – личинка - … - бабочка


-Как можно назвать зверей? Почему?


3.Физкультминутка



4. Постановка учебной задачи.

-Мы уже несколько уроков говорим о животных. Подняли и обсудили многие вопросы. Сегодня на уроке хочется обсудить еще один вопрос- возможна ли жизнь на земле без животных?

-Правильно, животные необходимы человеку для нормальной жизни. Что мы получаем от животных?

-Но животные- это еще и великий источник радости. Общение с ними делает человека здоровее, чище нравственно и морально. Животные- это санитары планеты. И мы с вами знаем, что исчезновение какого- либо вида при водит к нарушению в пищевой цепи. А это может привести к экологической катастрофе.

-Что бы этого не случалось, мы сегодня поговорим о…?

(слайд 6)

Мы сегодня поговорим об охране животных

-Для дальнейшей работы я предлагаю вам поработать в группах. А задания для каждой группы лежит на столе.


Задания для групп:

-В какое время года нужно охранять животных?

-Каких животных нужно охранять?

-В охране животных должны участвовать только взрослые или и дети тоже?

-Только ли отдельные граждане должны участвовать в охране животных?

(слайд 7)


5. Работа по теме урока.

(слайд 8)


-Закон об охране природы в нашей стране был принят 27 октября 1960 года.

-Создание заповедников- важная часть мероприятий по охране животных. Что такое заповедник?

Заповедник — участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека. 
-Под защитой находятся животные и в заказниках и национальных парках.

Национальный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность. 
Заказник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. 
- С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Красная книга была создана в 1948 году.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Послушайте стихотворение о книге (читает ученик):

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!


-Сейчас послушайте сообщения ваших одноклассников о некоторых животных, занесенных в Красную книгу.

(Слайд 9- бобр

Слайд 10- белый медведь

Слайд11- стерх

Слайд 12- жук- олень

Слайд 13- рыба- калуга)


(слайд 14)


-Но не только государство должно заниматься охранительными мероприятиями. В охране животных должен принимать участие и человек.

-Что значит- быть природе другом? Поможет ответить на этот вопрос материал учебника.

Работа с учебником

(Дети самостоятельно читают памятку, затем идет обсуждение экологических знаков)

Работа с тетрадью

-Давайте по тетради проследим ряд отрицательных факторов воздействия человека на мир животных.

6. Практическая работа.

-А можете ли вы помочь животным?

-Какая группа животных с наступлением холодов особенно нуждается в вашей помощи?

-Как помочь птицам?

-Давайте прямо сейчас смастерим кормушки из подручных средств

(учащиеся получают наборы коробок, ниток, ножницы и изготавливают кормушки)

-Эти кормушки мы развесим на школьном дворе и будем подкармливать птиц у школы. А дома вы развесите свои кормушки.

7. Рефлексия.

(слайд 15)

-Кто должен охранять животных?

-Какую помощь может оказать ребенок?

-Какой вывод вы сделали из сегодняшнего урока?


(слайд 16)

Молодцы. Я благодарю вас за работу.