СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру на тему "Сообщество луг" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

​​Конспект урока по окружающему миру по теме "Жизнь луга" 4 класс дает возможность познакомиться с растительным миром и обитателями луга. К конспекту есть презентация со звуковыми эффектами, которые позволяют услышать голоса обитателей этого сообщества.​

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему "Сообщество луг" (4 класс)»


Тема: «Жизнь луга»

Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.

Задачи:

актуализировать знания о природных сообществах (лес).

ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).

тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать, что такое луг;

знать и называть компоненты луга;

отличать луг от других сообществ;

приводить примеры растений и животных луга, устанавливать взаимосвязи между ними.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: работа с информацией.

Регулятивные: сформулировать совместно с учителем цель, тему, план урока; самоконтроль, самооценка.

Личностные: понимать значение природного сообщества луга в жизни человека и природы.

Коммуникативные: работа в группах.

Оборудование: презентация, задания на карточках.


  1. Мотивация к учебной деятельности (На доске записан эпиграф к уроку)

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…

А.И.Герцен

- Ребята, перед вами на доске высказывание, объясните его смысл.

(Человек должен жить по законам природы, в ладах с природой.)

- Что мы изучали на предыдущем уроке?

(Мы изучали природное сообщество лес.)

  1. Актуализация опорных знаний

- Прочитайте стихотворение на слайде и скажите о чём идёт речь:

Шуми, шуми, зелёный дом!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой…

И. Никитин

- Как вы думаете, что это за зеленый дом? (лес)

- А что такое лес? (Лес – это природное сообщество, единство живой и неживой природы.)

- Что такое «природное сообщество»? (Это единство живых организмов.)

(на слайде картинки с животными: заяц, кошка, короед, полевая мышь, стрекоза, белка, дятел)

- Скажите, какие из этих животных обитают в лесу?

(Ель, осина, сосна, дуб, береза, бересклет)

- А какие растения обитают в лесу?

- А что еще есть в лесу?

(Грибы, насекомые, бактерии)

- А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание.

  1. Пробное учебное действие.

(на доске записаны слова: грибы, коростель, волк, заяц)

- Из представленных вам слов составьте цепь питания. Какие ответы у вас получились? (Грибы- заяц-волк)

- Почему у вас получился такой ответ?

- Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? (КОРОСТЕЛЬ) - Что вы не записали в цепь питания?

- Почему это слово лишнее? (не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/ наугад)

- А вы знаете, кто это коростель? Где они живут?

- (на слайде картинка луга) Что изображено на слайде?

- Перед вами место, где живет коростель. (поле/луг/ лужайка)

4. Выявление места и причины затруднения

- Где у нас возникло затруднение?

- Почему у нас получились разные ответы?

- Давайте разбираться, кто же такой коростель и где он обитает.

5. Построение проекта выхода из затруднения

- Послушайте стихотворение:

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов,
На нём разбросаны букеты.

- Какое ключевое слово вы услышали?

- Значит, как называется место, где живет коростель?

- Какая тема сегодня будет на уроке?

- Верно, «Луг» или лучше сказать «Жизнь луга».

- Что нам нужно составить, прежде чем начать изучать жизнь луга?

- Вы помните, какой у нас был план, когда мы работали с лесом?

- Где можно взять этот план?

(В учебнике на стр.165.)

1. Название сообщества +определение.

2. Какие организмы составляют сообщество.

3. Экологические связи в сообществе.

4. Значение сообщества для человека.

5. Влияние человека на сообщество.

6. Охрана сообщества.

- Какой первый пункт? 2,3,4,… (фиксация на экране)

- Приступим к реализации нашего плана.

6. Реализация построенного проекта

Работа в группах

1 ряд попробуйте самостоятельно составить определение, что такое луг 2 ряд составляет определение с помощью учебника 3 ряд при помощи словаря, а затем проверяем.

- Итак, первый ряд, что такое луг?

- Второй ряд, что такое луг, как нашли в учебнике?

- И 3 ряд, что у вас получилось?

- Отлично! Луг – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга составляют природное сообщество, т.е. луг, как и лес тоже является природным сообществом. На лугу растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная, животные маленькие в основном нет хищников.


- Тогда скажите, чем отличается луг от леса, если и тот и другой являются природным сообществом?

- Скажите, что вы только что называли у луга?

- Верно! И вы заговорили о растениях и животных, которые там обитают, давайте выполним следующее задание, где точно узнаем, какие организмы составляют сообщество луга.

- Задание так же по группам. Сейчас я вам раздам карточки, на которых будут вопросы, и вам на них нужно будет ответить и представить нам свои результаты. Работаем с учебником на стр. 171-175.

1 группа будет отвечать на вопросы про животных луга, 2 группа - про растения, которые растут на лугу, 3 группа – значение луга для человек, экологические взаимосвязи.

Карточка №1

Какие животные живут на лугу?

Богат ли луг разнообразием животных?

Особенности жизни некоторых животных луга?






Карточка №2

Какие растения растут на лугу?

Что объединяет эти растения?

Интересные факты из жизни луговых растений?








Карточка №3

Какие действия людей могут привести к гибели луга?

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

Значение луга для человека?









- Проверяем! 1 группа читаем свой вопрос и ответ.

Большое разнообразие живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом, следят друг за другом. На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и т.д.). Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом.

- 2 группа, какие у вас вопросы и ответы?

На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы (лисохвост, тимофеевка, мятлик и т.д.) Всё растёт на открытой местности. Растения любят свет и тепло. (Называют некоторые растения).

- И третья группа.

Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека.


- Хорошо, спасибо! Мы услышали все ответы, в начале урока мы не затруднялись ответить на вопрос «Кто такой коростель?». Сейчас мы можем сказать? Еще необходимо добавить, что все представители лугового сообщества взаимодействуют и тесно связаны между собой, они образуют экосистему луга. В основном их связи основаны на питании. Насекомые питаются растениями, насекомых употребляют в пищу мелкие животные и птицы, на животных и птиц охотятся хищные птицы. Когда животные и растения погибают, их останки перерабатывают почвенные бактерии, которые создают почвенное плодородие. То есть постоянно происходит круговорот веществ в луговой экосистеме, в котором участвуют также компоненты неживой природы - энергия солнца, ветер, почва, влага в виде дождей, снега и весенних разливов.

(показать на слайде)


- Теперь попробуем составить с вами цепь питания (на слайде картинки: кузнечик, нивяник, трясогузка)

- Какие ответы у вас получились? Почему?

(Нивяник – кузнечик – трясогузка; Кузнечики питаются растениями, а птицы насекомыми.


- Давайте вернемся к нашему плану. На все ли вопросы мы ответили?

1. Что такое луг?

Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения.


2. Какие организмы составляют сообщество?

На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и тд..)

На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы (лисохвост, тимофеевка, мятлик и тд..)

Растения – насекомые - птицы

Растения - насекомые - мелкие животные и птицы – хищные птицы.


3. Экологические связи в сообществе (фиксация на экране)

После гибели их перерабатывают почвенные бактерии и дают плодородие земле.

4. Значение сообщества для человека (фиксация на экране)

Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека...

5. Влияние человека на сообщество (фиксация на экране)

Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия...

6. Охрана сообщества.

Люди должны бережно относится, охранять и беречь луга, потому что …



Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

На цветочек тихо села


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Даны иллюстрации, уберите лишнее и объясните почему. (Коростель, кузнечик, бабочка, гриб, )

(Дятел, грибы, коростель, кузнечик и бабочка жители природного сообщества луг.)

- Что объединяет эти названия? (Трясогузка, перепел, коростель).

- Это все луговые птицы.

- Подпиши названия растений, которые растут на лугу (даны картинки - ромашка, колокольчик, клевер, зверобой)


8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(учитель раздает карточки)

‒ А теперь работаем самостоятельно.

1.Какие растения можно встретить на лугу?

а) деревья

б) кустарники

в) травы

2.Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?
а) шмели, бабочки, кузнечики
б) кобылки, пчелы, жужелицы
в) жуки-навозники, жуки-могильщики

3.Почему крупные животные не живут на лугу?

а) для них здесь нет пищи

б) им негде прятаться

в) им мешают насекомые

4.Где устраивают гнезда луговые птицы?

а) на кустарниках

б) на деревьях

в) на земле

5.Вставь пропущенное звено в цепи питания:

мышиный горошек - …………………………………. - коростель

а) полевка

б) бабочка

в) навозник

6.Какие грибы растут на лугу?
а) белый гриб, подосиновик, подберезовик
б) шампиньон, дождевик, опенок луговой
в) лисичка, сыроежка, масленок

7.Почему луг называют природным сообществом?

а) потому что на лугу рядом друг с другом растут разнообразные растения

б) потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа

в) потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.

































(учитель открывает эталон на слайде 10).

‒ У кого все верно? Поставьте себе 5 баллов, у кого одна ошибка – 4 балла, у кого 2 ошибки – 3 балла, у кого 3 ошибки – 2 балла, у кого больше 1 балл и знак восклицания.

9. Включение в систему знаний и повторение

- Назовите, какие мы теперь знаем природные сообщества и дайте им еще раз определения.

- Мы знаем два природных сообщества лес и луг.

Лес - это природное сообщество, в котором растут деревья, кустарники, травы и живут птицы и звери.

Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения.

10. Рефлексия учебной деятельности

─ Итак, какая тема урока у нас сегодня была? Чему мы учились?

Тема «Жизнь луга», учились отличать луг и его обитателей от другого природного сообщества леса.

─ Какие затруднения остались после урока?

─ Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание почитать в Красной книге о растениях и животных луга, составить 3 цепи питания, сложившихся на лугу.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!