СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 4 классе "Петр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся познакомятся с исторической личностью Петром Первым

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе "Петр Великий"»

ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 ОАО «РЖД»

Методическая разработка урока

окружающего мира

4 класс

Тема: «Петр Великий»



Учитель: Суворова Татьяна Юрьевна













Тема урока: «Петр Великий».





Муниципальное образовательное учреждение «Заполярная средняя общеобразовательная школа»


Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, карточки, тетради.

Тема урока Петр Великий

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: групповая технология, ИКТ.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, карточки, тетради.

Цель урока: охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.

Задачи урока:

  1. Формировать образное представление о России начала XVIII века.

  2. Сформировать представления о времени правления Петра 1, его реформах.

  3. Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.

  4. Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, развивать умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Формировать умение овладевать основами синтеза. Осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные:

Строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.



Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

Методы и формы обучения

1.Организационный момент


Настроить детей на деятельность, плодотворную работу

Внимание! Внимание!

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте. 


Наглядные, словесные

2.Введение в тему.


Уяснить цель и структуру работы на уроке

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

- О ком говориться в этом стихотворении

Наглядные, словесные

3.Актуализация знаний

Определение темы и цели урока.































Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний

Прежде чем приступим к изучению новой темы, давайте проверим знания , которые вы получили на прошлых уроках.


Блиц-опрос

Перечислите известных правителей России. Чем они прославились? К кому из них подходят эти слова?(Иван калита – центром Руси стала Москва. Дмитрий Донской- нанес сокрушительный удар ордынцам в Куликовской битве, перестал платить дань началось освобождение русских земель. ИванIII – Русь полностью освободилась от Орды.)

-Кто создал народное ополчение и повел его на борьбу с врагом? (торговый человек Кузьма Минин и князь Дмитрий Иванович Пожарский)

-В каком году польские захватчики были разгромлены и изгнаны из Москвы?(1612год)

- Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612года (день народного единства – 4 ноября)

- Когда в России начали править цари из рода Романовых? (в 1613 г.)

- Ребята, посмотрите, на партах у вас лежат листочки с зашифрованными словами. Расшифруйте их, расставьте в правильном порядке и узнайте тему нашего урока.( ёртПI йикВели.) (на доске вывешиваю тему урока)

- Сформулируйте цель нашего урока. Скажите свою цель на этом уроке. ( Узнать больше о Петре 1 как о царе и человеке,узнать о времени правления Петра1,сравнить какой он царь и какой человек. )

-Цель нашего урока:

Сегодня мы с вами расширим знания о Петре I и выясним, почему же Петра I называют…? ( Велики

Наглядные, словесные. Подводящий диалог


4.Открытие новых знаний.


















































5.Подвижная игра

Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях.

-Какое было задано домашнее задание? (Из различных источников подготовить знания о Петре I.

-Поднимите руку кто приготовил презентации. Спасибо вам, ваши работы мы заслушаем обязательно во внеурочной деятельности, но, а знания, которые вы приобрели пригодятся сегодня на уроке.

- Изучать историческую личность мы будем по группам. Ваша задача пользуясь информацией получить новые знания. Познакомьтесь с планом урока.

План урока:

1.Личности Петра I.

2.Реформы, связанные с просвещением, наукой,  образованием.

3.Реформы, связанные с народом (бытом), культурой.

-Нельзя составить объективное мнение о человеке, ничего не зная о его характере,  привычках, внешности ,поэтому познакомимся с материалом исследования 1 группы. По ходу изучения вам необходимо заполнить левую сторону таблицы. Напишите черты характера ПетраI.

« ПЁТР I. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ» ( слайд 8)

- А сейчас ребята расскажут вам, что они узнали о детстве и юности Петра. Послушайте и посмотрите.

(Рассказ сопровождается показом слайдов)

-В ночь на 30 мая 1672 года вторая жена Алексея Михайловича родила ему сына. Маленького царевича назвали Петром. (слайд 10)

-В 5 лет Пётр начал обучаться грамоте. Его учитель был дьяк Никита Зотов, который очень много читал и рассказывал Петру. Он впоследствии становится лучшим другом царевича.( слайд 11)

-Детские годы проходили для Петра в трудной и тяжёлой обстановке. Смерть царя Алексея Михайловича привела к тому, что сама царица Наталья Кирилловна была вынуждена отправиться в Преображенское село под Москвой. На тот момент Петру было 4 года. Так Петр всё детство провёл в Преображенском селе. ( слайд 12)

-Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями рвом и подъёмным мостом. Крепость назвали Потешной. Потешные солдатики Петра выполняли все команды своего маленького командира. ( слайд 13-14)

-Так выглядели русские солдаты « потешных войск». ( слайд 15)

- Давайте мы представим себя в роли солдат Петра 1. (Звучит марш Преображенского полка)

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

И направо, и еще

Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!


-Однажды юный ПетрI обнаружил в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и рулём на корме. Он назывался ботик. Любопытный царь заставил отремонтировать этот ботик и стал с тех пор учиться судовождению. Пётр назвал этот ботик « Дедушкой русского флота». Именно дедов ботик заставил Петра заняться таким делом как кораблестроением.( слайд 16)

- Давайте мы тоже построим свой флот. У вас на партах листочки, сделайте из них кораблики. Хороший получился флот.

- Давайте рассмотрим Петра I как личность.


- Почему Петру I пришлось вынуждать дворянских сыновей к учебе?(Потому что он считал, что Россия отстает от Европы, народ малограмотный, необученный, ленивый. Поэтому он издал указ, чтобы дворяне, бояре выучились, а потом женились. Это его одна из реформ)

-А что такое реформа? Сравните свои высказывания в словаре. (реформа, ассамблеи, кунсткамера, мануфактура)

-По какому пути повел свой народ Петр, мы узнаем от ребят 2 группы. Изучая, вы заполняйте таблицу с правой стороны. Охарактеризуйте ПетраI как царя.


Словесные,

Самостоятельная.работа с

источниками

Частично поисковый, исследовательский метод.

6. Вторичное закрепление

Систематизировать сформированность знаний о Петре I – первом императоре и его преобразованиях.


-А теперь проверим как вы запомнили .Задания группам.

1группа- составить газету «Реформы Петра I». ( материалы, которые ранее заготовила, лежат на столах в каждой группе)

2 группа-отгадает кроссворд

Кроссворд

1.Первая русская газета.

2.Орган управления страной.

3.На реке Воронеж был построен русский...

4.В ходе Северной войны появилась регулярная...

5.Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"...

6.Область, которой управлял губернатор...

7.Кунсткамера - это первый русский...

-Какое слово получилось по вертикали?

-Подходит ли это слово к оценке деятельности Петра I?

-3 группа- поработает с текстом с недостающими данными.

Вставьте в текст пропущенные имена и даты.

В _________ году родился первый император России __________. Он был _____ ребенком в семье. Отцом Петра I является царь __________________________________, а матерью - _________________________________. Отец Петра умер, когда мальчику исполнилось _____ года. После смерти отца на престол взошел старший сын от первого брака _______________. Когда Федор скончался, правителями стали малолетние __________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ______________. Она правила ________ лет.
После раскрытия заговора против __________, Софью сослали в монастырь, и он стал единоличны правителем.


Беседа,

Творческое задание

6. Итог занятия



Обобщение знаний по теме





Мозговой штурм ( Игра «ты мне я тебе»)

1.Какой титул получил Петр I в России?

2.Во сколько лет ПетрI был провозглашен на престол?

3.Какое увлечение было у Петра?

4.Как назывался его полк?

5.Из кого набирался этот полк?

6.Что дала Петру I эта игра?

7.Чем отличался ПетрI от европейских государей того времени?

8. Каковы главные черты характера Петра?

9. Что нового появилось в России при Петре?

10.Какие дела Петра I вошли в историю?

11.Зачем надо было устанавливать контакты с Европой?

12.Когда был заложен город на Неве?

13.С чего началось строительство города?

Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

-Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.





- Как звучала тема нашего урока?

- Так почему же Петра I прозвали Великим?

- То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. ( слайд 36)



7. Домашнее задание.

Объяснить суть и нацелить детей на выполнение домашнего задания.

Домашнее задание:

1.Стр.94-100 вопросы - учебник

2Сообщение о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

3. По желанию подготовить презентации и сообщения про В.В. Ломоносова