СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 4 классе Тема урока: "Что нужно знать о болезнях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью, узнают о правилах сохранения и укрепления здоровья.Результатом урока является проект "Что нужно знать о болезнях"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе Тема урока: "Что нужно знать о болезнях"»


Урок по окружающему миру 4 класс


Тема урока: Что нужно знать о болезнях


Цели: 1. Актуализация знаний учащихся о правилах сохранения и укрепления здоровья путем ознакомления с наиболее распространенными болезнями, их предупреждением и лечением.

2. Развитие навыков исследовательской деятельности, творческого воображения, умения работать в группе, выступать перед аудиторией, работать с информацией.

3. Создание ситуации для воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких.

Оборудование: тестовые задания, карточки с заданиями для творческих групп, иллюстрации, раздаточный материал, учебники, мультимедийные средства.

Подготовка: Задание: Оформить памятку «Чтобы меньше болеть» - написать правила укрепления и сохранения здоровья, подобрать несколько народных рецептов.( носовое кровотечение)




Ход урока

1. Организационный момент.

Урок особенный у нас

Будем многому учиться

Настроение – просто класс!

А, теперь прошу садиться.

2. Постановка темы и целей урока

- Мы каждый день произносим или слышим слова «здравствуйте», «здравствуй».

- От какого слово произошли эти слова?

- Правильно – от слова «здоровье».

- Если человек себя хорошо чувствует – он какой? (здоровый)

- Если человеку плохо, у него что-то болит – он какой? (больной)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Тема нашего урока: Что нужно знать о болезнях

Цели:

  • Узнать о наиболее распространенных болезнях, их предупреждении и лечении.

  • Повторить правила сохранения и укрепления здоровья.

- Ребята, а еще мы будем работать в группах, создавать проект -

Сборник «Поговорим о болезнях»

Быть здоровыми хотят

Взрослые и дети.

Как здоровье сохранить?

Попробуем ответить.


Девиз урока: Наше здоровье в наших руках.

3. Актуализация знаний учащихся.

- Сейчас мы проверим ваши знания по теме «Наш организм». Будьте внимательны при выполнении задания!

1) Тест «Наш организм».

Отметь правильный ответ.

  1. Этот орган размером с кулак, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь по сосудам:

а) лёгкие б) желудок в) сердце

2. Это орган – самый главный, он следит за работой внутренних органов, заведует мыслями и чувствами:

а) печень б) мозг в) кишечник

3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него

человек дышит:

а) лёгкие б) мозг в) сердце

4. Этот орган переваривает пищу, выделяет кислый сок:

а) кишечник б) желудок в) печень

5. Этот орган помогает переваривать пищу в кишечнике:

а) печень б) желудок в) сердце

2) Взаимопроверка

- Сравните свои ответы с ответами на экране.

- Поднимите руку, кто выполнил тест правильно?


- Все внутренние органы у здорового человека работают слаженно, согласовано. Каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека. Это необходимо для сохранения и укрепления здоровья.

- Я уверена, что ваши знания помогут лучше усвоить тему нашего урока.

4. Работа по теме урока

1) Рассказ учителя о здоровье

- В последнее время часто говорят о здоровье, о том, как о нем заботится. И это не случайно. Ведь, здоровье – это главная ценность в жизни каждого из нас. Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Русский народ сложил много пословиц и поговорок о здоровье.

- А какие пословицы и поговорки знаете вы? (учащиеся называют)

- Давно доказано, что здоровье нужно беречь с детства, с молодости. Сейчас о вас и о вашем здоровье заботятся родители. Вы тоже должны задумываться, как не навредить своему здоровью, как правильно сохранять и укреплять его, как предупредить различные болезни.

- Но, все-таки, каждый из нас болел хотя бы один раз, а многие болеют очень часто, что сказывается на их здоровье.


- Как вы думаете, а почему человек может заболеть? (не соблюдает правил личной гигиены, не моют руки, ест немытые овощи и фрукты, мало бывает на свежем воздухе, не закаливает свой организм, одевается не по погоде, общается с больным человеком).

- Правильно, люди, которые не соблюдают этих правил, часто болеют, они восприимчивы к различным заболеваниям.

2) Беседа с учащимися о микроорганизмах

- Вы должны знать, что повсюду, вокруг нас находятся микроорганизмы (или микробы), которые есть в воде, в воздухе, в земле, на теле человека.

Микроорганизмы – невидимы и незаметны невооруженным глазом. Их можно увидеть только под микроскопом. Микроорганизмы легко проникают в наш организм. Поэтому человек заболевает. Эти заболевания вызывают вирусы и бактерии.

- Посмотрите, как они выглядят: (показ вирусов и бактерий на слайде)

Вирусы попадают к человеку, если у него ослаблен организм, недостаточно витаминов. Они вызывают такие заболевания как грипп, оспу, корь, а также простудные заболевания.

Бактерии - также поселяются в теле человека, где они питаются, размножаются и отравляют наш организм. Болезнетворные бактерии вызывают ангину, туберкулез, дифтерию, кишечные инфекции.

- Человек может заразиться этими болезнями:

  • при общении с больным через капельки слюны при разговоре, кашле, чихании,

  • при употреблении пищи и воды, в которую попали бактерии

  • если находится в грязном помещении, при большом скоплении людей.

- Все эти болезни очень опасны и могут нанести вред нашему организму.

- Какие болезни, наиболее распространенные?

- Как называются микроорганизмы, которые вызывают эти заболевания?

- Молодцы!

- Итак, нам с вами предстоит интересная работа, мы исследуем некоторые болезни, выясним причины и признаки этих заболеваний, разработаем рекомендации, советы по их предупреждению и лечению.

5. Физкультминутка

- Чтобы быть здоровым, нужно больше двигаться!

- Проведем физкультминутку!

      Движение- это здоровье.

     Движение – это жизнь.

     Не ленись - подтянись,

     Руки набок, ноги врозь

     3 наклона вниз.

     На четвертый поднимись.

     Раз - направо, два - налево

     Приседанья каждый день

     Прогоняют сон и лень.


6. Выполнение исследовательского задания.

1) Работа в группах.

- Мы с вами разделились на 4 группы. Я думаю, каждый из вас будет чувствовать себя комфортно и покажет свои знания и умения.

- Каждая группа будет выполнять свое задание, защищать свою работу - выступать перед другими группами.

- У нас четыре группы «Исследователей», но задания в каждой группе будут разные.

- Вы знаете, кто такие исследователи?

- Вспомните, как нужно работать в группе?


2) Задания для творческих групп. (Раздать после объяснения заданий)

1 группа «Исследователи» - проводят исследование по теме: «Осторожно, грипп!»

Задание: Правильно подобрать картинки по теме исследования, перечислить признаки заболевания, записать советы врача «Если ты заболел гриппом».


2 группа «Исследователи»- проводят исследование по теме «Если болит голова»

Задание: Правильно подобрать картинки по теме исследования, перечислить 3 причины головной боли, составить правила «Чтобы не болела голова».


3 группа «Исследователи» - «Почему болит живот?»

Задание: Правильно подобрать картинки по теме исследования, перечислить что нельзя делать при болях в животе, составить правила предупреждения кишечных заболеваний ( по картинкам в учебнике)


4 группа «Исследователи» - «Аллергия»

Задание: Правильно подобрать картинки по теме исследования. Записать признаки аллергии и совет врача.

- В учебнике на с. 83-87 вы можете найти необходимую информацию по теме вашего исследования

Учитель оказывает помощь группам.

5 группа «Исследователи» работа с толковым словарём

Найти и записать значение слов: аллерголог, терапевт, педиатр

7. Защита творческих работ.

1) Выступления и оценка работы каждой группы

Памятка Чтобы меньше болеть», «Носовое кровотечение»

Выступают учащиеся от каждой группы.

Участники из группы «Практики» читают стихи о здоровье.

  1. Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!

  1. Постарайтесь не лениться

Каждый раз перед едой,

Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь –

Это так поможет вам!

3.Мы открыли вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!

2) Оформление исследовательских заданий

Сборник «Поговорим о болезнях» (прикрепить все на доске)

- Ребята, у нас получился проект, в создании которого вы все приняли активное участие. Сборник «Поговорим о болезнях» вы можете его пополнять, использовать на классных часах, родительских собраниях.

Домашняя аптечка.

Задание: на слайде.

Из предложенных медицинских препаратов выберите то, что на ваш взгляд должно входить в аптечку для оказания первой помощи. Что не взяли? Почему?

Как и для чего вы будите использовать эти препараты?

7. Подведение итогов урока

- Ребята, о чем мы с вами сегодня вели разговор на уроке?

- Какие же болезни наиболее распространенные?

- Как предупредить эти болезни? Что нужно делать?

- Молодцы!

- Мне очень понравилось с вами работать. Вы порадовали меня своими знаниями, ответами, работали дружно, показали умения слушать друг друга, выступать перед аудиторией.

Оценить учащихся (выставить оценки)

Рефлексия

- Здоровье – это счастье. Не зря символом счастья на Руси является птица.

(открыть доску с изображением птицы)

- Сможете ли вы удержать в своих руках это счастье, зависит от вас.

- У вас на столах два пёрышка - красное и синее.

- Кто из вас считает, что знания, полученные сегодня на уроке необходимы для жизни и здоровья – выбирает красное перо.

- Кто считает, что эти знания не важны и не пригодятся в жизни – синее перо.

Учащиеся выходят к доске и прикрепляют перышки птице.

Вывод: (учитель)

Домашнее задание стр.83-88 учебник

- подобрать несколько народных рецептов от простуды и гриппа.

- Спасибо всем за урок!

- Желаю всем крепкого здоровья и никогда не болеть!

«ОСТОРОЖНО, ГРИПП!»


Признаки гриппа:

-………………………………………….

-……………………………………………..

-……………………………………………..

-……………………………………………..


Советы врача «Если ты заболел гриппом»


1……………………………………………………………………..



2………………………………………………………………………….



3………………………………………………………………………



4……………………………………………………………………….

















«Если болит голова»


3 причины головных болей:

-…………………………………………

-……………………………………………

-…………………………………………….



«Что нужно делать, чтобы голова не болела»


1……………………………………………………………………..



2…………………………………………………………………………



3…………………………………………………………………………..




















«Если болит живот»


Что нельзя делать при боли в животе?


1.-----------------------------------------------


2.---------------------------------------------------



Правила предупреждения кишечных заболеваний


1. -------------------------------------------------------------------------



2.-------------------------------------------------------------------------------



3.------------------------------------------------------------------------------



4.-------------------------------------------------------------------------



5.---------------------------------------------------------------------------











Правила укрепления и сохранения здоровья



1



2



3



4




5.




6.




7.




8.









НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ


От кашля

Старинное русское средство:

Вырезать у редьки середину, засыпать её сахаром или мёдом, оставить в прохладном месте на ночь. Получившийся сок принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.


Ангина

Взять 1 или 2 столовые ложки сухих цветков ромашки, залить двумя стаканами горячей воды, кипятить 10-15 минут. Охладить и процедить, можно добавить в отвар 1 чайную ложку мёда. Пить как чай.


Насморк

Нужно закапывать в нос сок белокочанной капусты или сок красной свёклы. По 3-4 капли 4 раза в день.

























НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ


От кашля








Правила

укрепления и сохранения здоровья


  1. СОБЛЮДАЙ РЕЖИМ ДНЯ И ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ.


  1. МОЙ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ.


  1. ПИТАЙСЯ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩЕЙ, ЕШЬ БОЛЬШЕ ФРУКТОВ

И ОВОЩЕЙ.


  1. ОБЯЗАТЕЛЬНО МОЙ ОВОЩИ И ФРУКТЫ.


  1. ЗАНИМАЙСЯ СПОРТОМ И ЗАКАЛИВАЙ СВОЙ ОРГАНИЗМ.


  1. НЕ ОБЩАЙСЯ С БОЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ.


  1. КАЖДЫЙ ГОД ДЕЛАЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРИВИВКИ.


  1. ПРОВЕТРИВАЙ СВОЮ КОМНАТУ, ДЕЛАЙ ВЛАЖНУЮ УБОРКУ.
























Здоровье дороже золота



В здоровом теле – здоровый дух.



Береги платье с нову, а здоровье смолоду!



Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.





Взять 1 или 2 столовые ложки сухих цветков ромашки, залить двумя стаканами горячей воды, кипятить 10-15 минут. Охладить и процедить, можно добавить в отвар 1 чайную ложку мёда. Пить как чай. и полоскать горло.













Старинное русское средство:

Вырезать у редьки середину, засыпать её сахаром или мёдом, оставить в прохладном месте на ночь. Получившийся сок принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день.












Нужно закапывать в нос сок белокочанной капусты или сок красной свёклы. По 3-4 капли 4 раза в день.












Здоровье не купишь – его разум дарит.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!


Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!


Постарайтесь не лениться

Каждый раз перед едой,

Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь –

Это так поможет вам!


Мы открыли вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы,

И легко вам будет жить!



1) Тест «Наш организм» Отметь правильный ответ.

  1. Этот орган размером с кулак, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь по сосудам:

а) лёгкие б) желудок в) сердце


2. Это орган – самый главный, он следит за работой внутренних органов, заведует мыслями и чувствами:

а) печень б) мозг в) кишечник


3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него

человек дышит:

а) лёгкие б) мозг в) сердце


4. Этот орган переваривает пищу, выделяет кислый сок:

а) кишечник б) желудок в) печень





1) Тест «Наш организм» Отметь правильный ответ.

  1. Этот орган размером с кулак, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь по сосудам:

а) лёгкие б) желудок в) сердце


2. Это орган – самый главный, он следит за работой внутренних органов, заведует мыслями и чувствами:

а) печень б) мозг в) кишечник


3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него

человек дышит:

а) лёгкие б) мозг в) сердце


4. Этот орган переваривает пищу, выделяет кислый сок:

а) кишечник б) желудок в) печень




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!