СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру во 2 классе "Красная книга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе "Красная книга"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру во 2 классе "Красная книга"»

Учитель: Акбашева О.А.

Урок по окружающему миру во 2а классе

Тема

Красная книга

Тип урока

Урок - проект

Цели


Образовательные: познакомиться с Красной книгой России; Красной книгой Республики Башкортостан; обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе; создать свою Красную книгу (лепбук, на доске)

Развивающие: развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам); развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы; развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растений и животных.

Воспитательные: учить уважительному отношению ко всему живому; продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные

Знания: узнают об исчезающих и редких видах животных и растениях

Умения: научатся называть животных и растения.

Навыки: составлять устные высказывания.

Понимать значение «Красная книга»

Знать некоторые причины занесения животных и растений в Красную книгу

Уметь анализировать ситуации и давать оценку поступкам людей по отношению к природе

Уметь вести себя в природе

Метапредметные

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительнуюинформацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия

Красная книга России, Красная книга Республики Башкортостан, вымершие виды, исчезающие виды, малочисленные виды, редкие виды, малоизученные виды, восстановленные виды

Ресурсы:

основные


дополнительные

- А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. (2020 г.)

- карточки со словами, листы для индивидуальной работы.

- физкультминутка

- презентация к уроку

Формы работы

Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах

Методы и приёмы

Проектная работа, создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия, самооценка

Образовательные технологии обучения

Личностно – деятельностный подход, проектная, исследовательская, технология создания учебной ситуации, продуктивное чтение

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


ТИМ-ЧИР


МЭНЭЖМЕТ

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, урок-проект, и у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.

- Встретьтесь кулачками с партнером по лицу, ладошками с партнером по плечу, со всей группой, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.


- Прочитайте девиз нашего урока:

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё достигать!

- Как вы думаете, какое здесь главное слово.

(Сам. Ведь кто, если не сами, в нас вложит эти знания.

Если каждый сам не захочет, никто за него не выучит.)

Чтобы на уроке хорошо думали

Начнем урок с нейрогимнастики для мозга «Заяц и лиса».

Дети выполняют действия

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний


- Давайте проверим д/з. Мы говорили о домашних и диких животных. А чем отличаются домашние животные от диких животных?

(Дикие животные – это животные, которые сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, выводят детенышей и заботятся о них, устраивают себе жилье. Домашние животные привыкли к человеку и условиям, которые он создает. Сами они не могут отыскать в природе пищу и жилье).

— А как вы думаете, люди должны заботиться только о домашних животных?

-Как можно помочь диким животным, которые живут в природе? Например, птицам?

— А зверям в лесу вы можете чем-нибудь помочь?

— Вы не можете, но есть специальные люди, лесники, которые следят, за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей и лосей, следят, чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей не было животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.


Презентация

Мы привыкли к тому, что природа нам дарит ягоды, грибы, плоды, цветы.* Люди охотятся на животных,* ловят рыбу,* отдыхают на природе,* ходят в горы,* отдыхают в лесу,* купаются в речке.* Мы никогда не задумывались, что всего того, что дает нам природа, могло бы и не быть.

Ведь каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это раны для природы. Одна такая рана может остаться незаметной, но если такую рану нанесут много человек, то это принесет огромный вред природе.

Задумайтесь, стоит ли срывать цветы, если они простоят в вазе всего один день, а потом завянут?

Если вы сорвете один цветок, то может не вырасти целый десяток. Из-за всего этого, некоторые растения, которых раньше было много, теперь встречаются очень редко. Также происходит с животными, с птицами, с рыбами.


-Для того, что бы с нашей земли совсем не исчезли животные, растения, птицы, люди создали необычную книгу.



Самоопределение к деятельности


прикрепить заголовок


прикрепить лист с целями и задачами

На доске лист красного цвета.

- Предположите, что это может быть?

- Как вы думаете, какой будет тема урока?

(Красная книга)

Цель: познакомиться с Красной книгой;

Задачи:

- расширить знания об исчезающих видах растений и животных;

- учиться находить нужную информацию












Актуализация знаний


шкала


- Конечно же, у вас есть некоторые знания по этой теме. Сигналом светофора покажите, насколько много вы знаете о Красной книге. В конце урока выясним – увеличили ли вы уровень знаний по этой теме.



карточка с правилами работы в группе



карточки с высказываниями для каждой группы


- Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

- Участник № 1 возьмет файл с листами. Прочтите предложения на каждом. Вам предлагаются три варианта, но только один из них верный. Чтобы правильно его определить, вы сейчас посмотрите видео.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА (РЭШ, начало урока)

1 группа:

Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных.

Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Красная книга - это список растений и животных.

2 группа

Красный цвет предупреждает об опасности. 

Красный цвет предупреждает: «Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни!»

Красный цвет предупреждает, что может политься кровь. 

3 группа

На желтых страницах записаны исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.

На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.

На зелёных страницах записаны виды животных и растений, до сих пор мало изученные

4 группа

Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. 

Человек не виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. 

В том, что многие растения и животные стали редкими виновата природа 

5 группа

Существует только одна Красная книга. 

Красной книги существует.

Существует Международная Красная книга, Красная книга России, Красная книга РБ


ПРОВЕРКА

На доске прилеплены листы с верными ответами, после «выступления» каждой группы.

- Итак, мы выяснили, что

1. Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

2. Красный цвет предупреждает: «Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни!»

3. Страницы у Красной книги разноцветные.

4. На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.

5. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. 

6. Существует Международная Красная книга, Красная книга России, Красная книга РБ (Показать книги)


Предлагаю вам посмотреть видео о некоторых растениях и животных, внесенных в Красную книгу (РЭШ, основная часть). Смотрите внимательно, сведения нам нужны будут для дальнейшей работы.


Задание №1 – самостоятельно.

Откройте рабочие тетради на с.60, Прочитайте первое задание. Найдите в учебнике на с. 90-91 информацию, что такое Красная книга. Запишите его в тетрадь.

Проверка с помощью сигналов светофора.

Задание №2

- Прочитайте второе задание. Пользуясь учебником, раскрасьте растения из Красной книги и подпишите их название.

Проверьте друг друга в парах с партнером по плечу.

Проверка с помощью сигналов светофора.

Структура ФАЙНД-ЗЕ-ФИБ. Предлагаются три варианта (каждый на отдельном листке), один из которых верный. Нужно найти его, обсудить, прийти к единому мнению и прикрепить на доску листок с верным вариантом.


Физкультминутка для глаз

Глазами вверх - вниз, влево - вправо

Закрыли - резко широко открыли

Руки на пояс, смотрим на локоть правой руки, левой руки.

Смотреть прямо перед собой на дальний предмет, перенести взгляд на кончик носа.


Мотивация на деятельность

- Список вымирающих, находящихся под угрозой исчезновения и редких животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу, обновляется каждые 10 лет, т.к. численность представителей мира природы, включённых в Красную книгу, с каждым годом изменяется.


- Приглашаю стать исследователями и расширить знания о представителях Красной книги мира, России, в том числе и РБ. Полученный материал мы будем складывать в книгу - лэпбук в виде страниц Красной книги (папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать).

Отвечают на поставленные вопросы

Открытие нового знания, творческая работа

- Обратите внимание на цвет листа вашей группы, что вы заметили? (цветам страниц Красной книги)

Работа в группах

I — страница – исчезнувшие.

— Сначала идут чёрные страницы ( на доске черный лист бумаги) На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это морская корова. Бескрылая гагарка. Странствующий голубь.

Рассказ ученика. Странствующий голубь – очень красивая птица (изображение голубя крепится на чёрный лист бумаги).

Главной причиной вымирания стало истребление человеком. Убить птиц было очень легко. К тому же они не слишком боялись людей и запросто могли подойти близко, чтобы полакомиться угощением.

Убивали птиц ради вкусного мяса, для добычи пера, ради спортивного интереса, для продажи. Также вырубали леса, лишая голубей мест гнездования. Теперь мы можем увидеть только их чучела в музеях.


II — страница — редкие (на доске красный лист)

-На них записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем. Это лошадь Пржевальского, амурский тигр, снежный барс.

Рассказ ученика. Снежный барс, или ирбис - единственный постоянный обитатель высокогорий. Он считается самым свирепым хищником. Основная окраска шерсти — светло-серая, которая кажется в контрасте с чёрными пятнами белой. Такая окраска хорошо маскирует зверя среди тёмных скал, камней, белого снега и льда. Из-за постоянной охоты находится на грани исчезновения.


III— страница (жёлтая) — исчезающие. (на доске желтый лист)

— На жёлтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на опасные красные страницы: белый медведь, морж, розовый фламинго.

Рассказ ученика. Розовый фламинго - очень красивая птица. Молодые птицы имеют серый окрас, позднее они розовеют, но “взрослую” окраску оперения обретают, лишь достигнув возраста трех-четырех лет. Живут фламинго до тридцати лет. Летают они, вытянув шеи вперед, а ноги назад, плавают хорошо, гнездятся и кормятся на мелководьях.


IV — страница (серые) неопределенные.

— На серых страницах записаны животные, которые до сих пор мало изучены. Места их труднодоступны или точно не установлены.

К таким животным относятся: слоновая черепаха, дровосек реликтовый (самый крупный жук), императорский пингвин.

Рассказ ученика Императорские пингвины живут в Антарктиде (показ по картине). Зимой, когда морозы достигают минус шестьдесят градусов, пингвины выводят и растят своих птенцов. У пары пингвинов появляется одно-единственное яйцо. Если яйцо упадает на снег, оно погибнет. Самец два месяца согревает яйцо, держа его между лапами, пока малыш не проклюнется. Мама ловит рыбу и рачков, чтобы прокормить будущего малыша. Подросший детеныш ест довольно много рыбы – до четырех килограммов в день. Императорские пингвины очень крупные. Они редко выходят на берег, предпочитают оставаться на морском льду.


V— страница (белые) сохраняющие.

— Следующие страницы Красной книги - белые. Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадях. Синий кит, соня, белка-летяга

Рассказ ученика

Синий кит или голубой кит. Его длина 33 метра. У него на спине запросто могут уместиться целых тридцать слонов. Синие киты быстро плавают, развивая скорость до 50км/ч. Ныряльщики они тоже превосходные. Ныряют в глубину до 3 тысяч метров. Нырять на такие огромные глубины киту позволяет толстый слой жира. Он спасает его от переохлаждения. В желудке у кита помещается 2-3 тонны пищи – целый грузовик. Добычу киты заглатывают целиком, не пережевывая. Киты умеют переговариваться между собой, издавая различные звуки. Они очень умные животные и легко дрессируются. Сейчас охота на синих китов запрещена.


VI — страница (зеленые) восстанавливающиеся.

-Последние страницы Красной книги - зелёные. На них записаны животные, которые удалось спасти от вымирания. (Бурый медведь, зубр, речной бобр)


Структура ТИМБИЛДИНГ - совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек.

Физкультминутка

Теперь немного отдохнем, физкультминутку проведем

Вышел в лес наш дружный класс

– Это раз.

Огляделась детвора

– Это два.

Белка скачет, посмотри

– Это три.

Ставит мишка лапы шире

– Так идем на счет четыре.

С зайцем будем приседать

- Это пять.

А теперь за парты сесть

- Это шесть.


Проекты

— В красной книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер; запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

Ребята, на территории нашего района тоже есть растения и животные, занесенные в Красную книгу. Для того, чтобы сохранить их численность, люди создают заповедники, заказники. О некоторых из них ребята из нашего класса приготовили сообщения.

1. Асадуллина Валерия «Зилим»

2. Кулагин Егор «Белоозерский заказник»

Многие писатели, поэты, художники посвящают свои произведения охране природы. Наш земляк башкирский и татарский писатель М. Гафури родился и вырос в с. Зилим-Караново. «Километрах в двух от нашей деревни есть большое круглое озеро, похожее на месяц, упавший с неба. Зовут его Ак-Куль, что означает Белое озеро» так начал свой рассказ «Дикий гусь» М.Гафури. Об этом рассказе нам подготовила сообщение Кира.

3. Филипова Кира о рассказе Дикий гусь



Хочется закончить урок стихотворением Анастасии Потаповой «Любите родную природу»

Читает Хамитова Яна

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!



Рефлексия

Игра «Мы знаем…» (одно выражение для каждой группы)


1. Мы знаем, что Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных.

2. Мы знаем, что страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые.

3. Мы знаем, почему для ее обложки выбрали красный цвет. Красный цвет – сигнал опасностиозначает “стоп, не губи”.

4. Мы знаем, что есть Красная книга Международная, России, Республики Башкортостан

5. Мы знаем, что на страницы Красной книги Республики Башкортостан занесены такие животные…, растения…

6. Мы знаем, что если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону, то растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге.



Оценивание

самооценка

-Посмотрите, у нас получилась своя классная Красная книга, которой вы можете пользоваться в любое время, но там нет страниц о растениях, занесённых в Красную книгу, поэтому, юные исследователи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск, подготовите страницы с растениями из Красной книги

- Теперь поработайте со шкалой самооценки - отметьте крестиком место, где ...

- У кого отметка поднялась выше?


Взаимооценка

- Кому бы вы хотели сказать спасибо…


Оценка учителя

- Мне тоже хочется поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.


Домашнее задание

- «Красная книга» – документ, постоянно изменяющийся по мере того как пополняются наши знания о природе; она должна пополняться новыми сведениями и совершенствоваться.

Мы будем пополнять свою книгу новыми сведениями:

Домашнее задание: прочитать текст по учебнику (ответить на вопросы)

Подготовить рассказ о любом растении или животном, занесенном в Красную книгу.


Просмотр видеоклипа "Красная книга О. Газманова."







Самоанализ урока

Тема: Красная книга

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний, урок-проект

Урок соответствует требованиям ФГОС, направлен на формирование и развитие УУД.

Данный урок проведен с целью ознакомления детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги, с обозначениями цветов страниц Красной книги, развития познавательной активности детей, интереса, умения наблюдать, сравнивать, обобщать; воспитания стремления к сохранению редких растений и животных.

Форма организации урока позволила ученикам комфортно чувствовать себя на уроке, ориентироваться в имеющейся системе знаний и добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя и учебник, и рабочие тетради и другую предложенную информацию на уроке.

Для формирования интереса к изучаемой теме выбрала групповую форму организации урока, каждая группа работала над своей страницей Красной книги.

Использовала проектную исследовательскую работу, дети выступили на уроке со своими проектами о Белоозерском заказнике и природном парке «Зилим».

Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учеников 2 класса.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Ученики получили представление о «Красной книге России», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, рассмотрели, как устроена Красная книга и в конце урока получилась своя классная Красная книга в виде лэпбука.

Урок цели достиг.