СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру Не учите рыбу плавать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе. "Не учите рыбу плавать"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру Не учите рыбу плавать.»


Урок : Окружающий мир 4 класс

Тема: Не учите рыбу плавать.

Цель: первичное знакомство учащихся с особенностью рыб, приспособленностью их к жизни в водной среде, развитие логического мышления и воображения.

Задачи:

  • формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; позитивную самооценку; стремление к успешности в исследовательской деятельности (личностные);

  • учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий (регулятивные);

  • учить работать с информацией, выполнять логические действия (анализ, сравнение) (познавательные);

  • формировать умение уважать мнение собеседников; задавать вопросы и отвечать на них входить в коммуникативную игровую ситуацию;

  • учить проявлять интерес к общению и групповой работе (коммуникативные).

Ход занятия

.

Приветствие

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

Орг. Момент

1 слайд: Послушайте быль. На небольшой станции жила девочка. Любимым местом в деревне у неё было небольшое озеро с прозрачной водой. Оно находилось в сосновом бору. Летом девочка с подругами купались, загорали, варили душистую уху из карасей, а зимой катались на коньках. Оно было первым, а значит лучшим на всём свете. Озеро было небольшое, но необыкновенное. Бабушка поведала девочке о том, что озеро имело союзное значение. Когда по железной дороге ходили паровозы, они останавливались и заправлялись водой из этого озера. Озеро охраняли смотрители и следили за его чистотой. Но вот на смену паровозам пришли электровозы, и озеро забросили.

2 слайд :Сейчас в нём всякий хлам, ржавь и слизь зелёная,

И хвощ болотный вылез.

Как будто люди целью задались,

Убить его и своего добились.



3. Повторение.

К этой были, мы ещё вернёмся, а сейчас давайте вспомним КАКИЕ ОЗЕРАв России САМЫЕ БОЛЬШИЕ? Какое озеро самое глубокое . А какая река протекает через Красноярск. Какие реки вы еще знаете.

3 слайд; Закройте глаза. Да, хорошо отдыхать на озере. Чистая вода. Тёплый песок, ласкающие лучи солнца, аромат цветов, пение птиц, жужжание насекомых. Вам очень хорошо и легко на сердце. (звучит музыка)

И вдруг вы слышите всплеск открыв глаза вы видите серебристую тень.

А что это было вы узнаете отгадав загадку.


Формулирование темы, цели занятия.


Плавает под мостиком

И виляет хвостиком (рыба)


- Что можно рассказать про слово «рыба- Назовите ваши ассоциации с этим словом. (Записываются на доске)


вода

река чешуя


рыба


хвост плавники…



- Как вы думаете, какова тема нашего урока?


- Какую цель вы поставите?


«Мозговой штурм» .

Почему рыба плавает?

Итак, сейчас проведём «Мозговой штурм».

- Почему рыба плавает?

Ваша задача за 2 минуты выдвинуть как можно больше гипотез по прозвучавшему вопросу.

Возможно …

Предположим …

Что, если …

Допустим …

4 слайд: – Ребята, сегодня к нам в школу заглянула золотая рыбка которая живет озере из нашей были в (учитель открывает маленький аквариум с золотой рыбкой). Она пришла к нам за помощью. В ее царстве рыбки забыли, как они плавают.

– Мы будем помогать золотой рыбке, а для этого отправимся в экспедицию.

Наша экспедиция будет проходить под девизом:

Слайд № 5 “Наблюдай и восхищайся,

Изучай и береги!”.

У нас всё готово к экспедиции. Начинаем погружение (звучит музыкальное сопровождение с шумом волн).

Зрительная гимнастика.

Слайд 6 Ребята, давайте настроим на работу свои глазки. Найдите глазами справа всех золотых рыбок. Сколько рыбок вы нашли? Найдите глазами слева всех золотых рыбок. Сколько нашли? Сколько всего рыбок вы нашли? Молодцы!

Как плавают рыбы? Вильнет рыбка хвостом, зашевелит плавниками — и поплыла.
Но, оказывается, это совсем не так. Рыба продвигается в воде не только за счет движения хвоста и плавников. Один лишь хвост не в состоянии обеспечить рыбе такую скорость, какой она достигает. Основная движущая сила возникает при колебательных движениях туловища рыбы. За их счет создается разность давлений на боковые поверхности корпуса рыбы. А плавники служат лишь для сохранения и изменения горизонтального или вертикального направления

. Физкультминутка.

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду. (взмахи руками)

Тёплым днём резвятся, (круговые движения руками)

Дружно веселятся. (прыжки на месте)

Чешуя блестит как искры, (поглаживание туловища)

Плавники взлетают быстро. (имитация плавания)

Влево, вправо, вниз и вверх – (наклоны)

На пруду беззвучный смех. (покачивания головой)


Проведение опытов.

Сейчас мы проверим, чье предположение самое верное, а для этого проведём опыты.

Внимательно слушайте инструкции.


«Подводная лодка»

-Налейте в стакан газированной воды. Бросьте в неё виноградинку. Что произошло? Почему? (Виноградинка чуть тяжелее воды и поэтому опускается на дно)

-А что происходит потом? Почему? (на виноградинку тут же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет).

-Пусть стакан останется на столе до конца занятия, мы посмотрим, будет ли происходить что-то ещё (Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется").

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Плавательный пузырь – это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину. А ещё плавательный пузырь помогает рыбам разговаривать.

"Жидкий" фокус «Живая рыбка» (приложение 1)

Положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.

Теперь нужно капнуть в отверстие большую каплю масла. Воспользуйтесь пипеткой.

Как вы думаете, что сделает рыбка? Почему? Ясно: она поплывет вперед!

Ребята, нашей рыбке скучно одной царствовать в подводном царстве, тяжело за всем смотреть, не справляется она.

Стали подплывать разные рыбки к золотой. Она их спросила:

-Хорошо ли живётся водным обитателям?

И заговорили рыбы человечьим голосом. Стали они рассказывать, что плохо стало жить им в озере.

– Ребята, а как вы думаете, почему?

Опечалилась золотая рыбка, грустно стало ей, ведь помочь своим друзьям она ничем не может.

– Ребята, а как вы думаете, кто виноват в бедах озерных жителей?

– Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям водоёмов уютно жилось в их домах?

Молодцы, эти советы очень важны для жителей нашей планеты.

Я надеюсь, что вы все будете помнить их и соблюдать.

Итог занятия.

Итак, наш урок-экспедиция подходит к концу.

- Как же плавает рыба??

Рефлексия.

Золотой рыбке очень понравилось на занятии, и она просит подарить ей на память рыбок тех ребят, которые считают, что им было интересно, и они узнали что-то новое.












Приложение 1

"Жидкий" фокус «Живая рыбка»

Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. Распечатайте рыбку на принтере, наклейте на картон и вырежьте ножницами.


Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.

Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.

Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!


Литература:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, «Издательский дом Фёдоров» 2011.

Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников, «Издательский дом Фёдоров» 2012.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!