СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру по теме "В жаркой пустыне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.И.О: Глазунова Наталья Николаевна

Предмет: окружающий мир Класс: 4 Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Перспектива

Тема урока: В жаркой пустыне.

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру по теме "В жаркой пустыне"»


Ф.И.О: Глазунова Наталья Николаевна

Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Перспектива

Тема урока: В жаркой пустыне.

Тип урока: урок открытия новых знаний


Цель: -познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи:

Образовательные: -

- организовать учебно - поисковую деятельность по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира;

- формировать умение работать с картой природных зон России;


Развивающие:

-развивать познавательный интерес учащихся

-способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру, потребность бережного отношения к окружающему миру.

УУД:

Предметные УУД:

- рассказывать о природной зоне пустынь и выделять ее особенности: уметь показывать на карте зону пустынь, называть растения и животных зоны пустынь;

Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

- умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

Личностные УУД:  

-умение анализировать результаты учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

иметь представление о понятии « полупустыня и пустыня»; знать местоположение полупустынь и пустынь на территории России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны и их приспособления к жизни в природной зоне;

Предметные результаты в области ИКТ:

- оформлять слайды по изучаемой теме в презентации Power Point с опорой на инструкцию;

Метапредметные результаты:

- формулировать тему урока; устанавливать зависимость природы пустынь от распределения тепла и влаги; выявлять признаки приспособленности растений и животных пустыни к условиям жизни в пустыне;

Личностные результаты:

- понимать необходимость охраны пустынь


Ресурсы:

 Основные:

http://www.m-globe.ru/prirod-zona.html карта природных зон России

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/stepi-rossii видеоурок « Степи» 5 мин 45 сек

Дополнительные:

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/pustyni видеоурок « Пустыни» (для домашнего задания) 5 мин 45 сек

Программное обеспечение: программа Power Point, папка с картинками.


Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешакова, М. Ю. Новицкой;

  • рабочая тетрадь "Окружающий мир" А.А.Плешакова, М. Ю. Новицкой;

  • карта природных зон;

  • презентация «Пустыни»;

  • инструкционные карты;

  • атлас-определитель «От земли до неба»;  

  • Цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Цель: включить детей в деятельность.

- Все ли готовы к уроку?

- Тогда вперед  к новым исследованиям и открытиям!

  1. Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

Цель: проверить степень усвоения предыдущего материала. (7 мин.)

Тест

  1. Каковы погодные условия в степях?

а) жаркое лето, мало влаги

б) холодное короткое лето

в) суровая зима, прохладное лето

г) дождливое и жаркое лето

2. Какой растительный покров преобладает в степях?

а) широколиственные леса

б) деревья и кустарники

в) разнообразные травянистые растения

г) хвойные леса

3. Какое растение имеет корни – луковицы?

а) типчак

б) ковыль

в) тюльпан

г) осока

4. Какое животное - хищник?

а) серая куропатка

б) дрофа

в) кобылка

г) степная гадюка

5. Чем привлекает хлеборобов степь?

а) там много влаги

б) там жаркое лето

в) почвы степей плодородны

г) там мало деревьев

6. Почему в степях погибает много птиц?

а) на них охотятся люди

б) из-за полевых работ

в) там много хищников

г) там засушливое лето

7. О каком природном явлении в степях идёт речь?

Она возникает в степях во время засухи, особенно там, где земли распаханы. При этом явлении резко уменьшается видимость. Переносимая ветром пыль проникает повсюду. В результате уничтожается почва, нередко с семенами.

а) о грозе

б) о торнадо

в) о пыльной буре

г) о ливне

8. Как растения приспособились к продолжительному засушливому лету?
а) узкие листья испаряют много влаги

б) многие растения цветут весной, пока в почве много влаги

в) листья растений степей в виде колючек

г) летом наземные части растений отмирают, а в почве остаются корни-

луковицы

9. Какие степные животные занесены в Красную книгу?

а) журавль-красавка

б) хомяк

в) степная дыбка

г) степной орёл


Ответы

1)а

2)в

3)в

4)г

5)в

6)б

7)в

8)а, б, г

9) а, в, г


  1. Формулирование темы и постановка учебных задач урока. (2мин)

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по природным зонам России.

- Перечислите, пожалуйста, какие природные зоны мы изучили?

- Сейчас каждая группа получит по 3 карточки с изображением животных. Доску я разделила на 5 квадратов. Это условно природные зоны (надписи на каждой зоне).

- Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают. 
(В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь. Но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия). 
– Посмотрите, что у нас получилось.

Проверьте, нет ли ошибок.
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?

Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России.

-Отгадайте кроссворд и назовите природную зону (приложение)
- Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

Солнечный, жаркий 
Жёлтый поток 
Льётся в пустыне 
На жёлтый песок. 
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.
Жёлтая птица неслышно плывёт. 

- Какие цели мы перед собой поставим?

(Нам нужно изучить зону пустынь, чтобы предвидеть, что нас там может ожидать.)

Мы отправляемся в зону пустынь.

- Разделившись на группы, вы будете представлять различных ученых, исследующих новую природную зону по плану.

План.

1. Географическое положение. Особенности климата. Тип почв. (Географы)

2. Растительный мир. (Ботаники)

3. Животный мир. (Зоологи)

4. Занятия населения в пустыне. (Социологи)

5. Экологические проблемы и пути их решения. (Экологи)

Мы будем читать материал в учебнике, искать понятия в словаре, используем энциклопедии, атласы - определители «От земли до неба», книгу «Великаны на поляне», Красную книгу России.

- Вспомним правила работы в группе.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

  1. Изучение нового материала. (12 мин)

Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решать проблему с помощью выбранного метода.


1. Географическое положение. Особенности климата. Тип почв.


Давайте узнаем, где на территории России есть пустыни. Поработаем по карте.

Южнее зоны степей становится ещё теплей и суше. Жаркое солнце накаляет землю, а дожди выпадают очень редко, всё меньше растений, появляются участки голой земли. Так степь постепенно сменяется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню.

-Где в нашей стране есть зона пустынь?

(Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря к западу и востоку от низовьев Волги)

- Как на карте обозначена эта зона пустынь?

(Это южная природная зона обозначена оранжевым цветом.)

- Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

(Это самая небольшая по площади природная зона в России.)

- В каком тепловом поясе она находится?

( Пустыня находится в умеренном поясе, около Северного тропика,)

- Поэтому там так жарко.

-Давайте посмотрим, как выглядит земная поверхность зоны.

Интернет – урок: начало 26 секунда – конец 1минута 28 секунд.

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/pustyni

Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются.


- Исследуем зону и узнаем, так ли пустынны эти земли.


2. Растительный мир. (Ботаники)

Карточка – помощница

  1. Какие растения произрастают в пустыне?

2. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья) (растения-насосы (корни 20-30 метров ); толстые стебли или листья, низкорослые растения)

V.Физминутка


Вот мы руки развели,

Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.



  1. Животный мир. (Зоологи)

Карточка – помощница

  1. Какие животные обитают в пустыне?

  2. Приспособленность к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются?


  • Имеют защитный окрас,

  • мало пьют,

  • нетребовательны к пище,

  • обладают особенностями в строении тела,

  • особенностями поведения:

  • ведут ночной образ жизни,

  • впадают в спячку)




  1. Занятия населения в пустыне. (Социологи.) Экологические проблемы и пути их решения. (Экологи)

Карточка – помощница

  1. Занятия населения в пустыне.

  2. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

  3. Охрана Редких животных


Люди в пустынях живут уже тысячи лет. В разных местах на территории зоны пустыни живут люди разных национальностей: это и казахи, и русские, и калмыки, и дагестанцы,  и туркмены, и узбеки, и таджики, и киргизы.

Основные занятия населения пустыни – это скотоводство и земледелие на орошаемых территориях -  на оазисах.

В пустынях прорубили глубокие колодца, провели каналы с чистой питьевой водой,

В зоне пустынь существуют несколько экологических проблем, первая из них заключается в неумеренном орошении земель, что приводит к накоплению соли в почвах, вторая проблема заключается  в том, что больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки, в связи с этим возникает проблема выпаса скота, третья проблема заключается в том, что участились случаи браконьерства, то есть незаконной охоты.

Чтобы сохранить природу этой зоны необходимо предпринимать меры. Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.

Экологические проблемы

  1. Неумеренное орошение земель

  2. Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля.

  3. Проблема выпаса скота.

  4. Браконьерство.


Пути решения экологических проблем.

  1. строить водохранилища,

  2. проводить каналы с водой,

  3. создавать заповедники.



  1. Закрепление изученного материала.  Графический диктант.


А сейчас давайте проверим насколько вы были внимательны на уроке, что запомнили об этой зоне. Я буду читать высказывания, а вы, если согласны ставьте плюс, если слышите хоть небольшое несоответствие – ставьте минус.

1.Пустыня-это место, где много солнца, горячего сухого песка, но мало воды.

2.Зона пустынь сменяет зону степей.

3.Бархан - это растрескавшийся глинистый участок поверхности.

4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды.

5.Самая сонная в пустыне - черепаха, она может спать не просыпаясь
пять лет.

6.Самое быстрое животное пустынь -_дикий осел.

Ответы: +,+,_- , -, +,_.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вот и закончилось наше  исследование пустыни.  Мы дома, а пустыня далеко, она ждет своих новых исследователей.

- Чем отличаются природные условия степей и пустынь?

- Какие лето и зима в пустыне?

- Как животные и растения приспособились к жизни в пустыне?

- Как называется заповедник, находящийся в пустыне?

- Оцените свою работу и работу членов вашей исследовательской группы с помощью сигнальных карточек:

если вы были активны и вам все было понятно – поднимите зеленый квадрат, если у вы проявили среднюю степень активности и кое – что было непонятно – покажите желтый квадрат, а если вы были мало активны и многое было непонятно - поднимите красный квадрат.

Д/з:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!