«Россия — наша Родина». Урок по предмету «Основы православной культуры»
учитель начальных классов МОБУ «СОШ» с.Черёмуховка Рубцова Татьяна Фёдоровна
«Методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры» по учебнику Кураева А. В.
Тема урока №1 «Россия – наша Родина»
Цель: Познакомить учащихся с понятием духовного мира человека и культурных традиций и для чего они существуют.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей видеть специфику предмета, непохожесть на другие школьные предметы.
- Воспитывать любовь к Родине, уважение традициям, духовным ценностям человека, воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн).
- Развивать интерес к изучению нового, необычного.
Метапредметные:
Познавательные – умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.
Коммуникативные – умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.
Регулятивные – умение ставить цель, планировать, получать, оценивать свои результаты.
Личностные результаты – умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности.
4. Основные термины и понятия: Россия. Родина. Малая родина Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
презентация, мультимедийное сопровождение к уроку.
Формы и виды деятельности: беседа, чтение с остановками, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, участие в учебном диалоге, обдумывание, рисование.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
- Откройте содержание. О чём мы узнаем, изучая этот предмет? (дети читают содержание)
Чем предмет «Основы православной культуры» отличается от других предметов? (дети высказывают свои мнения)
1. Введение в тему урока.
3.Чтение учителем стихотворения.
Что Родиной моей зовётся?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьётся,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя берёзка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Всё то, что с детства рядом было?
Но это станет всё пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовётся!
Чтоб были рядышком всегда
Всё, кто поддержит, улыбнётся,
Кому нужна и я сама!
Вопросы по стихотворению:
Как вы понимаете тему урока?
- О чём спрашивает себя герой стихотворения?
- К какому ответу приходит герой?
- А вы согласны с его мнением? Почему?
-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?
-А какое определение можно найти в словарях? (работа со словарём)
-Что для нас является Родиной?
Презентация «Россия – наша Родина»
Чтение стих-я В.Астафьева «Путь наш –полями, лесами..»
4.Толкование
РОДИНА-1.Отечество, родная страна.
2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.
3. Малая родина.
Этимология Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина).
•Родственные слова: Родной, родимая (сторона), родители.
• Синонимы:Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.
• Фразеологизм: Откуда есть пошла земля русская.
5. Работа над темой урока.
Песня чего начинается Родина?» песня - презентация.
1) Беседа с учащимися.
· Как называется страна в которой мы живём?
· Кто является главой нашего государства?
· Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?
· Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. Покажите.
· Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?
· Очень много книг о России
· Каких великих людей России вы знаете?
-Что нас объединяет? (духовные традиции и ценности) –показ.
-Что такое традиции?
-Что можно передавать через традиции?
-Какие бывают традиции?
-Беседа о духовных и материальных ценностях.
2) Работа с пословицами и поговорками .-презентация
3)Комментированное чтение статьи из учебника.
Страна – Российская Федерация, Россия.
Отечество – наши отцы, деды. Прадеды, прадеды наших отцов учились, работали и защищали свою землю.
Родина – родились и живём в ней.
Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку.) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.
Внутренний мир – душа человека.
Традиции – дороги духовного мира.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
Вывод.
Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своёй Родиной.
6. Закрепление основных понятий урока.
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Составьте предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент.
8. Задание на дом.
Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
Или: Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
10. Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Стихотворение С.Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое - это всё моё родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
В


облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните