СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ модуль : основы православной культуры " Монастырь"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дается понятие о монастырях и монахах. Почему люди идут в монахи. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ модуль : основы православной культуры " Монастырь"»

Предмет: основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Модуль: основы православной культуры (ОПК)

Класс: 4

Тема урока: «Монастырь»

Цель урока: формировать уважения к культурному наследию православия.

Знакомство учащихся с православными монастырями, их значение в духовной жизни, культуре русского народа; особенностями монастырской жизни. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным святыням России.

Задачи урока

-Познакомить детей с понятием “монашество”, “послушание”, “монашеские обеты”, “постриг монаха”.

-Обсудить роль монастыря в православных людей.

-Развивать умение работать учащихся с текстом.

Планируемые результаты

Предметные:

-Учащиеся узнают, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца.

-Почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться.

.- Формировать умение отбирать главное, синтезировать.

Метапредметные:

-Анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

-Моделировать на основе текста самостоятельные высказывания.

- Формировать умение отбирать главное, синтезировать.

Личностные:

-Формировать личную ответственность за сохранение святынь.

- Развивать нравственно-этические чувства - милосердие.

- Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении.

-Способствовать формированию уважения к свободному выбору человека.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный

( тестовой) материал, учебник по ОПК А. Кураева, электронный образовательный ресурс ( ЭОР сопровождение к учебнику А. Кураева), наглядный электронный материал из презентации

( сайт http://www.svetoch-opk.ru/ ).

ХОД УРОКА

Актуализация и мотивация знаний

- О чем говорили на прошлом уроке? (Таинство Причастия)

- В чем, по представлениям православных христиан, главное назначение Церкви?

Определение темы урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить ещё об одном православном месте. И я думаю, что это будет интересное открытие для вас.

Послушайте стихотворение:

В густой листве затерян монастырь,

Над ним лишь небо да как вата облака.

Вокруг полей российских гладь и ширь,

А вдалеке виднеется река.

Святой источник спрятан средь берез,

Лишь только ветер шелестит листвой.

Блуждаем в царстве собственных мы грез,

Боясь спугнуть волнующий покой.

Прозрачен воздух, ярка неба синь,

А вдалеке виднеется река.

В густой листве затерян монастырь,

Над ним не властны время и века.

- Как вы думаете, о чем сегодня будет наш разговор на уроке? ( О монастыре).

Работа с учебником

- Откроем учебник на странице 119. Прочитаем вверху, о чем же мы сегодня узнаем?

Почему люди идут в монастырь.

От чего отказываются монахи.

Объяснение нового материала

- Может кто- то из вас, что-то знает про монастырь?

( Высказывание учащихся)

Объяснение учителя.

- Монастырь – это особый мир. (Слайды 2-5) Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах

какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах , чтобы у мирян была возможность получить духовные советы. (Слайды 6-10)

- Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

Работа с ЭОР

- У монахов есть своя особая одежда – монашеское облачение. Давайте подробнее на этом остановимся. Работаем с учебником на странице 121 и с ЭОР ( на экране открываются интерактивные моменты с изображением монашеского облачения, учащиеся зачитывают из учебника назначение клобука, мантии, чёток, пояса).

- Обратимся к электронному учебнику, где написаны советы и поучения оптинских старцев монахам:

1.«Пост — одна из добродетелей монашествующего», — говорил старец Паисий Величковский, которого очень почитали в Оптиной пустыни, и советовал: «Ещё будучи алчным (то есть ещё не насытившимся), вставать от трапезы» (не объедаться).

2.Выговоры и замечания монаху — это щётки, которыми стирается греховная пыль с его души, а без этого он заржавеет. (Преподобный Амвросий.)

3.Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати. (Преподобный Леонид.)

4. Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовью о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании… (Преподобный Макарий.)

5. Для мирских корень всех зол — сребролюбие, для монашествующих — самолюбие. (Преподобный Амвросий.)

6.Смирение и любовь — самые высокие добродетели. Они должны быть отличительными чертами монаха…(Преподобный Варсонофий.)

( Данные советы зачитывает учитель и комментирует их)

- Какие из данных советов и поучений мы можем взять для себя, для нашей мирской жизни? ( Высказывания учащихся)

Физминутка

-А сейчас мы с вами немного разомнёмся.

-Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок и посмотрите по сторонам).

Работа с текстом учебника

- Прочитайте текст на странице учебника 122-124 (самостоятельное чтение).

( После прочтения данного текста учащиеся отвечают на вопросы учителя: фронтальная работа)

- Что означает постриг монаха?

- Кто такой царевич Иоасаф? ( Слайд 11)

- В чем заключается смысл легенды про этого царевича?

- Как звали князя , который принял монашество в старческом возрасте? (Александр Невский) (Слайд 12)

- Что вы прочитали о святом Луке? (Слайд 13)

Закрепление пройденного материала

Работа в группах

Класс разделён на 4 группы.

Каждой группе даётся задание

1 и 2 группа: тест

Для чего люди уходят в монастырь?

Чтобы посвятить свою жизнь Богу

Чтобы заработать себе славу праведника

Чтобы убежать от мирских забот

Что в монастыре для монаха важнее всего?

Желание стать главным над остальными монахами

Воздержание (в еде, одежде, разговорах), молитва, послушание

Жизнь, в которой ты ничем и никому не обязан

Люди уходят в монастырь, когда:

У них не ладится в жизни, поэтому они оставляют мирскую жизнь в надежде, что в монастыре не будет проблем

Им хочется, чтобы ими восхищались близкие люди

Чувствуют непреодолимую потребность постоянного общения с Богом

3и 4 группа: задание

-Соотнесите понятия и их значения. Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго:

Трапезная

Праведный святой монах

Отшельник

Жилище монаха

Постриг

Помещение для вкушения пищи

Братия

Человек, ушедший от мира ради спасения души.

Келья

Посвящение в монахи

Преподобный

Монахи, живущие в монастыре


Проверка заданий. Учащиеся демонстрируют фронтально ответы к заданиям. Каждая группа , получив одинаковые задания, дополняет при ответе друг друга.

Подведение итогов

( Заранее подготовленные ученики показывают сценку про двух монахов, которые хотели поссориться, но у них ничего не получилось.)

В одном монастыре жили два монаха, которые никогда не ссорились. И однажды они решили: да как же так, все люди друг другом ссорятся, а мы не умеем это делать. Давайте попробуем! А из-за чего мы с тобой будем ссориться? -  спросил один монах? – Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича! - Хорошо. А как мы будем ссориться? – Ну, я буду говорить, что он мой, а ты говори, что он твой. – Хорошо, начинаем. – Это мой кирпич! - сказал первый монах.- Конечно, он твой, бери его себе! –тут же ответил второй. Так им и не удалось поругаться.

-Почему монахам не удалось поссориться?

- Как вы думаете, легко ли быть монахом?

- Что сегодня дома расскажете о монахах и монашестве?

Домашнее задание

- Ответить на вопросы учебника на странице 124.

- Подготовить краткую информацию об одном из монастырей России.

Рефлексия

-Мы успешно потрудились и можем себя похвалить.

-За что можно похвалить себя?

-За что можно похвалить одноклассников, работающих с тобой в группе?

-За что можно похвалить учителя?

Используемая литература:

- Учебник по основам православной культуры 4 класс. Автор: А. Кураев

- Электронный образовательный ресурс к учебнику по основам православной культуры. Автор: А. Кураев

- Сайт http://www.svetoch-opk.ru/

-Стихотворение « Монастырь» Автор: С. Вольная

- Рабочая тетрадь по основам православной культуры 4 класс.

Автор: Г. Обернихина

7