СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по основам обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ гимназия №2 г. Хромтау

 

 

 

 

 

 

 

 Урок по основам обществознания

 

на тему: «Человек и его мировоззрение»

10 класс

 

 

 

                                                                                                         

Учитель истории и правоведения  Фраер И.И .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

Дата                                                       класс  10 «А »

Тема урока: Человек и его мировоззрение.

Цель урока: Сформировать понятие мировоззрения, определить структуру, основные элементы, общественно - исторический и индивидуальный характер мировоззрения

Задачи:

О. Формирование научных представлений  о понятии мировоззрение,выяснить какую роль играет мировоззрение  в духовном развитии личности.

Р. Развивать умения: анализировать,  решать познавательные и проблемные задачи,делать выводы, работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение. ориентироваться  в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор.

В. Формиования  основ нравственной культуры, способствовать выроботки  отношения  приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.

Тип урока: комбинированный

Технологии: критическое мышление (мозговой штурм, кластер, синквейн), технология сотрудничества (работа в группах), критериальное оценивание,  ИКТ,  ППТ  И.П.Подласого, Гранкина.

Методы урока: проблемно - поисковый, наглядный, словесный

Форма работы: индивидуальная работа, в  группах.

Результаты обучения:

Знать: основные элементы и структуру мировоззрения

Уметь: анализировать, обобщать материал по изучаемой теме

Оборудование: учебник,  презентация, раздаточный материал

План урока:

 

Элемент урока по структуре ППТ

Вид работы

Время

1

Пропедевтическая практика

«Если вы»

 5 мин

2

Ориентация

«Сегодня на уроке»

 8 мин

3

Презентация

«По лестнице знаний»

 10  мин

4

Практика на примерах

«Работаем сообща»

 5  мин

5

Управляемая практика

«Найди решение»

 7 мин

6

Независимая практика в классе

«Знания и умения»

 5  мин

7

Домашняя самостоятельная практика

«Это вы можете»

 5 мин

Ход урока:

 

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

«Если вы»

1.  Психологическая релаксация “Если вы”Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок давайте начнем с психологической релаксации. Если вы  любите шоколад –хлопните в ладоши. Если вы всегда делаете зарядку по утрам – поднимите руки вверх. Если вы забываете, здороваться по утрам со своими соседями покачайте головой. Если вы любите лето и ждете его с нетерпением, то скрестите руки на груди. Если вы пришли на урок с желанием продуктивно поработать протяните руку своему соседу.

Учащиеся делятся на группы, выбирая геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, ромб). Класс делится  на 4-5 групп по  5-6 человек. Организуется работа в группах.

В ходе занятия вам предстоит заполнить таблицу:

 

знаю

узнал

хочу узнать

 

 

 

 

Учащиеся хлопают в ладоши, поднимают руки  вверх, качают головой, скрещивают руки на груди, протягивают руки друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся на группы, выбирая геометрические фигуры.

 

2

«Сегодня на уроке»

Стадия вызова

 

Решение проблемного задания.

( Используем  проектор, открываем  слайд №1   презентации , где записано это задание )

Проблемное задание № 1.

 Прежде,чем мы  узнаем  тему урока,мы с вами  решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается духовно, когда он обретает.......

Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в  группе вы должны выяснить, что же должен  обрести человек, чтобы  началось его духовное рождение?

 5 минут идет работа в группах.

 Каждая группа в помощь получает  список  понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для   продолжения  высказывания.

     Список понятий  на карточке  №1  для каждой группы:

 Богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,  власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,  влияние  и нужные  связи.

Каждая группа   дает ответ на проблемное задание.

Ответ к заданию №1: ( демонстрируется слайд презентации с ответом). В  Древней Индии считали, что человек  рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он  впервые приходит  в этот мир. Второй раз  человек рождается   духовно , когда он обретает  мировоззрение. О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? 

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, определяют тему урока, записывают в тетрадь.

3

«По лестнице знаний»

Стадия осмысления

1.Что такое мировоззрение?

Задание №2. Каждая группа, в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование  понятия мировоззрение    ( 1минута на обсуждение)

Заслушиваются  ответы каждой групп

 А теперь сравним свои ответы  с научным  понятием мировоззрение. Откроем учебник  параграф    и посмотрим какое определение дается в учебнике.

 Мировоззрение- это целостное  представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

 Давайте выясним, а чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека. (Работа с понятием с помощью слайда № 3 презентации  и учебника)

1.Мировоззрение  отличается от других элементов духовного мира человека  тем, что оно  представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно  на мир в целом, то есть совокупность всех взглядов  на мир.

2.Следующей  отличительной  чертой  мировоззрения является то, что оно отражает отношение человека к миру: боится , страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром  или стремится изменить его?

Мы с вами выяснили, что такое мировоззрение. А сейчас нам нужно определить из чего же складывается и  формируется  мировоззрение любого человека. 

Учащиеся выполняют задания. Высказывают свое мнение .Участвуют в дискуссии, отстаивают свою точку зрения.

 

 

4

«Работаем сообща»

 

Задание№3. Каждая   группа  получает карточку №2 с заданием.

Выведите философскую формулу мировоззрения.  Мировоззрение= знания+... +...+...+.... и.т.д., используя  карточку№1 со списком понятий.

 Список понятий  на карточке   №1  для каждой группы:

Богатство,  слава,  карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть,  мировоззрение,  авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения,  влияние  и нужные  связи.

Работа в группах ( 1-2 минуты). Заслушиваются ответы каждой группы.

 Сравните свои формулы с формулой на слайде

.Ответ к заданию №3. Мировоззрение = знания + убеждения + вера +  жизненные ценности + идеалы  + опыт.

Из формулы мы  видим , что любое мировоззрение  начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие  ограничивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. Проводят  взаимооценивание по критериям представленным на интерактивной доске:

1Задание выполнено полностью, аккуратно, все факты отражены точно – «5»

2. Задание выполнено полностью, но не аккуратно, содержит не все факты – «4»

3.Задание выполнено не полностью, не аккуратно, имееются ошибки.- «3».

Оценки выставляются в оценочный лист.

 

5

«Найди решение»

Мировоззрение нередко называют ядром, « стержнем» духовного развития человека.  Сейчас каждая группа, опираясь, на учебник и свой жизненный опыт  составьте кластер: 

« Роль  мировоззрения в жизни и деятельности человека?» 

 

Выполняют задания, обмениваются мнением, делают выводы, выделяют главное. Взаимооценка групп. Критерии оценивания:

1.Умение распределить работу в команде – 3 балла

2.Умение выслушать друг друга – 2 балла

3.Полнота раскрытия темы- 2 балла

4. Наличие рисунков и схем – 2 балл

5.Правильность и полнота выступления – 3 балл

12  - 11 баллов – «5».

10 – 8 баллов – «4»

7- 5 баллов – «3»

6

«Знания и умения»

Стадия рефлексии

А теперь попробуйте выразить свое представление о мировоззрении и его роли в жизни людей в форме  стихотворения (прием «синквейн» - пятистишие).

1 строка – существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – ключевая фраза, наиболее важная идея

5 строка – существительное, резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.

Учащиеся  составляют синквейн.

7

«Это вы можете»

Рефлексия урока. «ЗХУ"

Дом задание параграф 1,2

Записывают дом. задание, подводят итоги урока