№
|
Вид работы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1
|
«Если вы»
|
1. Психологическая релаксация “Если вы”Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок давайте начнем с психологической релаксации. Если вы любите шоколад –хлопните в ладоши. Если вы всегда делаете зарядку по утрам – поднимите руки вверх. Если вы забываете, здороваться по утрам со своими соседями покачайте головой. Если вы любите лето и ждете его с нетерпением, то скрестите руки на груди. Если вы пришли на урок с желанием продуктивно поработать протяните руку своему соседу.
Учащиеся делятся на группы, выбирая геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, ромб). Класс делится на 4-5 групп по 5-6 человек. Организуется работа в группах.
В ходе занятия вам предстоит заполнить таблицу:
|
Учащиеся хлопают в ладоши, поднимают руки вверх, качают головой, скрещивают руки на груди, протягивают руки друг другу.
Учащиеся делятся на группы, выбирая геометрические фигуры.
|
2
|
«Сегодня на уроке»
Стадия вызова
|
Решение проблемного задания.
( Используем проектор, открываем слайд №1 презентации , где записано это задание )
Проблемное задание № 1.
Прежде,чем мы узнаем тему урока,мы с вами решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает.......
Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в группе вы должны выяснить, что же должен обрести человек, чтобы началось его духовное рождение?
5 минут идет работа в группах.
Каждая группа в помощь получает список понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для продолжения высказывания.
Список понятий на карточке №1 для каждой группы:
Богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние и нужные связи.
Каждая группа дает ответ на проблемное задание.
Ответ к заданию №1: ( демонстрируется слайд презентации с ответом). В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно , когда он обретает мировоззрение. О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
|
Учащиеся работают в группах, отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, определяют тему урока, записывают в тетрадь.
|
3
|
«По лестнице знаний»
Стадия осмысления
|
1.Что такое мировоззрение?
Задание №2. Каждая группа, в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование понятия мировоззрение ( 1минута на обсуждение)
Заслушиваются ответы каждой групп
А теперь сравним свои ответы с научным понятием мировоззрение. Откроем учебник параграф и посмотрим какое определение дается в учебнике.
Мировоззрение- это целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Давайте выясним, а чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека. (Работа с понятием с помощью слайда № 3 презентации и учебника)
1.Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом, то есть совокупность всех взглядов на мир.
2.Следующей отличительной чертой мировоззрения является то, что оно отражает отношение человека к миру: боится , страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
Мы с вами выяснили, что такое мировоззрение. А сейчас нам нужно определить из чего же складывается и формируется мировоззрение любого человека.
|
Учащиеся выполняют задания. Высказывают свое мнение .Участвуют в дискуссии, отстаивают свою точку зрения.
|
4
|
«Работаем сообща»
|
Задание№3. Каждая группа получает карточку №2 с заданием.
Выведите философскую формулу мировоззрения. Мировоззрение= знания+... +...+...+.... и.т.д., используя карточку№1 со списком понятий.
Список понятий на карточке №1 для каждой группы:
Богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт, власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние и нужные связи.
Работа в группах ( 1-2 минуты). Заслушиваются ответы каждой группы.
Сравните свои формулы с формулой на слайде
.Ответ к заданию №3. Мировоззрение = знания + убеждения + вера + жизненные ценности + идеалы + опыт.
Из формулы мы видим , что любое мировоззрение начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие ограничивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры.
|
Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. Проводят взаимооценивание по критериям представленным на интерактивной доске:
1Задание выполнено полностью, аккуратно, все факты отражены точно – «5»
2. Задание выполнено полностью, но не аккуратно, содержит не все факты – «4»
3.Задание выполнено не полностью, не аккуратно, имееются ошибки.- «3».
Оценки выставляются в оценочный лист.
|
5
|
«Найди решение»
|
Мировоззрение нередко называют ядром, « стержнем» духовного развития человека. Сейчас каждая группа, опираясь, на учебник и свой жизненный опыт составьте кластер:
« Роль мировоззрения в жизни и деятельности человека?»
|
Выполняют задания, обмениваются мнением, делают выводы, выделяют главное. Взаимооценка групп. Критерии оценивания:
1.Умение распределить работу в команде – 3 балла
2.Умение выслушать друг друга – 2 балла
3.Полнота раскрытия темы- 2 балла
4. Наличие рисунков и схем – 2 балл
5.Правильность и полнота выступления – 3 балл
12 - 11 баллов – «5».
10 – 8 баллов – «4»
7- 5 баллов – «3»
|
6
|
«Знания и умения»
Стадия рефлексии
|
А теперь попробуйте выразить свое представление о мировоззрении и его роли в жизни людей в форме стихотворения (прием «синквейн» - пятистишие).
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – ключевая фраза, наиболее важная идея
5 строка – существительное, резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.
|
Учащиеся составляют синквейн.
|
7
|
«Это вы можете»
|
Рефлексия урока. «ЗХУ"
Дом задание параграф 1,2
|
Записывают дом. задание, подводят итоги урока
|