СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Основам православной культуры по теме "Икона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка составлена к уроку № 15 по учебнику А.В. Кураева "Основы православной культуры" 4-5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок по Основам православной культуры по теме "Икона"»

Тема урока: Икона

1.

ФИО (полностью)

Владимирова Ирина Игоревна

2.

место работы

МБОУ СОШ №3

3.

должность

учитель начальных классов

4.

класс

4 - б

5.

тема урока, место темы в тематическом планировании

Урок15 «Икона»

6

учебник

А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4-5 класс

Цель: Формирование представлений о православной традиции отношения к иконе

Учебные задачи, направленные на достижение личностных компетенций:

Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру; развивать интерес к иконописному мастерству;

воспитывать доброжелательность и отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, желание делать добро.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных компетенций:

развивать способность принимать и сохранять цель и задачи деятельности;

развивать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения;

развивать способность выполнять простые логические действия: анализ, сравнение, обобщение; логические операции: построение утверждения, рассуждения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных компетенций:

формировать представления об особенностях иконописного изображения.

развивать отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

План взаимодействия

1.Актуализация знаний

Беседа: Начнём урок ОПК с повторения.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (храм)

- Где проходил наш урок? (в храме Рождества Христова)

- Кто проводил этот урок? (настоятель Христо - Рождественского храма протоиерей Сергий Соловьёв, Благочинный храмов Юрьев – Польского района)

Вывод: Для православного человека храм имеет большое значение. В храме при крещении ему надевают нательный крестик, с которым он не расстается всю жизнь, и с этого момента ангел-хранитель оберегает невидимым образом идущего по жизни, при падении поднимает, оступившегося защищает. Так начинается познание мира, Родины. Вспомним, а как у нас начинался урок на прошлой неделе? (презентация)

- При просмотре вспомните, что вам больше всего запомнилось в храме?

2.Мозговой штурм

Создание банка данных

- Что вам больше всего запомнилось в храме? (паникадило, иконы, иконостас, Евангелие, свечи)

Анализ и обработка результатов.

- Многих из вас заинтересовала иконы. Предлагаю эту тему изучить более подробно.

3. Сообщение темы урока

Тема нашего урока … ИКОНА (слайд )

4.Постановка учебных задач урока.

- Что бы вы хотели узнать об иконах?

  1. Узнаем об особенностях иконописного изображения.

  2. Узнаем, какая бывает душа, у человека, который пишет иконы?

  3. Узнаем, как помогает икона верующему человеку в жизни.

  1. Решение 1 задачи.

Чтобы узнать особенности иконописного изображения, т. е. чем отличается икона от картины, нам нужно знать, а что обозначает слово икона в переводе с греческого языка. Обсудите этот вопрос в группах.

- Проверьте свои предположения по учебнику (с.52).

- Расскажите о результатах поисковой работе по плану:

В учебнике сказано, что икона (в переводе с греческого языка обозначает «образ») …, а мы думали … (слайд )

Мы будем работать с репродукцией картины Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка». Рассмотрите её. (слайд ) И иконой.

- Чей лик (лицо) мы можно видеть на иконе? (Бога, Христа Спасителя)

- Бог Отец остаётся невидимым, поэтому на иконах изображают Богочеловека Иисуса Христа, которого воочию видели апостолы и другие люди, живущие две тысячи лет тому назад.

- (слайд ) Что вы знаете про предание о первом изображении Спасителя или иначе говоря «Спаса» (Сам Спаситель дал нам Своё изображение. Умывшись Он отёр пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей.)

- С иконами Спасителя будут работать 1, 2 группы.

- Кому мы ещё можем молиться перед иконой? (Богородицы)

- Что вы знаете про предание о первой иконе Богородицы?

(По преданию икона Богороди­цы, была писана св. апостолом Лукой и ещё при жизни Пресвятая Богородица, увидев своё изображение, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою».

- С иконами Богородицы будут работать ребята 3, 4 группы.

- Чей ещё лик (лицо) мы можно видеть на иконе? (святых угодников)

С иконой Собор Юрьев-Польских святых будут работать ребята 5 группы..

- На иконе мы видим Святого великомученика Георгия иконе, святого Никона Радонежского, святого Косьмы Яхромского, святого митрополита Воронежского святых Дмитрия и Святослава.

Икона заметно отличается от картины. Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека. Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит в ней не осталось места для зла. Всё стало пронизано светом, добром и любовью. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени, как на картине.

Итак, вывод на картине мы можем видеть тени, а на иконе теней не бывает.

Ваша задача распределить высказывания на две группы. Одни описывают икону, другие подходят к картине.

-Я ещё раз объясню, как вы будете работать в группах. Берёте две карточки. Один человек читает 1 высказывание, потом второе высказывание. Совместно определяете, к какому изображению относятся высказывания.

- Предлагаю, более сложные высказывания разобрать коллективно, используя икону «Рождество Пресвятой Богородицы». (Благовещение)

События происходят в комнате. Это мы понимаем, так как видим заднюю стену.

Свет никогда не может быть заслонён задней стеной комнаты. Поэтому, если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения ( храма, комнаты, дворца), он всё равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – велум (по – латыни velum означает «парус»).

- Начинаем практическую деятельность

Свет поступает через окно и открытую дверь.

Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не попадает на него извне.


Голова людей непокрыта или покрыта у мамы платочком.

Голову святого окружает золотой круг,. Святой как бы и наполняется светом, и сам же, напитавшись им, излучает свет. Это нимб – знак Божией благодати. Нимб часто выходит за края иконного пространства, но не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров изображения. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

Пальто мятое, портфель разорван, волосы растрёпанные.

На иконе нет беспорядка. Даже складки на одежде переданы прямыми гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передаёт через гармонию внешнюю.

Взгляд ученика расстроенный, у мамы – печальный, у сестры – строгий, у младшего брата весёлый.

В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза святых передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это может бытьрадость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том,что те, на кого он смотрит, то есть прихожане и туристы, порою ещё далеки от Него.

Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Свет – главное в иконе. В Евангелие Свет – одно из имён Бога и одно из Его проявлений. Он никогда не Вывод: (по опорным словам, используя сократический метод, приём «Эстафета») Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не попадает на него извне.


Свет никогда не может быть заслонён задней стеной комнаты. Поэтому, если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения ( храма, комнаты, дворца), он всё равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – велум (по – латыни velumо значает «парус»).

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом, и сам же, напитавшись им, излучает свет. Это нимб – знак Божией благодати. Нимб часто выходит за края иконного пространства, но не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров изображения. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

На иконе нет беспорядка. Даже складки на одежде переданы прямыми гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передаёт через гармонию внешнюю.

На иконах обратная перспектива: линии на иконе вдаль расходятся. Это значит, что не мы смотрим на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на нас. Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И конечно старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.

В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза святых передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это может быть радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, то есть прихожане и туристы, порою ещё далеки от Него.


  1. Решение 2 задачи.

– Я учитель, вы ученики. Как называют человека, который пишет иконы, вы ответите, если отгадаете анаграмму. (иконописец)

- Переходим к решению 2 задачи: Какой должна быть душа у иконописца?

-Я хочу рассказать вам одну историю, которая поможет вам ответить на поставленный вопрос.

- Однажды мы с Мариной Валентиновной учительницей 3-а класса, были в Свято Троицкой Сергиевой Лавре, в музее духовной семинарии. Экскурсовод, остановившись около иконы Святого Льва, Папы Римского, сказал, что икона Григория Журавлёва нерукотворна. Эта фраза тогда глубоко запала мне в душу. А совсем недавно случайно я прочитала рассказ о его жизни. Послушайте его.


В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты, служил на далеком Кавказе и пропал без вести. Все ждали, когда Марья родит ребёнка. Вскоре раздался пронзительный крик младенца. Но ребенок родился без рук и ног, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо.
Мать с ребенком привезли в избу, сродники толпились около кровати и подавали советы. «Ты, Манька, не корми его, - говорил дядя Яким – он денька два покричит да и окочурится. И тебя развяжет, да и сам в Царствии Небесном будет тебя благодарить. Нет ему места в энтой жизни».
Но все же через восемь дней младенца принесли в церковь крестить.
Дядя Яким, принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки, ворчал: «И что это за робёнок такой, один рот». Батюшка укоризненно сказал: «Мы, Якимушка, не знаем, какой Божий Промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить большие дела.(О чём говорил батюшка?) Погоди, еще не ты, а он тебя будет кормить». «Ты, батюшка Василий, не тово толкуешь. Ну как такой калекша будет мне, здоровому мужичищу, пропитание предоставлять?» «Что человеку невозможно, то Богу возможно, - сказал отец Василий.
…Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра. Крёстный, дядя Яким, сработал для Гриши особую низкую колясочку, которую привез во двор со словами: «Для моего будущего кормильца». И где бы братик и сестра ни ходили, они везде возили с собой Гришу, который рос смышленым мальчиком и смотрел на мир Божий ясными вдумчивыми глазами. Обучать его грамоте и закону Божиему приходил дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы. Рисовальные способности у Гриши проявились рано. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания телесные он видел многое такое, чего другие не видели. Особенно притягательной для Гриши была церковь. Он постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра отвозили его. Проталкиваясь через народ, они подвозили Гришу к каждой иконе, поднимали его, и он целовал образ и широко открытыми глазами всматривался в него, что-то шепча, улыбаясь, кивая головой Божией Матери, и часто по щекам его катились слезы. Князь не оставил Гришу своей милостью и отправил его учиться в Самаринскую гимназию. Брат и сестра поехали с ним.
Гриша учился хорошо. Одноклассники вначале дичились его и сторонились, но со временем привыкли и полюбили за веселый нрав, недюжинный ум и способности, но особенно за народные песни, которые он пел сильным красивым голосом. «Надо же, никогда не унывает человек! – говорили они. – Не то, что мы – зануды и кисляи».
Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую Алексея Ивановича Сексяева. Когда Гриша оказывался в мастерской, он, вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, испытывал праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера одобрительно пощелкивали языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они стали учить его мастерству иконной живописи.
Хозяин специально для него поставил отдельный столик у окна, приделал к нем ремни, чтобы пристегивать Гришу к столу. Трудно это было. От близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. Но зато рисунок на иконе выходит твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Хозяин его поучал: «Ты икону пиши с Иисусовой молитвой. Пиши истово, по-нашему – по-русски. Ты человек чистый, в житейских делах не запачканный, вроде как истинный монах. У тебя благодатно получается. Мы бы хотели так писать, да не получается. Ты совсем другое дело. Но не забывай блюсти канон. Будет бес искушать добавить отсебятину, но ты держись канонического. Не дай тебе Бог допустить в иконе ложь. Ложь в иконописании может нанести непоправимый вред многим христианским душам».
Шли годы, многому научился Гриша в мастерской Сексяева. В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родное село Утевку, где стал писать иконы на заказ. Были они нарасхват. Ибо мало того, что иконы были хороши и благодатны, особенно в народе ценили то, что это были иконы нерукотворные. Верили, что Сам Дух Святой помогает Григорию-иконописцу, что не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это – подвиг по Христу. Очередь заказчиков составилась на годы вперед. Гриша стал хорошо зарабатывать, построил мастерскую, подготовил себе помощников и взял на иждивение своего дядю Якима, который к тому времени овдовел и постарел.
А потом в селе Утевки начали строить соборный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы. Гришу пригласили расписывать стены. Для него по его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках ходила в разных направлениях. Страшно тяжело было расписывать купол храма, только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы на этот подвиг.Несколько лет подряд расписывал храм Григорий. От напряженной работы испортилось зрение. Пришлось ехать в Самару заказывать очки. Очень безпокоил рот: трескались и кровоточили губы, стерлись передние резцы, на языке появились болезненные язвочки. Когда он, сидя после работы за столом, не мог есть от боли во рту, сестра всхлипывала: «Мученик ты, Гришенька, наш».
Наконец храм был расписан полностью и торжественно освящён. Много он ещё написал икон. За его иконами приезжали с далеких окраин России, из других православных стран.
В конце 1916 года к утру, когда нарождался новый день , Гриша предал дух свой Богу. Похоронили его торжественно в церковной ограде, у алтаря. А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем: «Се, Человек».

Обобщение :

- Что вы можете сказать о внутреннем мире иконописца Григория Журавлёва? (любил Бога, всякую работу выполнял с молитвой, душа тянулась к Небу, а своими делами помогал ближним, трудолюбивый, не отчаивался, не унывал, терпеливый).

Ещё иконописцы перед письмом иконы постились, исповедовались, причащались. Чаще иконы не подписывались.

  1. Решение 3 задачи

- О чём напоминает человеку икона? (Икона напоминает, что Образ Божий есть в каждом человеке, но от самого человека зависит, как он проживёт свою жизнь.)

-Молитва дома, молитва в дороге, молитва перед иконой Спасителя, Богородицы, Святого Угодника обязательно помогает, но при условии … А каком вы узнаете, если послушаете рассказ Б. Ганаго «Возвращение к жизни»

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ 

По мотивам рассказа А. Добровольского «Серёжа» 

Обычно кровати братьев стояли рядом. Но когда Серёжа заболел воспалением легких, Сашу переселили в другую комнату и запре­тили тревожить малыша. Только просили молиться за братишку, которому становилось всё хуже и хуже.

Как-то вечером Саша заглянул в комнату больного. Серёжа лежал с открытыми, ниче­го не видящими глазами и едва дышал. Ис­пугавшись, мальчик кинулся к кабинету, из которого доносились голоса родителей. Дверь была приоткрыта, и Саша услышал, как ма­ма, плача, сказала, что Серёжа умирает. Па­па с болью в голосе ответил:

— Что ж теперь плакать? Его уже не спа­сти...

В ужасе Саша бросился в комнату сест­рёнки. Там никого не было, и он с рыдания­ми   упал   на  колени   перед   иконой   Божией  Матери, висевшей на стене. Сквозь всхлипы­вания прорывались слова:

—  Господи,  Господи,  сделай  так,  чтобы Серёжа не умер!

 

Лицо Саши было залито слезами. Вокруг всё расплывалось, как в тумане. Мальчик ви­дел перед собой лишь лик Божией Матери. Чувство времени исчезло.

— Господи, Ты всё можешь, спаси Серёжу!

Уже совсем стемнело. Обессиленный, Саша с трупом встал и зажёг настольную лампу. Перед ней лежало Евангелие. Мальчик пере­вернул несколько страниц, и вдруг взгляд его упал на строку: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе...»

Словно услышав приказ, он пошёл к Се­рёже. У постели любимого брата молча сиде­ла мама. Она подала знак: «Не шуми, Серё­жа уснул».

Слова не были произнесены, но этот знак был, как луч надежды. Уснул — значит, жив, значит, будет жить!

Через три дня Серёжа уже мог сидеть в постели, и детям разрешили бывать у него. Они принесли любимые игрушки брата, кре­пость и домики, которые он до болезни вы­резал и склеивал, — всё, чем можно было по­радовать малыша. Сестрёнка с большой кук­лой встала около Серёжи, а Саша, ликуя, сфотографировал их.

Это были мгновения настоящего счастья.

(Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 8, с 5 по 13 стих.)

- Что помогло Серёже выздороветь?

Вывод

  1. Итог

  2. Рефлексия.




























Цель: Формирование представлений о православной традиции отношения к иконе

Учебные задачи, направленные на достижение личностных компетенций:

Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру; развивать интерес к иконописному мастерству;

воспитывать доброжелательность и отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, желание делать добро.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных компетенций:

развивать способность принимать и сохранять цель и задачи деятельности;


развивать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения;

развивать способность выполнять простые логические действия: анализ, сравнение, обобщение; логические операции: построение утверждения, рассуждения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных компетенций:

формировать представления об особенностях иконописного изображения.

развивать отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!