СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по повести В. Кондратьева "Сашка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по повести В.Л.Кондратьква "Сашка"

Просмотр содержимого документа
«Урок по повести В. Кондратьева "Сашка"»

Тема: Человек на войне. В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка».



Задание:

  1. Прочитать материал.

  2. Выполнить задание:

Трем испытаниям подвергается Сашка: властью, любовью, дружбой.
- В какие моменты, в отношениях с кем конкретно испытывается Сашка?


Д.з. Знать содержание повести Ю.Трифонова «Обмен».



Введение

Тема Великой Отечественной войны занимает в российской многонациональной литературе особое место. В 1940-1950-е годы в ней сложилась традиция изображения войны как героического периода в жизни страны. При таком ракурсе не оставалось места для показа ее трагических аспектов. Перелом произошел лишь с началом «оттепели», когда увидели свет повести писателей-фронтовиков «Батальоны просят огня» (1957) Ю. Бондарева, «Южнее главного удара» (1957) Г. Бакланова, «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962) В. Быкова, «Звездопад» (1961) В. Астафьева, «Один из нас» (1962) В. Рослякова, «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьева и другие. Такой всплеск интереса к военной теме предопределил появление целого течения, названного «лейтенантской прозой».

Эстетические принципы «лейтенантской прозы», формируясь в пылу неугасающих споров, оказали заметное влияние на весь литературный процесс второй половины XX века. Тем не менее, на сегодняшний день общепринятого определения этого литературного течения нет, и оно интерпретируется по-разному: как проза, созданная фронтовиками, прошедшими войну в звании лейтенантов, или как проза, главными героями которой являются юные лейтенанты. Аналогичным образом характеризуется и «солдатская проза», под которой подразумеваются произведения, либо созданные бывшими солдатами, либо повествующие о рядовом, взрослеющем на фронте. Зачастую по отношению к произведениям одного и того же автора некорректно применяются оба термина. Так, повесть В. Кондратьева «Сашка» по образу главного героя относится к «солдатской прозе», а по воинскому званию автора - к «лейтенантской». [7, 148c.]

Вячеслав Леонидович Кондратьев вошел в современную литературу со своей главной темой - человек на войне. Верный собственному представлению о событиях 1941 - 1945 годов, писатель решает эту задачу не с эпической обстоятельностью, не через общий ход войны, а посредством обращения к теме «пяди земли», «малой» войны, «боев местного значения».

Локальный и разнородный в то же время материал потребовал от автора углубленной психологической разработки характеров. Даже в самых трудных и безвыходных обстоятельствах, которые со всей глубиной личной боли познал и воспроизвел в своих книгах В. Кондратьев, эти герои вновь и вновь находят силы к действию, к борьбе, к жизни. Перед нами одновременно предстает анализ разных, но одинаково важных для писателя вопросов: путь духовного становления человека, нравственная суть его поведения на войне, понятие о долге перед Родиной и близкими, ответственность за сделанный выбор и за жизнь. Авторская позиция, интонация, нравственно-психологические выводы выдержаны в духе традиций русской классической литературы.

Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову в стоивших нашей стране больших жертв боях подо Ржевом. [9, 23c.] Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Повесть В. Кондратьева «Сашка» была сразу же замечена и литературной критикой, и читателями. Она заняла достойное место в ряду лучших литературных произведений о военном времени.

1. Изображение жизни на войне в повести В. Кондратьева «Сашка»

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-1945 годах ее создавали писатели, отправившееся на войну, чтобы своими произведениями поддержать патриотический дух народа, объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Второй этап развития военной темы в литературе приходится на 1945-1950 годы. Это романы, повести, стихи о победе и встречах, о салютах и поцелуях - излишне ликующие и триумфальные.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е годы, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену.

Литературу этого периода, как мы уже отмечали во введении, называли «лейтенантской прозой». Произведения писателей-фронтовиков вызвали в обществе широкий отклик. Ими зачитывались, о них спорили: одни восторженно одобряли, другие считали, что так о войне писать нельзя. Время показало, что произведения «лейтенантской» прозы востребованы, именно потому, что они правдивы, потому что в них отражены общечеловеческие проблемы, волнующие людей всегда.

Невозможно говорить об изображении войны В. Кондратьевым в произведении «Сашка» не затронув биографии и судьбы автора.

Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 года в Полтаве. В 1939 году с первого курса института был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года по собственной просьбе был отправлен в действующую армию, на фронт. В 1942 году воевал под Ржевом в составе стрелковой бригады. Был ранен, награжден медалью «За отвагу». После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, был снова тяжело ранен, пробыл полгода в госпитале, стал инвалидом. Закончив в 1958 году Московский заочный полиграфический институт, много лет работал художником-оформителем.[11, 43c.]

В одном из писем к своим читателям Кондратьев объяснял: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».

Исходя из этого, можно заключить, что все его произведения в той или иной степени автобиографичные.

Особенно личный опыт автора лег в основу повестей «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» и романа «Красные ворота», объединенных общим героем - лейтенантом Володькой.

Во второй половине 70-х годов произведения о войне главным образом повествовали о жизни рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны.

Исключением не стала и повесть «Сашка» В. Кондратьева.

К. Симонов в предисловии к этому произведению писал: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской».

Как мы уже заметили, отталкиваясь от биографии, В. Кондратьев - бывший фронтовик. В своем произведении он открывает нам правду о войне, пропахшей потом и кровью. Война в повести предстает не чередой боев, побед, поражений, а военным бытом с его повседневными заботами.

Поэтому тяжесть войны в данном произведении В. Кондратьева заключалась не только в постоянной смертельной опасности, но и в нехватке продовольствия, боеприпасов, в отсутствии должного порядка. Вот от этого у героя повести на душе камень, а чтобы давил меньше, он старался убедить себя в том, что «по-другому, видно, нельзя было дело повернуть, какую-то важную задачу они выполняли и, возможно, выполнили».

Действие повести «Сашка» происходит ранней весной 1942 года под Ржевом, где идут непрекращающиеся ожесточенные бои: «Всем воевавшим под Ржевом - живым и мертвым - посвящена эта повесть».

Вячеслав Кондратьев прошел вместе со своими будущими героями фронтовые дороги. Он писал о тех, кто воевал и погибал под Ржевом. Но фронтовики, сражавшиеся под Москвой, Сталинградом, на Ладоге и Днепре, узнавали в его рассказах себя, свои чувства и мысли, свой жизненный опыт, свою радость и боль.

Осенью 1941 г., на Ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. На всех своих молодых героев Вячеслав Кондратьев смотрит как бы из 1942 года, сквозь призму стона, боли, крика души глазами того юного поэта, каким был он сам на Ржевском пятачке: и умирает на поле не воин, Не страшный для врага солдат, а мальчик маленький, который, Корчась в боли, В последнем стоне кличет мать.

«Покушение», «Селижаровский тракт», «Встречи на Сретенке», «Красные ворота», «Привет с фронта», «Искупить кровью», «Бои местного значения»…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Повесть «Сашка» публикуется в 1979 г. Время повести - страшный 1942 год, изнурительные бои под Ржевом.

Известно, что героем повести «Сашка» является простой советский солдат, образ которого воплотил лучшие человеческие качества. Вместе с тем он лишен характерного для военной прозы патетического надрыва.

Ум, смекалка, нравственная определенность проявляются в нем так непосредственно и открыто, что сразу вызывают доверие, сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Он постоянно в действии, в движении, многое видит вокруг себя, думает и понимает, что «не научились еще воевать, как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал иногда, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств, вроде бы, не совершал».

А ночь плыла над передовой, как обычно. Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле. Порой небо прорезывалось, трассирующими, порой тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада. Как обычно. Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что не похожа война, на то, что представлялось им на Дальнем Востоке, когда катила она свои волны по России. В. Кондратьев во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником военных событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная деталь навсегда врежется в память: «…бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два… Потом каждый день ожидали - сегодня опять идти в наступление. Чего же перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой сапёрной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силёнок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть себе роют…»

Для бойцов овсянниковского поля содержанием жизни стали и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. С одной стороны, оно ничем не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева все главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях - каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка: Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая рота в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена».

Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. Все это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасала надежда выбраться отсюда живым.

Таким образом, мы заметили, что с помощью художественных деталей, эпизодов, фактов автор рисует правдивую, достоверную картину боёв под Ржевом: войска несли большие потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения.

Итак, мы видим, что картина военного быта дополняется постоянным обращением В. Кондратьева к тылу. Война в тылу легла на плечи людей непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток. В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны.

2. Образ рядового бойца в произведении «Сашка», военные испытания главного героя.

В июле 1943 года Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…».

Так и вышло: самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники - солдаты и офицеры переднего края, «окопники». Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о войне, о его товарищах, которые сложили головы в боях под Ржевом, руководила Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.

Литературный дебют Кондратьева был явлением неожиданным. Он опубликовал «Сашку» в солидном возрасте, через год ему исполнилось 60 лет. Известно, что Кондратьева спрашивали, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то - это самое главное, что было у меня в жизни», - признаётся писатель. Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Повесть «Сашка» посвящена одной из важнейших проблем военной литературы - человек на войне.

Поэт Семен Гудзенко в своем стихотворении «Мое поколение» обращается к читателям от имени фронтовиков-окопников - вчерашних школьников, недоучившихся студентов. В нем есть такие строки:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду - она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты…

Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили головы в стоивших нам больших жертв боях под Ржевом, руководила и Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым. Следует заметить, что люди, которых показывает автор в повести, - самые обыкновенные. Но, в тоже время, в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейшей войны. Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.

Кондратьев с большим мастерством передает напряженную жизнь военного времени. В любой момент приказ или пуля могли разлучить людей надолго, часто навсегда. Но за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке полностью проявлялся характер человека.

Вот, например, рассмотрим эпизод с раненым, когда Сашка сдерживает слово и приводит к нему санитаров: «Раненый - большой и грузный, из «отцов» с седой щетиной на квадратном подбородке - жадно хватал ртом воздух. На груди растекалось рыжее пятно…Понимал Сашка что, пока дойдёт он до санвзвода, пока придет оттуда помощь, будет уже поздно и единственное, что он может сделать для этого человека, - остаться с ним, пока не умрёт тот. Но такое бездействие не по Сашке, да ему и самому в тыл нужно…Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но…знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут - не нашли, дескать, или что помер уже раненый…А ведь он слово дал. Умирающему - слово! Это понимать надо».

Характер Сашки - открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства - всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени.

Как пример рассмотрим эпизод с гибелью Жоры: «Ни одна смерть на передке не ошеломляла так, как эта…Стояли они будто оглушённые, и ни одного слова не выдавливалось. А у Сашки рука сама потянулась к ушанке, стянул он её перед покойником, чего никогда не делали они там, пальцы невольно сложились щепотью и пошли ко лбу, хотя не был Сашка, конечно, верующим… В госпиталь дойдём, напишем родным…Только правды не надо… Конечно… Погиб смертью храбрых в боях за Родину».

Рассматривая такие моменты из рассказа, как гибель Жоры, поиск санитаров для раненого, или как Сашка добывал валенки для ротного, взаимоотношения с Зиной, не можем не согласится со словами К. Симонова, что история Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской.

Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

Проявляя отчаянную храбрость, он берет в плен немца. Берет практически голыми руками, патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но «язык» молчит, и ротный приказывает вести пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают. Но комбат, не добившись от «языка» никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Он понял, что неограниченная власть над жизнью и смертью другого человека страшна.

Сашка наделен обостренным чувством ответственности за все, происходящее вокруг; ему стыдно перед немцем за никудышную оборону, за незахороненных солдат. Он свято верит в правдивость нашей листовки, обещающей военнопленному хорошую жизнь. И не может Сашка принять позицию связного комбата Толика, что, дескать, «наше дело телячье».

Решение Сашки, его сомнения повлияли на комбата: он отменил приказ о расстреле пленного. Правда, известно, что в случае из жизни, положенном в основу данного эпизода, все завершилось куда трагичнее: командир приказа не отменил, военнопленный, поверивший листовке, был расстрелян, а солдат, выполнивший приказ и позднее поведавший эту историю писателю, всю жизнь терзался: правильно ли он поступил? Мог ли поступить иначе, не нарушив воинского долга?

Читая данный эпизод, мы видим, что впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и ненужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. У Сашки очень сильны нравственные принципы: если дал слово, то должен его сдержать.

Автор показывает этим самым в повести проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности жизни, ведь именно здесь у Сашки проявляются самые лучшие человеческие качества: деятельная доброта, действенный гуманизм, твёрдость нравственных принципов, отношение к жизни как высшей ценности, огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать. Автор отмечает, что есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не может.

Испытание любовью не менее важно для понимания сути характера Сашки. Он спас Зине жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость свидания омрачена думами о родной роте: «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Он не может понять, как можно веселиться, «когда все поля в наших». А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки приходит к выводу, что «неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее!»

Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь, и он уходит, не причиняя девушке боли лишними разговорами.

Краткая фронтовая дружба связывает Сашку с лейтенантом Володей, встречаются они по дороге в госпиталь, и когда отъевшийся майор приходит успокоить недовольных раненых, которым дают на ужин по две ложки пшенки, летит в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка всю вину берет на себя. Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал в военное время суров, а его, рядового, «дальше передка не пошлют», а там ему не привыкать.

Кондратьев стремится рассказать о поступках Сашки и его однополчан языком, лишенным патетики, прозаично, сдержанно.

Два наиболее ярких образа в произведении - Зина, возлюбленная Сашки, и Паша, хозяйка избы, в которой заночевал главный герой. На фронте мужчины спасались от пуль и вражеских мин, а в тылу и в больницах девушки и женщины буквально на руках вынашивали раненных, лечили, перевязывали и отмывали солдат от трехмесячной грязи и вшей. Матери и хозяйки в опустошенных деревнях боролись с голодом, пытались накормить детей, делили дом, стол и супружескую кровать с проходящими мимо военными. Женщины видели войну изнутри, с тыльной стороны и их участь справедливо можно сравнить с «мужской» войной на фронте, их вклад в победу неоценим.

Таким образом, в повести мы видим, что жизнь продолжалась и во время войны, несмотря на жестокие условия. Люди находили время для любви, радости. В эти годы многие нашли верных друзей или свою вторую половину. Было место в военное время и для дружбы, и для простого человеческого общения. Особенно ярко это передано в заключительной главе, в которой Сашка приезжает в Москву, видит людей, не вовлеченных в войну непосредственно, видит девушек, добровольно отправляющихся на фронт. И он понимает, что жизнь продолжается, несмотря ни на что, и все идет своим чередом. Но Великая Отечественная оставила глубокую, неизлечимую рану в его сердце, а также в сердцах миллионов таких же, как он, и разделила жизнь военного поколения на две половины: до войны и после нее.

В рассказах военных и послевоенных лет мы видим судьбы, такие разные и такие одинаковые в своем горе, своей боли. Всех объединила война, тяжелое и страшное испытание для человека, из которого советские люди вышли с достоинством. [12, 13c.]

В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обострённым нравственным чувством, но и с твёрдыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем. У него огромное чувство ответственности, пытливый ум и критический взгляд. Он понимает нужность того, что он делает. Несмотря на тяжёлое время, на военные обстоятельства, Сашка сумел сохранить в себе все человеческие качества.

3. Проблема нравственного выбора в рассказе «Сашка» Кондратьева

Война была крайним испытанием духовной прочности советского человека и всего народа: «Она поставила человека на край бездны, как будто проверяла, на что он способен, чем он жив, где берет силы»

Особенностью литературного процесса того времени заключалось в том, что советские писатели всматривались прежде всего в духовные, нравственные истоки Победы, показывали, с какой явственностью и неопровержимостью выявила трагедия войны духовные и нравственные ценности, силу духа советского человека.

Писатели этого времени, изображали войну, где сотни, тысячи, миллионы людей действуют по приказу и выполняют распоряжения своих командиров, часто в центре повествования ставили ситуацию личного нравственного выбора, самостоятельного решения. В таких решениях, принимаемых в критические моменты, абсолютно один на один только с самим собой, человек раскрывается по-настоящему. Ведь именно в ситуации личного нравственного выбора проявляется суть человека, его совестливая первооснова. И вместе с тем становится особо очевидной роль отдельного человека и значение его поступка, поведения.

В произведениях писателей военного времени мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Они все свое внимание уделяют внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и художественно верно показать величие духа людей, истоки их беспримерного героизма.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для творчества таких писателей, как Кондратьев, Распутин, Быков и др.

И, несомненно, Кондратьев в своем произведении. Об этом и пишет повесть: о страшной войне и сохраненной на ней человечности.

Один из главных эпизодов повести «Сашка» В. Кондратьева - это отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ - не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты…» В этом он непоколебим. Простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности.

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончиться?

Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание.

Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и «церковь разрушенную», и «синеющий бор за полем, и не шибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабавным…»

Писатель показывает, что душа мирного человека, став душой солдата, не потеряла ничего от коренных устоев человеческой нравственности.

Тонкий и проникновенный психологический анализ, свойственный Кондратьеву, вскрывает, что и первое движение души у героя, и привычные мысли, и обдуманные поступки всегда направлены в одну сторону: сначала о других, потом о себе.

Стоит также отметить, что художественное исследование нравственных ценностей, предпринятое Кондратьевым, убедительно благодаря точным деталям. Когда смертельный конфликт благополучно разрешился, Сашка заметил разрушенную церковь. Церковь упомянута потому, что Сашка исполняет библейскую заповедь - не убий. В 70-е гг. советская цензура не позволяла прямо писать о Боге, о вере, о церкви, но литература по возможности приближалась к этим темам, говорила обиняками о религиозном чувстве, о христианской доброте, о христианской любви, о бескорыстии. Замечательный пример этого мы видим в повести Кондратьева.

Заключение

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.

Писатели-фронтовики - это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу. [13, 97c.]

Самые достоверные произведения о войне создали писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов.

Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя.

В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт.

Стоит отметить, что тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается всей нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации.

Произведения Кондратьева - это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после.

Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза - свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения.

И, следовательно, повесть «Сашка» посвящена обычному человеку, ничем не выделявшемуся среди других, бою местного значения и отрезку времени жизни других таких же солдат - его товарищей, которые и помыслить не могли тогда, что эти четыре года войны, представятся им бесконечной вечностью.

Список использованной литературы

1. Кондратьев, В.Л. Привет с фронта: повести и рассказы - М.: Художественная литература, 1995. - 256 с.

2. Кондратьев В.Л. Сашка: Повесть. - М.: Современник, 1986. - 140 с. 3. Морозов Э.Ф., Попов В.П. Духовный мир Вячеслава Кондратьева // Вопросы русской литературы: Сб. Вып. 1. - Львов: Вища школа, 1986. - 65с.

4. Нольман М. Душа солдата // В мире книг. 1982. - № 8. - 78с.

5. Симонов К. Доброго пути, Сашка! // Дружба народов. - 1979. - № 2. - 56с.

6. Смелков Ю. На самой трудной должности. // Знамя. - 1979. - № 6. - 252с.

7. Павловский А. Памятный след // Нева. 1985. - № 5. - 165c.

8. Панков А. Отзовется добром // Правда. 1981. - 16 сентября. - 34c.

9. Панферов С. Из «ржевских тетрадей» писателя воина // Библиотекарь. - 1981. - № 5. - 65с.

10. Штокман И. Той весной, под Ржевом. // Литературная Россия.- 1979.-5октября. - 134с.

11. Щеглов Ю. Жизнь и смерть В. Кондратьева // Литературная газета. 1995. - 1 ноября. - 63с.

12. Ялышко В.Г. Военные повести В. Некрасова и В. Кондратьева (опыт сопоставительного анализа) // Вестник МГУ: Серия 9. Филология. 1993. -№ 1. - 27с.

13. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. 2-е изд., доп. - Л.: Художественная литература, 1978. - 223 с.

14. Огнев А.В. Традиции, война и судьба России. Тверь: Золотая буква, 2004. - 433 с.




Скачать

© 2020, 3936 93

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!