Открытый урок по профессиональной ориентации учащихся 9-го класса.
Выбор профессии – дело серьёзное
Разработан классным руководителем Джагаевой В.А. и учащимися т 9-го класса
Отделения БОУ СОШ станицы Павлодольской Моздокского района РСО-Алания.
Несчастный человек тот, для кого не нашлось работы.
Карлейль.
Все работы хороши – выбирай на вкус.
В.В.Маяковский.
Цель: Дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
Активизировать самопознание;
Побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Задачи:
Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;
Расширить знания о мире профессионального труда;
Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Структура занятия:
Организационный момент;
Информационный блок (с элементами беседы, треннингом и проблемной ситуацией);
Практический блок;
Заключительная беседа.
Ход классного часа
Не знаю пока, кем я стану и куда я работать пойду
То мне хочется стать капитаном,
То командовать башенным краном
то возить на машине руду…
Я хочу быть шофёром, актёром,
Взрывником и электромонтером,
А ещё маляром, кузнецом
И всемирно известным певцом!
С чего все началось.
Жил человек пещерный в дебрях седых времен.
Дом его был пещерой, не было мебели в нем.
Ел лишь сырое мясо без ложки, вилки, ножа.
Одеждой была лишь шкура, оружие- камень большой.
Но человек все думал: как дальше так можно жить?
И стал он делать орудия – топор, копьё, ножи.
Из шкур стали шить одежды, из дерева мебель творить.
И стал человек разумным, детей стал своих учить
Различным ремёслам да делу, чтоб им жилось веселей .
Уютными стали жилища, чтоб мебель, посуда была,
И двор со скотиной домашней, и вдоволь еды и питья.
И стали уже развиваться ПРОФЕССИИ разные.
Информационный блок (с элементами беседы, треннингом и проблемной ситуацией)
Классный руководитель. Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поднимите руку , кто из вас уже выбрал профессию?
Кто пока не определился?
Кого этот вопрос пока еще не интересует?
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.
Давайте посмотрим на факторы, которые влияют на выбор профессии( презентация 1. Проф презент 1.pptx ) Итак, данная презентация предостерегла вас от ошибок при выборе профессии.
Что же такое профессия как вы понимаете?
Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки и которая является источником доходов. Трудовая деятельность является профессиональной, если выполняются два условия:
Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний, которые подтверждаются специальными документами: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.
Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда.
Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять её этические нормы и правила.
Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление
только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них Вот самые удивительные. Проф презен 2.pptx
1. Склонности – интересы, мотивы труда.
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например , если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
Результаты тестов, над которыми учащиеся работали предварительно перед уроком . Слово школьному психологу. Тест №1
Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.
Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
1. Работа имеет огромное общественное значение;
2. Высокая заработная плата;
3. Встречи с интересными людьми;
4. Командировки, дающие возможность многое увидеть;
5. Использование современной техники.
Пессимист:
1. Трудности, связанные с устройством на работу;
2. Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
3. Трудности получения образования (наличие печатных работ);
4. Большая ответственность;
5. Нервные перегрузки;
6. Ненормированный рабочий день;
7. Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.
Тест №2. Профпригодность
Итак, с выбором мы немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы...
А) выспаться;
Б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
В) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочел бы:
А) удочку, набор для вышивания;
Б) коньки и лыжи;
В) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
А) в одиночку;
Б) с семьей или друзьями;
В) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
А) почувствовал бы полную свободу;
Б) занялся бы поиском выхода или каким - нибудь делом;
В) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх;
5. В свободное время ты любишь:
А) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
Б) рисовать. Читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону,
В) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…
Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог - вам не подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лестничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас. Поскольку ваши ответы показывают. Что вы цените тишину, не любите шумных незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты. Встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочку возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 баллов, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен.
Ну а если в вашем активе от 12 до до15 баллов, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В Вас огромный потенциал энергии и сил. Которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, в охотничьем хозяйстве или в мастерской.
Заключительное слово психолога.
Кто-то возможно. Мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о профессии юриста, а тест напророчил карьеру артиста. Не отчаивайтесь, если не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее, И вообще, людям любой профессии необходимо всегда работать над собой и тогда любая мечта станет реальностью.
2. Способности, здоровье ( внутренние возможности и ограничения)
Одного интереса к кому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определенные способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его ка здоровья.
3. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идет о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания – важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
4. Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребенок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения
Или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения ( выступление родителя)
5. Мнение сверстников.
Мнение друзей, безусловно, важно. Советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих возможностей и качеств. Крепкие дружеские связи часто подталкивают к выбору профессии « за компанию». Поэтому , прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности – это ваш и только ваш личный выбор.
6. Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть и необъективной. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учеником в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности. Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий.
7. Личный профессиональный план (ЛПП)
За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Вывод (на экране Презент 3.pptx )
Треннинг «Рука судьбы»
Проводит классный руководитель
Цель треннинга – показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Читаем. Хотели бы вы… смотрим эмоции.
Слово психологу.
Только что мы убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:
Хочу------------------мои желания
Могу----------------способности и возможности
Надо-----------------востребованность профессии.
Презентация « Великие профессионалы» . Великие професпрезен 4.pptx
Игра «Кто больше» - назвать профессии .
Заключительное слово классного руководителя.
Есть в русском языке фразеологизм «найти себя», а в английском языке « he make himself». А как вы это понимаете?
Примерные ответы учащихся:
-Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования
-узнать , что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
Найти применение своим способностям, найти своё призвание.
Найти себя – значить понять своё призвание, предназначение. Стать полезным обществу человеком. Поиски себя – это длительный путь, длиною в целую жизнь.
Я желаю вам найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский: «Если вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас».
Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные,
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята,
Чтобы вырос из вас Человек.
Хором: прекрасных профессий на свете не счесть -
И каждой профессии слава и честь