Учитель: Скоморохова О.В.
сложное будущее время, прошедшее время, единственное и множественное число, род, формообразующий суффикс л, частица не.
Этап урока
| Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный этап.
| Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. - Итак, желаю всем вам добиться положительных результатов сегодня на уроке. -Открываем тетради, записываем число. | Настраиваются на урок, записывают в тетради число. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
Актуализация опорных знаний. | Орфографическая минутка на слайде. Перед вами слова: Д…рить, загр…зняете, за..стрить, упр..вляю, р…беем, будешь см…треть, прош…гали, поб…лили, прол...тит. – Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.) -Какая орфограмма встретилась? -Как решить эти орфографические задачи? – Запишите через запятую только буквы, которые вставите. -Обменялись тетрадями, проверили шифр из гласных букв. -Слова какой части речи записаны на доске? -Докажите. | Читают слова, предлагают варианты заданий. Решают орфографические задачи, записывают шифр из гласных букв. Доказывают, что это все глаголы. | Коммуникативные- умение слушать и говорить, Личностные- самоопредление, оценивание. | |
Самоопределение к деятельности. Выход на тему, цель, учебные задачи. | -Вспомните в группах всё, что вы знаете о глаголе? -Запишите все сведения на листок «Что мы знаем о глаголе». Мы к ним ещё будем возвращаться, будете вписывать сведения, которые сразу не внесли. Фронтальный опрос. Что же такое ГЛАГОЛ? (Это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?) -Назовите мне действия, которые вы сегодня сделали после того, как проснулись и до момента нашего сейчас разговора: проснулись, умылись, почистили, позавтракали, собрались, пошли,…… -О каком времени вы говорили? -На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени? -Какая часть слова подсказала вам, что это глаголы прошедшего времени?(л) - Как изменяется прошедшее время (по числам, по родам в ед. ч) -Назовите действия, которые происходят в данный момент: сидим, слушаем, думаем, отвечаем. -В каком времени мы употребили эти глаголы? -На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени?
- Как изменяются глаголы в настоящем времени?( по лицам, числам) -Назовите действия, которые будете делать после момента нашего разговора: будем писать, прочитаем, будем отвечать, поиграем, будем гулять, пообедаем, будем решать. -В каком времени вы употребили эти глаголы? -На какие вопросы отвечают глаголы в форме будущего времени? -Как изменяется глаголы будущего времени? ( по лицам, по числам). -Что вы еще знаете про буд. время? (имеет две формы- простую и сложную, буду+н.ф.) - Мы сейчас что сделали?(повторяли, вспоминали) -Какая тема нашего урока? (повторить изученное о глаголе) | Работа в группах. Записывают сведения о глаголе на листок «Что мы знаем о глаголе» Устно отвечают на поставленные учителем вопросы. Приводят примеры глаголов в форме прошедшего времени. Приводят примеры глаголов в форме настоящего времени. Приводят примеры глаголов в форме будущего времени. Определяют тему урока. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | |
Работа над темой. Обобщение знаний о неопределенной форме глагола
Игра «На лету сообрази» | -Итак, работаем. Первую задачу ставит перед нами упр. 58, стр.27 ( в задачнике) Работа в паре Если часть речи названа верно, поставьте +, если нет, поставьте -. - Обоснуйте свой ответ. Раско.ки – что делают? Глагол___ Поса.ки – что делали?Глагол____ - Как определить часть речи?(задать вопрос, посмотреть как изменяется слово) Для того, чтобы правильно дать обоснование, прочитайте следующий вопрос и подсказку. -Это не глагол, т.к. глагол изменяется по временам. Слова «раскопки» и «посадки» изменяются по падежам и отвечают на вопрос ЧТО? Какая особенность значения слов сбила ребят? Покажите строение слов с пропущенными буквами и решите орфографические задачи.(2 человека у доски, остальные в тпо) | Работают в паре. Определяют часть речи. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. | |
Гимнастика для глаз. | Проводят физминутку | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
Упр. 54,стр.25.(в задачнике) -Читает задание …. -Какую проблемную задачу поставим? -Как отличить глагол от других частей речи?(задать вопрос, узнать, что обозначает, как изменяется) Читают по одному, объясняют какая часть речи и вставляют орфограмму. Езда, выл.теть, п.лёт, п.стучать, тр.щать, стук, кр.чать, п.кр.снеть,
светлый, дв.жение. Отметьте глаголы. Чем похожи все отмеченные глаголы? (Все глаголы стоят в неопределенной форме) Подчеркните ту часть, которая говорит об их форме. (-ть) На что ещё может заканчиваться неопределенная форма? (-ти,- чь) Приведите пример. Чем различаются эти глаголы?(вопросами) (2 человека у доски, остальные в тетради записывают упражнение и выполняют самостоятельно) - На какие две группы можно их разделить? -Итак, проверяем, как справились с заданием у доски. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Работа в группе. Внесите недостающие сведения в ваши записи «Что мы знаем о глаголе». Учитель бросает ученику мяч и называет глагол в форме какого-либо времени, ученик ловит мяч и говорит глагол в неопределенной форме. Слова для игры: кричит, шумел, скажет, напишет, ломают, поёт, подождет, закричит, напеку, стоят, закипела, принёс. | Читают слово,решают орфографическую задачу, определяют часть речи, доказывают. 2 человека у доски, остальные самостоятельно в тетради делят глаголы в нач.форме на две группы по вопросу. Запись в тетради: Что делать? Что сделать? Трещать вылететь Кричать постучать Покраснеть Вносят изменения в записи «Что мы знаем о глаголе» Образуют от глаголов начальную форму. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |
Закрепление умения изменять форму глагола Проверочный тест. Итог урока. Рефлексия | -Как нужно действовать, чтобы определить время глагола? (задать вопрос, посмотреть приметы) Работаем в паре по карточкам. Перед вами предложения. Ваша задача найти глаголы, определить в форме какого времени они стоят и устно поставить в формы недостающих времён. Дождик вымочит, а солнышко высушит. Мир строит, а война разрушает. Поспешишь – людей насмешишь. Слова не сдержал, честь потерял. Красоту уносят годы, доброту не унесут. Работа в группе. Внесите недостающие сведения в ваши записи «Что мы знаем о глаголе». | Работаем в паре по карточкам. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Тест 1Глагол – это: а) часть слова б) часть речи в) член предложения 2. Глагол обозначает а) действие предмета б) название предмета в) признак предмета 3. Глаголы изменяются а) только по числам б) только по временам в) по временам, по лицам, по числам 4. Глаголы прыгать, стричь в форме: а) прошедшего времени б) неопределённой форме в) настоящего времени 5. Найдите глагол будущего времени: а) зеленеет б) играть в) посветит 6. Изменяются по родам и числам глаголы: а) прошедшего времени б) настоящего времени в) будущего времени 7. Изменяются по лицам и числам глаголы: а)будущего времени б)настоящего времени в) прошедшего времени 8. Укажите глаголы в начальной форме: а) Защелкал б) свистеть в) смотришь Вложите тесты в тетради и передайте их мне. После проверки будут выставлены отметки. | Письменно работают с тестом. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
Итак, вернёмся к листам «Что мы знаем о глаголе». Сейчас вы должны дать уверенный ответ, что же вы знаете о глаголе. Каждый участник группы должен ответить. Сегодня мне удалось… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я похвалил бы себя… Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! | | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. | |
Карточки для работы в паре.
2. Глагол обозначает
3. Глаголы изменяются
4. Глаголы прыгать, стричь в форме:
5. Найдите глагол будущего времени:
6. Изменяются по родам и числам глаголы:
7. Изменяются по лицам и числам глаголы:
8. Укажите глаголы в начальной форме:
а) Защелкал
2. Глагол обозначает
3. Глаголы изменяются
4. Глаголы прыгать, стричь в форме:
5. Найдите глагол будущего времени:
6. Изменяются по родам и числам глаголы:
7. Изменяются по лицам и числам глаголы:
8. Укажите глаголы в начальной форме:
а) Защелкал