СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Прямая речь" знакомство с прямой речью. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 5 класс»

Тема: Прямая речь Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор Наглядно-демонстрационный материал: презентация, схема, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний повторение темы «Сложное предложение», выявление пробелов в знаниях (самостоятельная работа)

3. Определение темы, целей и задач урока. 

ЗАДАНИЕ 1

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Отпусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?»

Прочитайте текст по ролям (в парах) Легко ли было читать? Почему? Как можно помочь себе? Прочитайте предложение, где говорит белка. Что необычного в этом предложении? (2 части) Кто произносит первую часть? Как ее можно назвать? Что они показывают? Как можно назвать вторую часть? Вывод: Какова же тема нашего урока? Что мы должны узнать?

4. Усвоение новых знаний Установка на самостоятельную работу с учебником (стр. 113 – 114 – теор.материал, выделен.красным цветом).

5. Устно выполняется задание на карточках: Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (Работа в парах: один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь)

ЗАДАНИЕ 2

Бежал ежик по дорожке и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». (Н. Сладков)

А котенок думал целый день: «Вот зима настала, и пора настала мне босым по снегу бегать целый день». (С. Козлов)

Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти». (К. Ибряев)

- Где в предложении может стоять прямая речь? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

А: «П».   А: «П!»   А: «П?»                      «П», — а.      «П!» — а.      «П?» — а.


6. Первичный контроль. (Самостоятельная работа) Найти в тексте слова автора и прямую речь подчеркивая разным цветом ЗАДАНИЕ 3

7. Закрепление учебного материала. работа с учебником (выполнение упр.249)

Вывод: При записи прямой речи возникают трудности при постановке знаков препинания. Но эти  трудности можно преодолеть, разграничив в предложении прямую речь и слова автора. В это нам поможет графическая запись предложений (в виде схемы).

9. Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Правила на стр. 170; упр. 245

















ЗАДАНИЕ 1

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: «Отпусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?»

ЗАДАНИЕ 2

Бежал ежик по дорожке и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». (Н. Сладков)

«Вот зима настала, и пора настала мне босым по снегу бегать целый день», - думал котенок целый день (С. Козлов)

Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти». (К. Ибряев)

«Ааа, старая знакомая! Здравствуй!» - сказала Лиса (Д. Мамин-Сибиряк)



ЗАДАНИЕ 3

«Семь дочерей» В.Сухомлинский

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. «Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу», - сказала первая дочь. «Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды», - проговорила вторая. «Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья. Четвертая же прощебетала: «Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка!» «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая. Шестая сказала: «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья». А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.