муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
КОНСПЕКТ УРОКА
Открытый урок по русскому языку
"Имя числительное"
г. Биробиджан, 2015
Пояснительная записка
Тема: Открытый урок по русскому языку «Имя числительное». (Слайд 1)
Возраст: 11-12 лет.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель урока:
Задачи урока:
- уточнить понятие об имени числительном как части речи;
- развивать умения находить числительные в тексте; отличать порядковые и количественные числительные;
- показать речевую функцию числительного
Тип урока: урок изучения новой темы
Формы и методы: Комплекс упражнений, разработанный для детей младшего школьного возраста. Заранее, перед проведением классного часа с классом проводится анкетирование (Приложение 1).
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, учебник, рабочие тетради, раздаточный материал (карточки).
Ожидаемый результат:
Структура:
Ход работы
Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Поглядите друг на друга, улыбнитесь, почувствуйте рабочий настрой. Садитесь. У вас хорошее настроение? Тогда вперед, за знаниями!
На доске записана тема урока.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос:
О чём мы будем говорить на уроке? (об имени числительном).
Запишем число, вид работы, тему.
- Что вы знаете об имени числительном? Что хотели бы узнать? Каковы наши задачи?
- уточнить понятие об имени числительном;
- развивать умения находить числительные в тексте;
- развивать умения отличать порядковые и количественные числительные;
- показать речевую функцию числительного.
Перед вами есть табличка, разделённая на 2 колонки «Хочу знать» и «Узнал»! В процессе урока по мере выполнения наших задач мы будем её заполнять (первая колонка уже заполнена, заполняем только 2-ю).
Х (хочу знать) | У (узнал) |
Что такое имя числительное? | |
Что обозначает имя числительное? | |
Какими бывают имена числительные? | |
Как изменяются имена числительные? | |
Какими членами предложения могут быть числительные? | |
На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
К какой группе относится имя числительное? (самостоятельные). Почему? Так как каждая из них имеет свои грамматические признаки, категории в отличие от служебных частей речи, которые лишь помогают строить предложения.
Назовите самостоятельные части речи? (Имя сущ., глаг., имя прил., мест., нареч., имя числ.).
Назовите только имена! (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение). Что значит «именные части речи»? Именные части речи — это самостоятельные (имеющие значение), изменяемые (склоняемые) части речи, являются членами предложения. Называются «именными», потому что в их названии есть слово «имя, название». Многие названия для частей речи придумали древние римляне. Эти названия звучали по-другому: nomen substativum (имя существительное), nomen adjectivum (имя прилагательное), nomen numerale (имя числительное). На русский язык их просто взяли и перевели дословно. Слово «nomen» на латыни значило «имя, название». Именно так называли части речи римляне, которые говорили на латыни. А вот слово местоимение на латыни звучало «pronomen». В дословном переводе это значит «вместо имени», то есть вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного. Но местоимение – это тоже именная честь речи. Имена предметов, признаков и чисел без конкретного признака - это местоимение, то есть тот, кто заменяет имя, - «вместо имени».
Составьте определение имени числительного из слов, поставив их на места пропусков.
самостоятельная
числа
слова
часть речи
Имя числительные – это ***, к которой относятся ***, обозначающие ***.
Имена числительные – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие числа.
- Заполним первую графу в таблице.
Игра «Определите часть речи» (по рядам). Запишите слова и определите часть речи.
А) десять, десятка, десятиэтажный, десятый;
Б) сто, стометровый, столетник, сотый;
В) трёхлитровый, три, третий, тройка.
- Какие слова вызвали затруднение? (Два, пятерка, третий)
- Что они обозначают? (Числа)
Как отличить числительные от других частей речи со значением числа?
Числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв: 136 дней –сто тридцать шесть дней, 2013 год – две тысячи тринадцатый год.
Внимание! Оценки, которые получают ученики, это не числительные, запись их в виде цифр – сокращение от 5 баллов (пятёрка), 4 балла (четвёрка) и т. д. Наиболее употребительные словосочетания числительного с существительным часто заменяются существительными: пять баллов – пятёрка, три лошади – тройка, десять рублей – десятка.
Для того, чтобы заполнить таблицу, рассмотрим текст на слайде.
Работа с текстом
Курская битва — это грандиозная битва в Великой Отечественной войне.
На линии в 500 километров сражалось около 4 миллионов человек свыше 13 тысяч танков 69 тысяч орудий и миномётов до 12 тысяч самолётов. Пятьдесят дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года, продолжалась Курская битва. Курская битва включала в себя три крупные стратегические операции советских войск. Она характерна огромным пространственным размахом исключительной напряжённостью и ожесточённостью сражений. Развернувшиеся на Курской дуге крупные танковые сражения не имели себе равных за всё время минувшей войны. На одной из битв Курской дуги мой прадедушка был ранен в правое плечо. После госпиталя вернулся на фронт и закончил войну в Берлине. Светлая память ему!!!
Мы помним и гордимся защитниками нашей Родины!!!
Прочитайте текст.
- Какова тема текста? (в тексте говорится о Курской битве, которая характерна пространственным размахом, ожесточённостью сражений; в которой участвовал прадедушка автора текста). К какому типу текста он относится? (текст-рассуждение). Правильно! А почему вы так решили, какие составляющие текста-рассуждения вы увидели? (Основной тезис, аргументы (доказательство), вывод). Хорошо! Найдите в тексте основной тезис! (Курская битва – это грандиозная битва в Великой Отечественной войне). В какой части текста находится доказательство ( Во второй). О чём говорит автор текста в выводе! (исходя из основного тезиса и доказательств, делаем вывод: мы помним и гордимся защитниками нашей Родины!).
Расставьте пропущенные знаки препинания и обозначьте орфограммы «Н и нн в суффиксах имён прилагательных», «Различение на письме суффиксов К и СК» (по вариантам: 1 и 2 варианты). Подготовьтесь рассказать (1 в. – Отечественной, пространственным; 2 в. – Курская, стратегические, советских). Расставьте пропущенные знаки препинания. От чего зависит постановка знаков препинания (от однородных членов предложения).
- Рассмотрим следующие словосочетания: пятьсот километров, двадцать третье августа.
- Назовите числительные в этих словосочетаниях (пятьсот, двадцать третье). Задайте к ним вопросы (Сколько? Какое?). Что вы можете сказать о них, в чём их различие? (отвечают на разные вопросы). Посмотрите на правило (с. 145). Определите, что обозначают существительные, отвечающие на вопрос Какой? (порядок предметов при счете). Как они называются? (порядковые). Что обозначают существительные, отвечающие на вопрос Сколько? (количество предметов, число) Как они называются? (количественные).
Задание по вариантам: 1 в. – найдите количественные числительные, задайте к ним вопрос; 2 в. – найдите собирательные числительные, задайте к ним вопрос (устно).
- Сделаем вывод и заполним вторую и третью строки таблицы в графе У
- Вывод: если числительное отвечает на вопрос Какой?, то они обозначают порядок при счете и называются порядковыми, а если отвечают на вопрос Сколько?, то они обозначают количество предметов, число и называются количественными (уч-ся самостоятельно делают вывод).
- Что еще мы должны узнать? (Как изменяются имена числительные).
Прочитаем правильно текст. Имена числительные в тексте записаны цифрами, нам необходимо правильно их прочитать. При прочтении текста что мы делали с именами числительными (четыре – четырёх, тринадцать – тринадцати)? (меняли форму числа имени числительного). А это значит изменяли. Как? (изменяли по падежам, склоняли, изменяли по числам: тысяча – тысяч).
- Поставьте имена числительные одной и миллионов в начальную форму: один, миллион. Можем ли мы изменить числительные «один, миллион» по родам: одна битва, одно сражение, войско, один самолёт, танк; миллион – не имеет рода.
- Эти же числительные поставьте в форму единственного и множественного числа: один – одни, миллион – не имеет форму числа.
- Запишите вывод в четвертую строку графы У.
Х (хочу знать) | У (узнал) |
Что такое имя числительное? | Самостоятельная часть речи |
Что обозначает имя числительное? | Количество предметов, число, порядок предметов при счете |
Какими бывают имена числительные? | Порядковые и количественные |
Как изменяются имена числительные? | По падежам, иногда родам, числам |
Какими членами предложения могут быть числительные? | Самостоятельно после работы в мини-группах |
Работа в группах.
Курская битва включала в себя три стратегические операции советских войск. (Повеств., невоскл, простое, двусост., распр, неосложн.).
Синтаксический разбор предложения.
Что? Курская битва – подлежащее.
Что делала? Включала – сказуемое.
Куда? В себя – обстоятельство.
Что? Три операции – дополнение.
Какие? стратегические – определение.
Чего? Советских войск – дополнение.
На одной из битв Курской дуги мой прадедушка был ранен в правое плечо.
- Назовите имя числительное (три, одной)
- Можем к нему поставить вопрос? Является ли членом предложения?
- Заполняем последнюю строку таблицы в графе У
Выводы. Рефлексия.
Подведём итоги! Чему мы научились?- Что нового узнали на уроке?
- Что было сложнее всего?
- Что понравилось? - Что по вашему мнению было особенно интересным?
- Во время урока вы работали с текстом. Какие чувства они вызывали у вас? На какую мысль они вас подтолкнули?
VII. Домашнее задание. На «5» - написать сочинение о своем классе, используя имена числительные; на «4» - 346 на стр. 145.
Лист самооценки.
Критерии оценки на листочке.
- Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
-Оценки за урок.
Приложение 1
Х (хочу знать) | У (узнал) |
Что такое имя числительное? | |
Что обозначает имя числительное? | |
Какими бывают имена числительные? | |
Как изменяются имена числительные? | |
Какими членами предложения могут быть числительные? | |
Приложение 2
Лист оценки
Критерии оценки | Не активен, буду стараться | «3» | «4» | «5» |
Самостоятельная работа на уроке | | | | |
Устные ответы | | | | |
Деятельность на уроке | Понял | Усвоил | Понял, не усвоил | Не усвоил |
| | | | |
| | | | |
| | | | |