Тема: Что вы знаете о частях речи. Глагол. §15, 16
ЦЕЛЬ: Обобщить известную информацию об изученных частях речи, совершенствовать умение опознавать части речи по их морфологическим признакам. Познакомить с наречием как неизменяемой частью речи. Формировать навык употребления на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов.
Ход урока
1. Работа по теме урока.
Записать диктуемые слова, распределяя их в три столбика: существительные, прилагательные, глаголы, обозначить орф. № 5.
Жизнерадостный, жилет, жираф, жюри, забрезжить, запорошить, каланча, нечаянно, ничуть, ночуют, обежать, вышивание, в глуши, неожиданно, дощатый.
Какие слова вы не сумели записать ни в один столбик? Запись выделенных слов в грамматическую тетрадь. На какой вопрос они отвечают?
Вспомните, что обозначают и на какие вопросы могут отвечать существительные, прилагательные и глаголы. Вспомните и назовите их морфологические признаки.
Обобщение учителя. Группа слов, которая имеет общие грамматические значения, называется частью речи. Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица и междометия). В предложении самостоятельные части речи выполняют роль членов предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании или вносят дополнительные значения в предложение.
Упр. 72 (устно).
Выпишите из текста стихотворения слова, распределяя их по частям речи (существительные, прилагательные, глаголы), обозначьте в них корень графически. Прочитайте теоретические сведения о глаголах на стр. 36.
Прочитайте текст (записан на доске или распечатан.)
Клен не боится холода. Ранней весной он впитывает влагу и начинает трудиться, старается вонзить в мерзлую почву белые корешки. Когда же ему это удается, клен выпускает вверх пару острых лепесточков.
Осенью клены покрывают землю мягким листом, согревают корни дуба.
Назовите глаголы, имеющиеся в тексте. Докажите правильность своего выбора, проверяя себя по материалу учебника (стр. 29). Выпишите глаголы себе в тетрадь, графически обозначьте у глаголов окончания, в скобках запишите вопрос и время этих глаголов.
Рассмотрите схемы: глаголы 1-го спряжения — (ся)
глаголы 2-го спряжения — (ся)
Образуйте и запишите форму 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от глаголов заниматься, пилить, клеить, бороться.
Сделайте вывод об употреблении ь на конце глаголов:
Записанная на доске схема показывает, что ь после шипящих пишется на конце глаголов 2-го лица. Эта буква сохраняется перед -ся.
Упр. 80 и 82.
2. Знакомство с наречием как неизменяемой частью речи.
Спишите (распечатаны) словосочетания, вставляя пропущенные буквы:
В сп..ртивном м..г..зине, разд..ваться в тиши, поз..ним вечером, препод..ватель, б..ется, блес..нуть, душ..стую землянику, см..трят вес..ло, ст..ят впереди, уйти д..леко, новогоднее укр..шение, пом..няться марками, ярос..ный ветер.
Над словами укажите, какой частью речи они являются. Подчеркните орфограммы. Над выделенными словами запишите вопрос.
З а п о м н и т е! Слова весело (к а к?), впереди (г д е?), далеко (к а к ?) — наречия. Они не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются. Чаще всего наречия относятся к глаголам и обозначают признак действия.
Рассмотрите слова, записанные в грамматическую тетрадь. На какие вопросы они отвечают? Запишите в грамматическую тетрадь, какой частью речи они являются.
Тренировочное упражнение.
1) Подберите к глаголам наречия и запишите их.
работал ( к а к?)
говорить ( к а к?)
двигался (куда?)
остановиться (г д е?)
Составьте с любым словосочетанием предложение и запишите его.
3. Домашнее задание.
§ 15, упр. 75.
§16. Упр. 83. Выучить словарные слова в рамках