СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  « Подбор родственных слов и выделение корня».

Цель  урока: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов; развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку»

Учитель: Маяцкая Галина Васильевна, учитель начальных классов.

Предмет: русский язык.

Класс: 4а

Раздел: Родственные слова.

Урок № 116

Тема: « Подбор родственных слов и выделение корня».

Цель урока: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов; развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку .


Дополнительное оборудование:

- мультимедиа-проектор, экран (компьютер)

- карточки- задания для групп;

- карточки для составления схемы.

Ход урока:


I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Ребята, готовы к уроку?

Класс к уроку русского языка готов (говорит дежурный)

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.


Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.


-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения.

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!


II. Введение в тему урока.

- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. (слайд 1)
- Все вы станете исследователями. Возьмите на своих столах бэйджики и прочитайте, что на них написано (исследователь) . Кто из вас знает, кто же такой исследователь? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)

Самый лучший исследователь получит в награду орден.

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений – это ваши тетради.

Но прежде чем начать писать, разомнём кисти рук.


1. Зарядка для пальцев и кистей рук. ( слайд 3)


- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы, а дежурный поможет нам выделить встретившиеся орфограммы.


III. Чистописание.

- Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 4)


к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

к

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

ч

т

к

э

я

з

х

ф

ъ

о

д

ж

к

е


- Верно, сегодня повторим написание буквы Ка. (слайд 5)

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? (к к,) Что вам известно про звуки?

- Обратите внимание на чередование букв и соединение.

К к Ка кл ке Кр кя ку

книга карандаш каникулы

Катя читает книгу.








В ходе исследования вы мне скажите какое важное слово начинается на звук К.

IV. Сообщение темы урока.

1. Словарная работа.

- А сейчас пришла пора узнать предмет нашего исследования. Разгадаем кроссворд из словарных слов.

  • Вы будете угадывать словарное слово по его значению, и молча, самостоятельно записывать слова в строчку, поставив ударение и подчеркнув орфограмму. (слайд 6)


  1. Помещение, снимаемое у кого-нибудь для жилья. ( Квартира)

  2. Изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии. (Портрет)

  3. Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса. (Корабль)

  4. Устройство для передачи звуков на расстояние по проводам при помощи электрического тока. (Телефон)

  5. Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъема и спуска. (Лестница)

  6. Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы. Самочувствие. (Здоровье)

  • Мы сейчас поиграем в игру «Молчанку».

  • Проверим написанное, но без голоса. Вы при помощи сигнальных карточек изобразите звук, который живёт в словарном слове.

  • Как называются эти гласные? (не проверяемые безударные гласные)

  • Составьте с одним из слов предложение.

  • Запишите по памяти такое предложение: Плывут по лужам бумажные кораблики. (предложение записано на доске)

  • Выделите грамматическую основу.

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

2. Офтальмо тренажёр.

к

в

а

р

т

д

р

о

к

е

р

т

р

о

п

а

р

и

и

ь

н

т

е

л

о

ф

е

ь

л

б

а

о

р

о

в

л

е

с

т

а

ц

т

н

е

з

(слайд 7-9)











(слайд 10)


- Какое слово получилось в вертикальном столбике?

- Как вы думаете, что же станет предметом нашего сегодняшнего исследования?

- Так почему же на минутке чистописания мы работали с буквой Ка?

Корень














V. Работа по теме урока.

- К концу исследования мы с вами выясним, что же такое корень и дадим научное определение.


1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 11)
1.Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в загадке?

1) подземная часть растений;

  1. часть зуба, волоса;

  2. часть слова.

В словаре Ожегова значение корня описано так:

Корень 1 М.

1. Вросшая в землю часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя и т.п

ВСловаре.РуТолковый словарь Ефремовой


- С этим понятием вы подробнее познакомитесь в старших классах на уроке биологии.


Корень 2 М.

1. Главная неизменяемая часть слова, выражающая его основное значение.

ВСловаре.РуТолковый словарь Ефремовой


- А вот это понятие корня мы сегодня будем исследовать.

- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень?

Корень





часть слова







- А сейчас послушайте одну историю. (слайд 12)

Вот какое дерево выросло, посмотрите. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Слова-веточки были детьми одного папы, поэтому их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик. На какую геометрическую фигуру похож ? У вас на рабочих местах есть проволока и слово ход, попробуйте выделить корень при помощи проволоки.


выход

походка



уходить

входить



поход

ходьба


-ХОД-






- Давайте хором прочитаем эти слова.

- Что общего во всех словах? (общая часть - корень)

Корень





часть слова

общая часть родственных слов












- Давайте сделаем вывод своей исследовательской работы, что же такое корень? (чтение правила хором по схеме).


2 этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями.

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Исследуйте пары слов.

- Можно ли их назвать однокоренными? Почему? (слайд 13 - 16)


1 группа: 2 группа: 3 группа:

рис – рисунок гора – горе вода – водитель


- Какой вывод можно сделать?

-

Корень

При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим,. и тогда такие слова не будут однокоренными.





часть слова

общая часть родственных слов








близки по смыслу






VI. Первичное закрепление.

Откройте учебники, прочитайте, какое правило предлагает нам автор.

  1. Работа с учебником. (с. 130 -131)

Родственные слова близки по смыслу.

В них повторяется общая часть. Например: обед, обедать, обеденный.

Общая часть родственных слов – это их корень.






(чтение правил учителем, чтение хором)


  1. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах.


- Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.


(с. 130 упр. 2) Выпишите слова в три столбика.

-груз- -класс- -лист-


Грузить, первоклассник, грузовик, листопад, грузчик, листик, погрузка, классная.

- Работать будем цепочкой у доски.


  1. Физминутка. (слайд 17)


VII. Закрепление изученного.

  1. Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)


К- 1

Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.

Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?












К- 2

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

_________________________________________________________


















К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

7. Мороз, замороженный, морозит.













К- 4

В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.


Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.












Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.

Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)


  1. Работа в группах.

- А теперь я предлагаю каждой группе исследователей вырастить своё дерево однокоренных слов. У каждой группы своё дерево, корень, картинки помощники и части слов.













-вод- -лес- -рыб-

(Дети поочереди выходят к доске, и каждый на своё дерево вешает получившееся слово)


  1. Тест (напечатать для каждого) ЭОР (слайд 18)

  1. У родственных слов есть:


а) одинаковое значение

б) общая часть и общее значение

в) общая часть


  1. Выбери верное утверждение. Соедини начало и конец фразы


- главная часть предложения

КОРЕНЬ - главный член предложения

- общая часть родственных слов


3. Верно ли утверждение: «Слова белый, белеть, белка» - однокоренные слова

а) да

б) нет

в) не знаю


VII. Итог урока.

Как называется общая часть родственных слов?

Как по-другому называются родственные слова?

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова».

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

Рефлексия.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1 . Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё-таки учиться!


Домашнее задание: Стр. 130. прав., упр. 3.


VIII. Организация на перемену.







Дополнительный материал:


1 группа:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.


2 группа:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.


3 группа:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.


Работа в парах//развитие речи.

-Перед вами конверт.

Из данных предложений составьте связный текст.


Снег укрыл пни и кусты.

Вот сугроб.

Утром выпал первый снежок.

Там спит медведь.
















































































-вод-