СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему: «Слова с удвоенными согласными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урока: «Слова с удвоенными согласными»

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: «Слова с удвоенными согласными»»

Тема урока: «Слова с удвоенными согласными»

Цель: создание условий для знакомства со словами с удвоенной согласной в корне, правильным обозначением их на письме и при переносе.

Задачи:

Образовательные: формировать навык правильного обозначения удвоенной согласной на письме и при переносе с одной строки на другую.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

Развивающие: развить речь и расширять словарный запаса учащихся.

УМК: «Школа России» (Русский язык, 1 класс, 2 часть, Канакина В. П., Горецкий В. Г.)

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, парная и индивидуальная.

Оборудование: ПК, проектор и презентация.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь.











Ход работы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Гюнель Амраховна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Вспомним, как правильно сидеть за партой, следим за осанкой.

Приступаем к работе.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний.

- Дети откройте тетрадь и запишите число и классная работа.

Минутка чистописания:

- Запишите в тетрадь букву Уу, продолжив строчку до конца.

- Теперь запишите соединения букв: бу, ву, ду, жу, ру.

- Молодцы. Запишите предложение и поставьте ударение в словах. (Ученик учил уроки. У него в чернилах щёки).

- Кто мне скажет, как отличить согласный звук от гласного?




- Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова. Что можете о них сказать?

- Найдите слово, которое отличается от других.

С.рока, кла.., в.рона, к.рова.

- Слово класс также является словарным словом. Его написание нельзя проверить, нужно запомнить.

- Откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 137, найдите это слово. Назовите опасное место (сс)

- Что означает слово класс? (Слово класс имеет несколько значений. Класс - это комната в школах для занятий, класс – это группа учеников одного года обучения)

- Ребята как вы думаете, какая орфограмма в слове «класс»?

- Знаете ли вы еще слова с удвоенными согласными?

- Если вы затрудняетесь ответить, ничего страшного т.к. мы еще не учили эту тему.

-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некоторые из них:

1 ряд В том пруду не видно

Ни уток, ни гусей

Берега из кафеля,

И Звать его ….бассейн.

2 ряд Проста загадка и легка

Пишусь всегда через два «ка»

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…хоккей.

3 ряд В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили.

За батон, бутылку кваса

Деньги заплатили в…кассу.

- Глядя на слова отгадки, что вы можете сказать о них, что в них интересного и чем они похожи?

- Кто из вас уже додумался, про что мы будем говорить на уроке?

- Ребята вы очень близки к ответу. Тема нашего урока «Слова с удвоенными согласными»

 - Запомните удвоенные согласные в этих словах. Слова-отгадки нужно разделить для переноса.

- Запишите их в тетрадь и разделите вертикальной черточкой для переноса (слова выводятся на слайд)

- Что значит перенести слово? (Часть слова оставить на одной строке, а другую часть записать на новой строке)

- Зачем нужно уметь переносить слова? (Если при письме не вмещаются на строке, нужно их правильно перенести)

-Какие правила переноса слов вы уже знаете? (переносим по слогам, одну букву на строке не оставляем, односложные слова не переносим)


Записывают число и классную работу



Записывают в строчку букву.

Записывают сочетание букв.

Записывают предложение и проставляют ударение в словах)



Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума; При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (язык, губы, зубы); Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.


Отвечают на вопросы (Словарные слова. Лишнее слово – класс, т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?, пропущена согласная буква.)





Высказывают свое мнение.



Отвечают (удвоенная согласная «с»)


Отвечают.





Выполняют указания учителя.
















Отвечают на вопросы.








3. Выявление причины и места затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Делили слова для переноса)

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые уверены в правильности выполнения задания.

-Почему вы затруднились? ( Ещё не знаем правила о том, как переносить слова с удвоенными согласными)

Затруднение в ученье

К новым знаниям ведёт.

Кто дорогу сам осилит,

Непременно их найдёт!

Отвечают на вопросы учителя.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Тему урока мы с вами уже узнали, как думаете, какая цель нашего урока?


Чем мы будем заниматься на уроке?

Узнать, как правильно переносить слова с удвоенными согласными.

Учиться, как правильно переносить слова с удвоенными согласными.

5. Физкультминутка.


- Ребята вы, наверное, устали сидеть и получать знания, повторяйте за мной.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют указания учителя.

6. Реализация построенного проекта.


- Ребята откройте учебник на странице 77, Упражнение 7.

- Спишите все слова и подчеркните выделенные буквы.

- Чем интересны эти слова?

- Подчеркните те слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

- Почему их нельзя перенести?


Переходим к упражнению 8.

- Ребята обратите внимание на то, как слова с удвоенными согласными разделены черточкой для переноса. При переносе вы можете их разделить: ван-, а -на переносите на следующую строку, сум-ма.

- Сделайте вывод, как нужно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую



-Молодцы, теперь спишите любую группу слов и разделите каждое слово черточками для переноса.

Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, так ли вы разделили слова для переноса (проверка по эталону, ответы выводятся на слайд)

(Если останется время, то списать все группы слов)

Выполняют упражнение 7


Слова интересны тем, что в каждом слове есть двойные согласные.

(слова, которые нельзя перенести: грамм, класс, кросс, грипп.)

Эти слова нельзя перенести с одной строки на другую, т.к. они состоят из одного слога.


Внимательно слушают учителя.




Высказывают свой мнение. (при переносе слова с удвоенными согласными с одной строки на другую, один из согласных переносится, а другой остается на строке)


Выполняют упражнение.


Проверяют упражнение друг у друга.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


- Откройте рабочую тетрадь на странице 40, упражнение 3.

- Прочитайте все слова, подчеркните в них удвоенные согласные.

- Скажите, какие из этих слов состоят из 3-х слогов?

- Спишите их в строчку и разделите черточками для переноса. (Один ученик выходит к доске и выполняет это упражнение у доски, остальные проверят)

- Давайте составим предложение с одним из слов (Цвела большая аллея роз. Мы зашли в класс.)

- Запишите это предложение в обычную тетрадь и поставьте ударение в словах.

Резерв: упражнение 4 из рабочей тетради.

- Назовите буквы в каждой строке.

- Для того чтобы расшифровать слова, каким образом мы должны прочитать эти буквы?



- Давайте подберем общее название для всех слов.


- На какие 2 группы можно их разделить?


- Какие из них относятся к летним месяцам, а какие к весенним?



Выполняют указания учителя.

Отвечают (ал-лея, Рос-сия, суб-бота)


Выполняют упражнение 3.




Называют буквы в каждой строке.

Высказывают свое мнение (буквы нужно прочитать справа налево, и получатся слова: апрель, июнь, август, март, июль, май)

Отвечают (месяца года)

Отвечают (1. Весенние месяцы, 2. Летние месяцы)

Отвечают (1. Июнь, июль, август; 2. Март, апрель, май)

8. Подведение итогов.


- Кто скажет, какая была тема урока?



- Какая была цель урока?


- Какое правило переноса слов с удвоенными согласными вы запомнили?

Отвечают на вопросы (Слова с удвоенными согласными)

Отвечают (Узнать, как правильно переносить слова с удвоенными согласными)

Отвечают (при переносе слова с удвоенными согласными с одной строки на другую, один из согласных переносится, а другой остается на строке)

9. Рефлексия.


Предлагаю вам продолжить фразы:

Сегодня на уроке

  • Я узнал ….

  • Я научился…

  • Мне было легко …

  • Я затруднялся….

- Молодцы, ребята! Мне было с вами сегодня очень приятно работать. До свидания!



Отвечают на вопросы.


Прощаются с учителем.