2. Актуализация знаний. | - Дети откройте тетрадь и запишите число и классная работа. Минутка чистописания: - Запишите в тетрадь букву Уу, продолжив строчку до конца. - Теперь запишите соединения букв: бу, ву, ду, жу, ру. - Молодцы. Запишите предложение и поставьте ударение в словах. (Ученик учил уроки. У него в чернилах щёки). - Кто мне скажет, как отличить согласный звук от гласного? - Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова. Что можете о них сказать? - Найдите слово, которое отличается от других. С.рока, кла.., в.рона, к.рова. - Слово класс также является словарным словом. Его написание нельзя проверить, нужно запомнить. - Откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 137, найдите это слово. Назовите опасное место (сс) - Что означает слово класс? (Слово класс имеет несколько значений. Класс - это комната в школах для занятий, класс – это группа учеников одного года обучения) - Ребята как вы думаете, какая орфограмма в слове «класс»? - Знаете ли вы еще слова с удвоенными согласными? - Если вы затрудняетесь ответить, ничего страшного т.к. мы еще не учили эту тему. -В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некоторые из них: 1 ряд В том пруду не видно Ни уток, ни гусей Берега из кафеля, И Звать его ….бассейн. 2 ряд Проста загадка и легка Пишусь всегда через два «ка» И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я…хоккей. 3 ряд В магазин с сестрой ходили, Всё, что надо, там купили. За батон, бутылку кваса Деньги заплатили в…кассу. - Глядя на слова отгадки, что вы можете сказать о них, что в них интересного и чем они похожи? - Кто из вас уже додумался, про что мы будем говорить на уроке? - Ребята вы очень близки к ответу. Тема нашего урока «Слова с удвоенными согласными» - Запомните удвоенные согласные в этих словах. Слова-отгадки нужно разделить для переноса. - Запишите их в тетрадь и разделите вертикальной черточкой для переноса (слова выводятся на слайд) - Что значит перенести слово? (Часть слова оставить на одной строке, а другую часть записать на новой строке) - Зачем нужно уметь переносить слова? (Если при письме не вмещаются на строке, нужно их правильно перенести) -Какие правила переноса слов вы уже знаете? (переносим по слогам, одну букву на строке не оставляем, односложные слова не переносим) | Записывают число и классную работу Записывают в строчку букву. Записывают сочетание букв. Записывают предложение и проставляют ударение в словах) Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума; При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (язык, губы, зубы); Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком. Отвечают на вопросы (Словарные слова. Лишнее слово – класс, т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?, пропущена согласная буква.) Высказывают свое мнение. Отвечают (удвоенная согласная «с») Отвечают. Выполняют указания учителя. Отвечают на вопросы. |
5. Физкультминутка. | - Ребята вы, наверное, устали сидеть и получать знания, повторяйте за мной. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют указания учителя. |
6. Реализация построенного проекта. | - Ребята откройте учебник на странице 77, Упражнение 7. - Спишите все слова и подчеркните выделенные буквы. - Чем интересны эти слова? - Подчеркните те слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. - Почему их нельзя перенести? Переходим к упражнению 8. - Ребята обратите внимание на то, как слова с удвоенными согласными разделены черточкой для переноса. При переносе вы можете их разделить: ван-, а -на переносите на следующую строку, сум-ма. - Сделайте вывод, как нужно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую -Молодцы, теперь спишите любую группу слов и разделите каждое слово черточками для переноса. Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, так ли вы разделили слова для переноса (проверка по эталону, ответы выводятся на слайд) (Если останется время, то списать все группы слов) | Выполняют упражнение 7 Слова интересны тем, что в каждом слове есть двойные согласные. (слова, которые нельзя перенести: грамм, класс, кросс, грипп.) Эти слова нельзя перенести с одной строки на другую, т.к. они состоят из одного слога. Внимательно слушают учителя. Высказывают свой мнение. (при переносе слова с удвоенными согласными с одной строки на другую, один из согласных переносится, а другой остается на строке) Выполняют упражнение. Проверяют упражнение друг у друга. |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Откройте рабочую тетрадь на странице 40, упражнение 3. - Прочитайте все слова, подчеркните в них удвоенные согласные. - Скажите, какие из этих слов состоят из 3-х слогов? - Спишите их в строчку и разделите черточками для переноса. (Один ученик выходит к доске и выполняет это упражнение у доски, остальные проверят) - Давайте составим предложение с одним из слов (Цвела большая аллея роз. Мы зашли в класс.) - Запишите это предложение в обычную тетрадь и поставьте ударение в словах. Резерв: упражнение 4 из рабочей тетради. - Назовите буквы в каждой строке. - Для того чтобы расшифровать слова, каким образом мы должны прочитать эти буквы? - Давайте подберем общее название для всех слов. - На какие 2 группы можно их разделить? - Какие из них относятся к летним месяцам, а какие к весенним? | Выполняют указания учителя. Отвечают (ал-лея, Рос-сия, суб-бота) Выполняют упражнение 3. Называют буквы в каждой строке. Высказывают свое мнение (буквы нужно прочитать справа налево, и получатся слова: апрель, июнь, август, март, июль, май) Отвечают (месяца года) Отвечают (1. Весенние месяцы, 2. Летние месяцы) Отвечают (1. Июнь, июль, август; 2. Март, апрель, май) |