СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему "Вид глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован в рамках изучения данной части речи. Учебники С.И. Львовой и М.М.Разумовской.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "Вид глагола"»

Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Цель: формирование умений определять вид глаголов и способы образования видовых пар.

Задачи:

образовательные:

* дать понятие о совершенном и несовершенном видах глагола, о способах образования видовых пар глаголов;

*познакомить учащихся с правилом глаголы совершенного и несовершенного вида;

развивающие:

*сформировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи;

*развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, мышление, память, внимание, активизировать познавательную деятельность.

воспитательные:

*воспитывать самостоятельность, общительность, коммуникативность;

*воспитывать культуру речи;


Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, слайды, проектор, экран.


Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: создать работоспособную атмосферу на уроке, дать психологический настрой на изучение темы.


  1. Проверка домашнего задания.

Девизом к нашему уроку будут слова Н.Заболоцкого: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать».


- Какое чудо могут творить слова? Какие слова указывают на это? Какой частью речи они являются?


- А что вы знаете о глаголе?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Как пишется не с глаголами?


3. Объяснение новой темы.

-Продолжаем изучение темы Глагол.

-Внимание на экран.


Слайд. Чтение зарисовки «Апрель», запись с комментированием орфограмм.


Апрель - настоящий водолей. Заиграли талой в..дой овра…ки.

М…росит на сне… первый весе…ий дождик. Широко разл…лись лужи и разводья в низинах.

Трогают…ся вешние воды. Идёт лёд.


- Лексическое значение всех слов этого текста вам понятно?

- Что такое разводье?

- Что в этом тексте показывает нам автор?

- Почему в первом предложении поставлен знак тире?

- Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку, показывают движение в природе? (глаголы).

- Найдите и запишите глаголы, соответствующие схемам:

¬ᴖ˄˄□ (заиграли) ᴖ˄□˄ (трогаются)

- Зададим вопросы к этим глаголам?

- Какой из глаголов обозначает законченность действия?

- Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?


- Какие глаголы в тексте обозначают законченность действия?

(заиграли, разлились). На какой вопрос они отвечают?


Слайд. Заиграли, разлились.


- Какие глаголы обозначают незаконченность действия?

(моросит, трогаются, идёт). На какой вопрос они отвечают?


Слайд. Моросит, трогаются, идёт.


- Какие глаголы употреблены с приставкой? (те, которые обозначают законченность) - заиграли, разлились.


Вывод: Глаголы различаются по смыслу, морфемами и по вопросам.


- Мы выделили вопросы - Что делать? Что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопрос – что делать? – глаголы несовершенного вида.

Глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать? – это глаголы совершенного вида.


Подскажите, как будет называться тема нашего урока?


- Глаголы совершенного и несовершенного вида. (Записать в тетради тему урока).


Чему мы будем учиться на нашем уроке? (отвечают дети)


Слайд.

Вид глагола

/ \

совершенный несовершенный

Что сделать? Что делать?


- Сравним свои выводы с материалом учебника (таблица на стр. 132 учебника «Русский язык» 5 класс, часть 2, под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова)

  1. Первичное закрепление.

Коллективное выполнение упражнения № 911(по цепочке).

Распределите глаголы по графам таблицы. Подчеркните вставленные буквы.

Несовершенный вид (что делать?)

Совершенный вид (что сделать?)



Приплыть, спасать, з..влечь, н..ступить, пр..бегать, пробежать, запл..тить, предл..гать, предл..жить, зап..вать (песню), запеть, вып..лнять, вып..лнить, дружить, ср..жаться, прин..сти, подружиться, сберечь, сберегать, мирить, примириться, белеть, белить, побелить, побелеть, пл..тить.


Слайд. Видовые пары.

- Давайте рассмотрим пары слов. Что вы можете сказать об этих глаголах? Что в них общего, а чем они отличаются?

Думал - придумал

Жгу - сожгу

Белю - побелю

Писал - написал

- Из этого примера мы увидели, что глаголу одного вида соответствует однокоренной глагол другого вида. Такую пару называют видовой парой.


Слайд.

Свистеть – свистнуть, кричать – крикнуть, махать – махнуть, стучать – стукнуть.

Выделяется суффикс -ну-. Учитель сообщает, что данный суффикс обозначает мгновенность, законченность действия и указывает на то, что глаголы совершенного вида.


Устная работа. «Подбери пару»


Скосить - …..(косить)

Задержать -….(держать)

Подарить -….(дарить)

Написать -…(писать)

Решать -….(решить)

Мелькать -….(мелькнуть)

СрезАть - …..(срЕзать)

Свистеть - .....(свистнуть)


Вывод: глаголы одной видовой пары могут различаться: суффиксами, приставками, ударением.


Распределите глаголы на две группы.


Несовершенный вид

Совершенный вид



Выскочил, высматривает, заметил, записывала, укрылся, запутывал, толкнул, утрачивал.

- Что объединяет слова каждой группы?


  1. Рефлексия.

Давайте повторим урок.

(фронтальный опрос)

- Что нового вы узнали о глаголе?

- Какого вида бывают глаголы?

- Чем они отличаются друг от друга?

- А теперь попробуйте самостоятельно оценить свои знания по данной теме. Если вам все было понятно, то поставьте знак , если остались какие-то вопросы, то , если все оказалось непонятным, то .


  1. Домашнее задание.

Стр. 132-133 – теория, тест.

















1. Укажите вопросы к глаголам несовершенного вида.

А) Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?

Б) Что делать? Что делал? Что делал бы? Что делает?


2. Укажите вопросы к глаголам совершенного вида.

А) Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?

Б) Что делать? Что делал? Что делал бы? Что делает?


3. В предложении найдите глагол(ы) несовершенного вида:

Ася словно избегала(1) меня, но уже не позволяла (2) себе ни одной из тех шалостей, которые так удивили (3) меня.


А) 1

Б) 2

В) 1,2

Г) 3


4. Укажите глаголы совершенного вида.

А) Расправлять, плавать, загорать, требовать, закрывать

Б) Расправить, уплыть, загореть, потребовать, закрыть.


5. Подбери видовую пару.

Перемолоть -……….

Разрешить -…………

Обедать -……………




1. Укажите вопросы к глаголам несовершенного вида.

А) Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?

Б) Что делать? Что делал? Что делал бы? Что делает?


2. Укажите вопросы к глаголам совершенного вида.

А) Что сделать? Что сделал? Что сделал бы? Что сделает?

Б) Что делать? Что делал? Что делал бы? Что делает?


3. В предложении найдите глагол(ы) несовершенного вида:

Ася словно избегала(1) меня, но уже не позволяла (2) себе ни одной из тех шалостей, которые так удивили (3) меня.


А) 1

Б) 2

В) 1,2

Г) 3


4. Укажите глаголы совершенного вида.

А) Расправлять, плавать, загорать, требовать, закрывать

Б) Расправить, уплыть, загореть, потребовать, закрыть.


5. Подбери видовую пару.

Перемолоть -……….

Разрешить -…………

Обедать -……………