СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Неопределённая форма глагола".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола" разработан по последним требованиям ФГОС.Урок предназначен для проведения в 4 классе среднеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Неопределённая форма глагола".»

Урок русского языка в 4 классе по теме:  «Неопределённая форма глагола».

 

(Урок усвоения новых знаний)



Цели:


  1. Познакомиться с неопределённой формой глагола.

  2. Научиться распознавать неопределённую форму глагола.

  3. Научиться ставить глаголы в неопределённую форму.

  4. Учиться правильно писать глаголы в неопределённой форме.

  5. Отличать начальную форму глагола от других глагольных форм.



Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности учащихся.


- Здравствуйте, повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

Сегодня у нас урок усвоения новых знаний. Давайте составим план урока:


  1. Повторение.

  2. Тема и цели урока.

  3. Знакомство с новым материалом.

  4. Закрепление.

  5. Итог урока. Рефлексия.



2. Актуализация знаний.


Открываем тетради, записываем число, классная работа. Минутка чистописания.


Пп


пела путешествуют приедет привезти писать


- Что объединяет все эти слова? (Это глаголы)


- Какое слово лишнее? (приедет , путешествуют – е, ю обозначает 2 звука, пишут – во мн. числе, писать – букв больше, чем звуков).


- На какие группы их можно разделить? ( по количеству слогов, с приставкой и без неё, у которых можно определить время и число, у глаголов привезти и писать нельзя, отвечают на вопросы что делать? Что сделать?)

3. Постановка цели и задач урока.

Первичное усвоение новых знаний.


- Давайте попробуем у каждого глагола определить время и число.

- У каких глаголов мы не смогли определить ни времени, ни числа? (привезти, писать)

- А если мы не определили у них ни времени, ни числа, как мы назовём такую форму глагола? (неопределённая форма глагола)


- Итак, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Давайте сформулируем тему урока.

(Неопределённая форма глагола).

- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?


1.Познакомиться с неопределённой формой глагола.

2.Научиться распознавать неопределённую форму глагола.

3.Научиться ставить глаголы в неопределённую форму.

  1. Учиться правильно писать глаголы в неопределённой форме.

  2. Отличать начальную форму глагола от других глагольных форм.



- Давайте поставим вопрос к этим глаголам: Что сделать? (привезти), что делать? (писать)


На доске появляются вопросы.

Не указывают на время, не указывают на число.


Что делать? Что сделать?



- Давайте попробуем сформулировать правило с помощью алгоритма:


1. Неопределённая форма глагола – это ……..(начальная форма глагола)

2. Она не указывает (ни на время, ни на число глагола)

3.Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать? что сделать?)


- Попробуем рассказать правило целиком.

- Откройте учебники на стр. 72 и прочитайте правило самостоятельно.

- Что нового вы узнали, что мы не сказали в классе (ть, ти – это суффиксы)

- Выделим в глаголах привезти и писать суффиксы ти и ть,выделим основу.

- Какое слово отвечает на вопрос что делать? (писать), а на вопрос что сделать? (привезти).

- Поиграем, я называю глагол, если он отвечает на вопрос что делать? – вы хлопаете в ладошки, на вопрос что сделать? – молчите: играть, бежать, побежать, улететь, мыть, улыбаться, засмеяться, говорить, помогать, догонять, прыгать.

(Вспомнить, что вид глагола менять нельзя).


- Посмотрите на эти слова: беречь, стеречь, жечь, лечь, стричь.

- Поставьте вопросы к этим глаголам. Можно ли определить время и число у этих глаголов? Что мы можем сказать о них? (они стоят в неопр. форме)

- Обратите внимание, на что оканчиваются эти глаголы? (на чь)

- Ребята, чь – это не суффикс, чь входит в состав корня, выделим корень.

- Что вы можете сказать о правописании глаголов в неопределённой форме? (на конце пишем ь)


4. Первичная проверка понимания.


Работа в группах.

- Вспомним правила работы в группах.

(Работать дружно, уважать мнение других, слушать друг друга, не ругаться и т.д.)

- Прочитайте текст, найдите глаголы в неопределённой форме.


Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!


- Проверяем.


Работа в парах:

Прочитайте пословицы. Что в них общего? (Они все о труде)

Дело мастера боится.

Встать раньше – шагнуть дальше.

Труд кормит, а лень портит.

Добро учить того, кто слушает.

Труд всё победит.

Не выучит школа, выучат забота и работа.

В любом деле надо трижды подумать.



Выпишите глаголы в неопр. форме, выделите суффиксы. Выпишите остальные глаголы, поставьте их в неопределённую форму, что при этом надо помнить? (не поменять вопрос (вид глагола)).

- Как отличить глаголы в н.ф. от глаголов в других формах ( по вопросу).


5. Первичное закрепление.


Стр.73 упр.150. Прочитайте задание. Задание на выбор: по заданию учебника; по заданию учебника и выписать остальные глаголы, поставив их в начальную форму.


Ударил гром дв.надц.ть раз

И замер в ст.р.не.

Природа отд.ла приказ

С.лютовать весне.

Приказ – ч. рёмух. цв.сти,

Крапив. быть не злой,

Дождю д. рожки подм.сти

С.ребряной м.тлой.

…А со.нцу – выйти из-за туч

И в.селее греть!


Сверка с шаблоном.

Самооценивание.


Нет ошибок - 5

1-2 ошибки – 4

3 ошибки – 3


- Кто получил 5?

- Кто получил 4?

- Кто получил 3?


- В каких словах допустили ошибки?



  1. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, с какой формой глагола мы сегодня познакомились?

- Изменяются ли глаголы в неопределённой форме?

- На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.?

- На что они оканчиваются?

- Как отличить глагол в неопределённой форме от глаголов в другой форме?



Рефлексия:

- Я научился ….

- Я запомнил ….


Д/З стр.73 упр.151.




РЕЗЕРВ


Подбери к фразеологизмам близкие по значению глаголы:



Повесить голову –


Дать по шапке –


Зарубить на носу-


Гладить по головке -

Составьте предложение с любым из слов.