Урок русского языка в 4 классе по теме: «Неопределённая форма глагола».
(Урок усвоения новых знаний)
Цели:
Познакомиться с неопределённой формой глагола.
Научиться распознавать неопределённую форму глагола.
Научиться ставить глаголы в неопределённую форму.
Учиться правильно писать глаголы в неопределённой форме.
Отличать начальную форму глагола от других глагольных форм.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности учащихся.
- Здравствуйте, повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.
Сегодня у нас урок усвоения новых знаний. Давайте составим план урока:
Повторение.
Тема и цели урока.
Знакомство с новым материалом.
Закрепление.
Итог урока. Рефлексия.
2. Актуализация знаний.
Открываем тетради, записываем число, классная работа. Минутка чистописания.
Пп
пела путешествуют приедет привезти писать
- Что объединяет все эти слова? (Это глаголы)
- Какое слово лишнее? (приедет , путешествуют – е, ю обозначает 2 звука, пишут – во мн. числе, писать – букв больше, чем звуков).
- На какие группы их можно разделить? ( по количеству слогов, с приставкой и без неё, у которых можно определить время и число, у глаголов привезти и писать нельзя, отвечают на вопросы что делать? Что сделать?)
3. Постановка цели и задач урока.
Первичное усвоение новых знаний.
- Давайте попробуем у каждого глагола определить время и число.
- У каких глаголов мы не смогли определить ни времени, ни числа? (привезти, писать)
- А если мы не определили у них ни времени, ни числа, как мы назовём такую форму глагола? (неопределённая форма глагола)
- Итак, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Давайте сформулируем тему урока.
(Неопределённая форма глагола).
- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?
1.Познакомиться с неопределённой формой глагола.
2.Научиться распознавать неопределённую форму глагола.
3.Научиться ставить глаголы в неопределённую форму.
Учиться правильно писать глаголы в неопределённой форме.
Отличать начальную форму глагола от других глагольных форм.
- Давайте поставим вопрос к этим глаголам: Что сделать? (привезти), что делать? (писать)
На доске появляются вопросы.
Не указывают на время, не указывают на число.
Что делать? Что сделать?
- Давайте попробуем сформулировать правило с помощью алгоритма:
1. Неопределённая форма глагола – это ……..(начальная форма глагола)
2. Она не указывает (ни на время, ни на число глагола)
3.Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать? что сделать?)
- Попробуем рассказать правило целиком.
- Откройте учебники на стр. 72 и прочитайте правило самостоятельно.
- Что нового вы узнали, что мы не сказали в классе (ть, ти – это суффиксы)
- Выделим в глаголах привезти и писать суффиксы ти и ть,выделим основу.
- Какое слово отвечает на вопрос что делать? (писать), а на вопрос что сделать? (привезти).
- Поиграем, я называю глагол, если он отвечает на вопрос что делать? – вы хлопаете в ладошки, на вопрос что сделать? – молчите: играть, бежать, побежать, улететь, мыть, улыбаться, засмеяться, говорить, помогать, догонять, прыгать.
(Вспомнить, что вид глагола менять нельзя).
- Посмотрите на эти слова: беречь, стеречь, жечь, лечь, стричь.
- Поставьте вопросы к этим глаголам. Можно ли определить время и число у этих глаголов? Что мы можем сказать о них? (они стоят в неопр. форме)
- Обратите внимание, на что оканчиваются эти глаголы? (на чь)
- Ребята, чь – это не суффикс, чь входит в состав корня, выделим корень.
- Что вы можете сказать о правописании глаголов в неопределённой форме? (на конце пишем ь)
4. Первичная проверка понимания.
Работа в группах.
- Вспомним правила работы в группах.
(Работать дружно, уважать мнение других, слушать друг друга, не ругаться и т.д.)
- Прочитайте текст, найдите глаголы в неопределённой форме.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
- Проверяем.
Работа в парах:
Прочитайте пословицы. Что в них общего? (Они все о труде)
Дело мастера боится.
Встать раньше – шагнуть дальше.
Труд кормит, а лень портит.
Добро учить того, кто слушает.
Труд всё победит.
Не выучит школа, выучат забота и работа.
В любом деле надо трижды подумать.
Выпишите глаголы в неопр. форме, выделите суффиксы. Выпишите остальные глаголы, поставьте их в неопределённую форму, что при этом надо помнить? (не поменять вопрос (вид глагола)).
- Как отличить глаголы в н.ф. от глаголов в других формах ( по вопросу).
5. Первичное закрепление.
Стр.73 упр.150. Прочитайте задание. Задание на выбор: по заданию учебника; по заданию учебника и выписать остальные глаголы, поставив их в начальную форму.
Ударил гром дв.надц.ть раз
И замер в ст.р.не.
Природа отд.ла приказ
С.лютовать весне.
Приказ – ч. рёмух. цв.сти,
Крапив. быть не злой,
Дождю д. рожки подм.сти
С.ребряной м.тлой.
…А со.нцу – выйти из-за туч
И в.селее греть!
Сверка с шаблоном.
Самооценивание.
Нет ошибок - 5
1-2 ошибки – 4
3 ошибки – 3
- Кто получил 5?
- Кто получил 4?
- Кто получил 3?
- В каких словах допустили ошибки?
Итог урока. Рефлексия.
- Итак, с какой формой глагола мы сегодня познакомились?
- Изменяются ли глаголы в неопределённой форме?
- На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.?
- На что они оканчиваются?
- Как отличить глагол в неопределённой форме от глаголов в другой форме?
Рефлексия:
- Я научился ….
- Я запомнил ….
Д/З стр.73 упр.151.
РЕЗЕРВ
Подбери к фразеологизмам близкие по значению глаголы:
Повесить голову –
Дать по шапке –
Зарубить на носу-
Гладить по головке -
Составьте предложение с любым из слов.