СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме "Признаки наречий. Образование наречий" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Признаки наречий. Образование наречий" 4 класс»


Урок: русский язык

Тема. Признаки наречия. Образова­ние наречий.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: 1. Познакомить со способом образования наречий от прилагательных. Отработать умение находить наречия и задавать к ним вопрос; формировать навы­ки правописания некоторых групп наречий.

2. Развивать внимание, речь, умение размышлять и формулировать свои мысли, расширять и обогащать словарный запас.

3. Воспитывать самостоятельность мышления, учебную мотивацию, уважение к чужому мнению.

Формируемые УУД:

познавательные — самостоятельно выделять и форму­лировать познавательную цель; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать про­цесс и результат деятельности;

коммуникативные - уметь с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача­ми и условиями коммуникации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы

регулятивные — формулировать тему и цель урока; сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные — уметь осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию.

Оборудование: учебник

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- проблемного обучения;

- педагогика сотрудничества (работа в парах, в группах);

Ход урока

I. Организационный момент

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Поскорей проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Всё ль в порядке –

Книжка, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»!

II. Повторение. Актуализация субъектного опыта учащихся

Давайте поиграем в игру «Доскажи пару». Ваша задача продолжить предложение, подобрав по смыслу противоположное слово.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – «низко».

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «медленно», а ты ответишь – «быстро».

Скажу я слово «громко», а ты ответишь – «тихо».

-Какие слова вы подбирали? (Антонимы)

-Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению)

- Какой частью речи являются слова, которые вы назвали? (Наречие)

Что такое наречие?

IІI. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке называют наречия, ставят к ним во­просы.)

Робко, вверху, вокруг, впереди, позади, справа, слева, вчера, завтра, сначала, потом.

IV. Каллиграфическая минутка

-Урок продолжим каллиграфической минуткой.

- Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

В слове земля безударный гласный …е

Звук парный звуку [з]. Запишите букву, которой он обозначается… с

В слове тонна удвоенная …н

Буква, с которой начинается слово огурец … о

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …ь

V. Самоопределение к деятельности

1.Работа над загадкой.

-Послушайте внимательно загадку.

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Степень сравнения может иметь,

Как его имя, скорее ответь! (Наречие.)

-О каких признаках наречия идёт речь в этой загадке?

-Сформулируйте задачи урока.

2.Работа в парах

— Отгадайте загадки. Выпишите наречия.

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лёд.)

Он пришёл, наполнил кадки,

поливал усердно грядки,

побродил по крышам вволю

и ушёл по лужам в поле. (Дождь)

Спереди - пятачок, сзади - крючок,

Посередине спинка, а на ней щетинка. (Свинья)

— Прочитайте наречия, которые вы выписали.

— Что вы заметили в написании этих наречий? (Наречия могут заканчиваться на разные буквы.)

— Можно ли их называть окончаниями? (Нет, наречие — неизменяемая часть речи.) (Проблемный вопрос)

— Как вы думаете, как называется эта часть слова, с помощью которой образуются наречия? (Суффикс.)

— Какие суффиксы вы наблюдаете у наречий? (-о, -а, -и, -у, -е.)

— Назовите приставки в наречиях, (с-, на-, в-, по- и т. д.)

— Как вы думаете, могут ли с наречиями употребляться предлоги? (Нет, наречия не изменяются, поэтому у них нет предлогов.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способами образования наречий, научиться правильно писать наречия.)

VІ. Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись – вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись.

VІІ. Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 76.

— От какой части речи образовались эти наречия? С помощью какого суффикса?

2.Коллективная работа. Образование наречий. Комментированное письмо.

Сильный - сильно, быстрый - быстро, глубокий – глубоко, низкий - низко,

хороший – хорошо, быстрый – быстро, красивый – красиво, средний – средне, крепкий – крéпче.

3. Самостоятельная работа по учебнику Упр. 132(с. 76-77).

— Прочитайте задания.

— Какая часть речи образуется с помощью таких суффиксов?

— Докажите, что это наречия. (Отвечают на вопросы когда? где? куда?, являются неизменяемой частью речи.)

— Выполните самостоятельно письменное задание к упражнению.

(Проверка. Один ученик читает записанные наречия, осталь­ные оценивают.)

VІІІ. Гимнастика для глаз

ІХ. Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

-Напиши предложения, заменяя рисунки названиями изображённых на них предметов и вставляя вместо точек наречия.

Черепаха передвигается (как?) медленно.

Кенгуру прыгает (как?) высоко.

Машина едет (как?) быстро.

Дерево тянется (куда?) вверх.

Петух поёт (как?) громко.

Самолёт опускается (куда?) вниз.


  1. передвигается (как?) …

  2. прыгает (как?) …

  3. едет (как?)…

  4. тянется (куда?) …

  5. поёт (как?) …

  6.  опускается (куда?)…

4 группа

-Замените фразеологизм наречием.

Идти черепашьим шагом —

/медленно/

Все идет как по маслу —

/хорошо/

Встать чуть свет —

/рано/

Рукой подать —

(до магазина) /близко/

Проверка работы

Х. Сообщение домашнего задания

-Дома вы выполните похожее задание. Стр.76, упр.131.Списать предложения, заменяя выделенные сочетания наречиями.

ХІ. Рефлѐксия

Продолжите любую фразу:

Сегодня я узнал…

Я научился…

Было интересно…

Было трудно...

Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось …

-Как вы чувствовали себя на уроке? При ответе используйте слова, которые у вас на столе:

- хорошо

- тепло

- уютно

- весело

- здорово

Помогите солнышку вернуть лучики

XІІ. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

- Какие же открытия мы сегодня сделали?

- Что вы узнали о правописании и образовании наречий?

Спасибо за урок.