высказывать и обосновывать свое мнение; анализировать учебный материал по теме; составлять антонимичные словосочетания; осуществлять продуктивное сотрудничество в группе; договариваться о распределении ролей и обязанностей в группе.
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации деятельности обучающихся | Средства ИКТ |
1.Оргмомент 1 мин. | Доброе утро, дорогие ребята. Рада вас видеть! | | | |
Актуализация знаний 3-4 мин | Внимательно посмотрите на слайд 1 презентации и ответьте на вопросы: 1) какие противоположные по смыслу слова используются в стихотворении? Попробуйте определить этимологию слова «антоним» В качестве подсказки могу предложить слова: минус –плюс, огонь-вода, дерзкий-осторожный. - Давайте по учебнику проверим, правильно ли мы дали определение термину «антоним» - Дорогие ребята, как вы считаете, на что мы должны обратить внимание при определении антонима? | Плюс-минус, огонь-вода, дерзкий-осторожный - оним - имя, анти – против Чтение теоретического материала из учебника (стр.166). Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимы. | коллективная | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 1 мин | - Итак, ребята, вы догадались, как будет называться сегодня тема урока? - откройте тетради, напишите число, классная работа и тему урока. -Чему мы должны научиться на данном уроке? | Подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять в речи антонимы. | | |
Первичное закрепление (типовые задания) 10 мин. | -Давайте, ребята, рассмотрим иллюстрацию в учебнике с. 166 и закончим начатые предложения. 1. Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратятся ___. -Найдите антоним к слову «утром». 2. Петя поднимается в гору, а Коля___. Найдите антоним к слову «поднимается». 3. Петя идет тяжело, а Коля ___. Найдите антоним к слову «тяжело». 4. Петя большой, а Коля ____. Найдите антоним к слову «большой». 5. У Пети тёмные волосы, а у Коли ___. Найдите антоним к слову «тёмные». А теперь, ребята, попрошу вас поработать в группах со словарями. Вам необходимо подобрать антонимы к следующим словам, написанным на доске: Слайд 4 В случае затруднения можете воспользоваться словарем антонимов. Молодцы! Сделайте вывод, что такое антоним. | -вечером -спускается. - легко. -маленький. -светлые. Работа в группах со словарем. Мир-… война Добро-….зло Горе-…радость Потеря-.. приобретение Храбрость-…трусость | Коллективная, групповая | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
Первичное закрепление (конструктивные задания) | Ребята, в каком жанре устного народного творчества мы чаще всего можем встретить антонимы, Попробуйте восстановить пословицы, используя антонимы. Внимание на Слайд7. 1.Ученье-свет, а неученье- ….. 2. Мягко стелет, да….. спать. 3. В глаза не хвали, а за глаза не .. -Каково лексическое значение слово «не кори». Как вы думаете, сейчас в речи мы употребляем это слово? | Дети восстанавливают пословицы, используя антонимы -В пословицах. -тьма -жестко -кори. -бранить, укорять, насмехаться. Слово устаревшее, вышедшее из активного употребления. | Коллективная | Слайд 7 |
Физминутка | Игра «Наоборот» Наклонили голову назад, а теперь – вперед Повернули голову налево, а потом – направо Руки вниз, руки вверх Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед. Сделали шаг вперед, шаг назад. Выдохнули воздух, вдохнули. Молодцы! Присаживайтесь! - Скажите, ребята, слова какой части речи были использованы во время физминутки? | Выполняют физические упражнения с учетом условия игры Восстанавливают в памяти антонимы, использованные в физминутке, определяют часть речи | Коллективная, парная | |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | -Прочитайте поэтические строки Н.А. Некрасова и А.С. Пушкина и укажите, какие антонимы употребляются для большей выразительности, какие для сопоставления и противопоставления. Слайд 8 Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь. Н.А.Некрасов. У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом. Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит… А.С. Пушкин. - Сделайте вывод об употреблении в речи антонимов. -А теперь, ребята, прочитайте и запишите в тетрадь загадки, найдите к ним ответы. (Подчеркните антонимы). Слайд 9-13 Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета, Хоть мороз люблю сама, Потому что я … Я антоним к слову смех, Не от радости, утех- Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это.. Не бываю без начала, Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я…. Я антоним к слову «зной», Я в реке, в тени густой. Я в бутылке лимонада. А зовут меня… Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна. Называюсь…. | Читают стихотворение и выполняют задания к нему -для сопоставления и противопоставления -для большей выразительности -зима. -плач. -конец. - прохлада. -тишина. | коллективная | Слайд 8 Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Упр.371: С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте животных-героев сказок и басен. Составьте и запишите сложные предложения с союзом а. Подчеркните антонимы. * написать рассуждение «Зачем в речи мы употребляем антонимы?» ** кроссворд (задание на печатном листе индивидуально) Всем понятно домашнее задание? Хорошо. | Знакомятся с условиями домашней работы, задают вопросы по выполнению | Коллективная, групповая | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Итак, ребята, давайте подведем итоги урока. На столе у каждого лежат картинки смайликов (грустный и веселый). Поднимите вверх веселый смайлик, если тема нашего урока вами понята, и работа на уроке вам доставила удовольствие. Если что-то по теме урока вами не понято, вам было скучно, то поднимите вверх грустный смайлик. А теперь постарайтесь ответить на вопросы: слайд 14 На уроке я работал … активно/ пассивно Своей работой я.. доволен/не доволен За урок я …устал/ не устал Материал урока мне… понятен/ не понятен Полезен/ бесполезен Домашнее задание мне кажется .. легким/ трудным, интересным/ скучным Оценки учащимся за урок с комментарием. Всем спасибо за работу на уроке. До свидания! | Оценивают результаты своей деятельности | коллективная | Слайд 14 |