СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме: "Антонимы" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по теме: "Антонимы".

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме: "Антонимы" (5 класс)»


Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: «Антонимы» ( 5 класс)


Школа_МБОУ СОШ № 1_____________

Класс_5____________________________

Предмет_русский язык_______________

Автор УМК_Ладыженская____________

Тема урока__Антонимы______________

Тип урока Урок развития умений

Технологии:

  1. Педагогика сотрудничества.

  2. Разноуровневое обучение.

  3. Личностно-ориентированная технология.

  4. Игровое обучение.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; употреблять их в речи в речи.

  2. Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

высказывать и обосновывать свое мнение; анализировать учебный материал по теме; составлять антонимичные словосочетания; осуществлять продуктивное сотрудничество в группе; договариваться о распределении ролей и обязанностей в группе.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  1. Личностные: уважительно относится к родному языку, русскому слову.

Цели:

Образовательные:

познакомить учащихся с понятием "Антонимы";

научить использовать антонимы в речи, определять лексическое значение слова;

расширить лексический запас учащихся;

Развивающие:

развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

развивать сообразительность, мышление, внимание, память;

развивать умение работать с текстом;

Воспитательные:

воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки

воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку

Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации деятельности обучающихся

Средства ИКТ

1.Оргмомент

1 мин.

Доброе утро, дорогие ребята. Рада вас видеть!




Актуализация знаний

3-4 мин

Внимательно посмотрите на слайд 1 презентации и ответьте на вопросы:

1) какие противоположные по смыслу слова используются в стихотворении?

Попробуйте определить этимологию слова «антоним»

В качестве подсказки могу предложить слова: минус –плюс, огонь-вода, дерзкий-осторожный.

- Давайте по учебнику проверим, правильно ли мы дали определение термину «антоним»



- Дорогие ребята, как вы считаете, на что мы должны обратить внимание при определении антонима?





Плюс-минус, огонь-вода, дерзкий-осторожный





- оним - имя, анти – против





Чтение теоретического материала из учебника (стр.166). Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимы.

коллективная

Слайд 1
















Слайд 2










Слайд 3



Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1 мин

- Итак, ребята, вы догадались, как будет называться сегодня тема урока?

- откройте тетради, напишите число, классная работа и тему урока.

-Чему мы должны научиться на данном уроке?

Подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять в речи антонимы.












Первичное закрепление (типовые задания)

10 мин.

-Давайте, ребята, рассмотрим иллюстрацию в учебнике с. 166 и закончим начатые предложения.

1. Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратятся ___.

-Найдите антоним к слову «утром».

2. Петя поднимается в гору, а Коля___. Найдите антоним к слову «поднимается».

3. Петя идет тяжело, а Коля ___. Найдите антоним к слову «тяжело».

4. Петя большой, а Коля ____. Найдите антоним к слову «большой».

5. У Пети тёмные волосы, а у Коли ___. Найдите антоним к слову «тёмные».

А теперь, ребята, попрошу вас поработать в группах со словарями. Вам необходимо подобрать антонимы к следующим словам, написанным на доске: Слайд 4 В случае затруднения можете воспользоваться словарем антонимов.


Молодцы! Сделайте вывод, что такое антоним.









-вечером







-спускается.




- легко.


-маленький.




-светлые.



Работа в группах со словарем.

Мир-… война

Добро-….зло

Горе-…радость

Потеря-.. приобретение

Храбрость-…трусость

Коллективная, групповая






Слайд 4


























Слайд 5







Слайд 6

Первичное закрепление

(конструктивные задания)


Ребята, в каком жанре устного народного творчества мы чаще всего можем встретить антонимы, Попробуйте восстановить пословицы, используя антонимы.

Внимание на Слайд7.


1.Ученье-свет, а неученье- …..

2. Мягко стелет, да….. спать.

3. В глаза не хвали, а за глаза не ..

-Каково лексическое значение слово «не кори».

Как вы думаете, сейчас в речи мы употребляем это слово?

Дети восстанавливают пословицы, используя антонимы


-В пословицах.









-тьма


-жестко


-кори.


-бранить, укорять, насмехаться.


Слово устаревшее, вышедшее из активного употребления.

Коллективная










Слайд 7

Физминутка

Игра «Наоборот»

Наклонили голову назад, а теперь – вперед

Повернули голову налево, а потом – направо

Руки вниз, руки вверх

Наклонились туловищем направо, а затем – налево. Еще раз направо и налево. Не забудьте про наклоны назад и вперед.

Сделали шаг вперед, шаг назад.

Выдохнули воздух, вдохнули. Молодцы! Присаживайтесь!

- Скажите, ребята, слова какой части речи были использованы во время физминутки?

Выполняют физические упражнения с учетом условия игры















Восстанавливают в памяти антонимы, использованные в физминутке, определяют часть речи


Коллективная, парная


Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

-Прочитайте поэтические строки Н.А. Некрасова и А.С. Пушкина и укажите, какие антонимы употребляются для большей выразительности, какие для сопоставления и противопоставления. Слайд 8

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь.

Н.А.Некрасов.



У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит…


А.С. Пушкин.


- Сделайте вывод об употреблении в речи антонимов.


-А теперь, ребята, прочитайте и запишите в тетрадь

загадки, найдите к ним ответы. (Подчеркните антонимы). Слайд 9-13


Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть мороз люблю сама,

Потому что я …


Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это..


Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я….


Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылке лимонада.

А зовут меня…


Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь….


Читают стихотворение и выполняют задания к нему








-для сопоставления и противопоставления








-для большей выразительности

































-зима.









-плач.







-конец.









- прохлада.










-тишина.

коллективная













Слайд 8






























Слайд 9











Слайд 10







Слайд 11









Слайд 12







Слайд 13

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


  1. Упр.371:

С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте животных-героев сказок и басен. Составьте и запишите сложные предложения с союзом а. Подчеркните антонимы.

* написать рассуждение «Зачем в речи мы употребляем антонимы?»

** кроссворд (задание на печатном листе индивидуально)

Всем понятно домашнее задание? Хорошо.

Знакомятся с условиями домашней работы, задают вопросы по выполнению

Коллективная, групповая


















Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, ребята, давайте подведем итоги урока. На столе у каждого лежат картинки смайликов (грустный и веселый). Поднимите вверх веселый смайлик, если тема нашего урока вами понята, и работа на уроке вам доставила удовольствие. Если что-то по теме урока вами не понято, вам было скучно, то поднимите вверх грустный смайлик.

А теперь постарайтесь ответить на вопросы: слайд 14

  1. На уроке я работал … активно/

пассивно

  1. Своей работой я.. доволен/не доволен

  2. За урок я …устал/ не устал

  3. Материал урока мне… понятен/ не понятен

Полезен/

бесполезен

  1. Домашнее задание мне кажется .. легким/

трудным,

интересным/ скучным


Оценки учащимся за урок с комментарием.

Всем спасибо за работу на уроке. До свидания!

Оценивают результаты своей деятельности

коллективная

Слайд 14