Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Островская средняя общеобразовательная школа
Урок русского языка в 4"А"классе
по теме:
"Словосочетание в предложении"
УМК "Начальная школа 21века"
Учитель начальных классов
высшей категории
Грохоткиной Ирины Дмитриевны
Тема урока: «Словосочетание в предложении»
Предмет: русский язык
УМК "Начальная школа 21века"
Класс: 4
Цель урока: учиться распространять простые предложения с помощью словосочетаний.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать понимание, что такое распространенное предложении, отличие от простого предложения;
- наблюдать за ролью словосочетаний в простом предложении;
- закрепить умение различать словосочетания среди других сочетаний слов;
- расширение и углубление знаний учащихся о типах подчинительной связи;
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры речи учащихся.
Развивающие:
- продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.
Ожидаемые результаты:
Личностные УУД:
- сформировано положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
- сформировано следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Регулятивные УУД:
- понимать и строить планируемые действия;
- проговаривать и комментировать последовательность производимых действий.
Коммуникативные УУД:
- развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать товарищей, учителя;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;
- извлекать нужную информацию.
Предметные:
- знают основные понятия темы: словосочетание, простое предложение, распространенное предложение;
- различают типы подчинительной связи словосочетание;
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки, карточки для работы в паре и группе, индивидуальные оценочные листы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Встали ровно, тихи сели.
На меня все посмотрели.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
- Какое числительное использовали в записи числа?
II. Слово учителя.
- Сегодня урок мне хочется начать с загадки. Послушайте.
Зеленоглаза, весела
Девица красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство,
Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы.
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица ... (весна)
- Какие у вас возникают ассоциации со словом ВЕСНА?
- Все поэты воспевали это время года, художник писали картины, композиторы сочиняли музыку.
III. Актуализация знаний.
Алеся Горшкова напомнит нам одно из стихотворений о весне Алексея Плещеева.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- Девочке Вале из этого стихотворения надо было выписать словосочетания. Вам задание от Весны: проверить, правильно ли Валя выполнила задание. Если есть ошибки вы отбираете в один столбик словосочетания, при этом доказывая, что это словосочетание, а в другой столбик остальные сочетания слов. У словосочетаний определяете тип подчинительной связи.
На интерактивной доске: тает снег, повеяло весною, засвищут скоро, небесная лазурь, теплей и ярче, пора метелей, надолго миновала, бегут ручьи, метелей и бурь.
После выполнения:
повеяло весною (управл.) тает снег (граммат. основа)
засвищут скоро (примык.) теплей и ярче (однород. чл.)
небесная лазурь (соглас.) бегут ручьи (граммат. основа)
пора метелей (управл.) метелей и бурь (однор. чл.)
надолго миновала ( примык.)
- Оцените свою работу все, и кто работал молча, в индивидуальной оценочной карточке.
- Кто еще затрудняется в нахождении словосочетаний?
- Кто затрудняется в определении типа подчинительной связи?
- Что такое словосочетание?
- Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
- Для чего нужны словосочетания?
IV. Тема урока.
- Тема нашего урока: "Словосочетание в предложении."
-Как вы думаете, какую работу мы будем выполнять. Чему мы будем учиться на уроке? ( Учиться распространять простые предложения с помощью словосочетаний)
- Для чего надо научиться распространять предложения?
V. Новая тема
1)Составление словосочетаний . Работа в парах.
Задание 2 от красавицы Весны: составить из слов словосочетания задавая вопрос. Кому легко определять тип связи - определите, напишите в скобках.
Приложение 1.
Проверяем работы пара у пары. Если словосочетание составлено правильно- ставите плюс , если неправильно - минус.
В оценочном листе оцените свою работу в паре учитывая правильность составления словосочетаний.
- Как вы думаете, исходя из темы урока, что мы будем делать с составленными словосочетаниями?
Но сначала отдохнём.
VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
2) Распространение простых предложений. Работа в группе.
- Задание 3: Я вам раздаю карточки на которых написаны сочетания слов. Посмотрите и скажите, что это за сочетание слов.
Приложение 2
-Какое задание будете выполнять? Если какая-то группа выполнит задание быстрее остальных, какое вы можете выполнить еще задание? (разобрать предложение по членам предложения)
Пока вы работаете в группе я вам включу звуки весны.
-Делаем проверку. Каждая группа зачитывает получившиеся предложения.
- Что у нас получилось? (рассказ) Докажите. (Предложения связаны по смыслу. Есть начало и конец.)
- Чего не хватает? (Заголовка)
- Придумайте заголовок.
- Из нашего рассказа говорится о перелётных птицах. Каких? Каким из этих птиц человек может помочь? Как?
- У кого дома есть скворечники?
- Почему человек делает для скворцов скворечники?
- Оцените свою работу в группе, ваше участие в построении предложений.
VII. Оценивание
- Оценки за работу вы получите после того как я посмотрю оценочные листы. Как вы оцените работу своих одноклассников?
VIII. Д.з.
От Весны вы получаете черно-белую фотографию. Её вы приклеите в тетради по чтению, раскрасите и напишите несколько связанных между собой предложений по данной фотографии.
IX.Подведение итогов. Рефлексия.
- Над чем работали на уроке? Чему учились на уроке?
Выберите для себя высказывание. Для первого высказывания - берёте раскрытый цветок. Кто выбрал второе высказывание - наполовину раскрытый. Кто третье - цветок в бутоне.
Я ВСЁ ПОНЯЛ И МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ТОВАРИЩУ
Я ВСЁ ПОНЯЛ, НО ОБЪЯСНИТЬ НЕ СМОГУ
Я ЕЩЁ НЕ ВСЁ ПОНЯЛ, НО БУДУ СТАРАТЬСЯ ПОНЯТЬ
Приложение 1.
(В двух экземплярах, т.к. в каждой группе две пары)
1группа: весна над полями
светит долгожданная
над лесами
теплее
2группа: звенят с полей
ручейки последний
сходят по оврагам
снег весёлые
3группа: талая поля
затопит на деревьях
надуваются почки
смолистые вода
луга
4группа: первые гнёзда подснежники
поправляют цветы старые
свои
5группа: скворцы солнцу нас
будут радовать песнями
радуются первые
теплу
Приложение 2
1группа: Пришла весна. Светит солнце.
2группа: Звенят ручейки. Сходит снег.
3группа: Вот-вот вода затопит. Надуваются почки.
4группа: Появляются цветы. Грачи поправляют.
5группа: Прилетели скворцы. Они будут радовать. Все радуются.
Примерный текст:
1)Пришла долгожданная весна. Над полями и лесами ярче и теплее светит солнце. 2)Звенят по оврагам ручейки. Сходит с полей последний снег. 3)Вот-вот талая вода затопит луга и поля. Надуваются на деревьях смолистые почки. 4) Появляются первые цветы подснежники. Грачи поправляют свои старые гнёзда. 5)Прилетели первые скворцы. Они будут радовать нас своими песнями. Все радуются солнцу и теплу.
Индивидуальная оценочная карточка ________________________________
1задание | 2задание | 3задание | Общая |
всё пони-маю (5) | сомне-ваюсь (4) | труд-но (3) | всё пони-маю (5) | сомне-ваюсь (4) | труд-но (3) | всё пони-маю (5) | сомне-ваюсь (4) | труд-но (3) | |
| | | | | | | | | |