СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Повторение и обобщение по теме «Лексика»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Повторение и обобщение по теме «Лексика»»


Урок в 10 классе

Тема: Повторение и обобщение по теме «Лексика»


Цель:

Обобщение и повторение раздела «Лексика», закрепление навыков правописания.


Задачи:

  • Повторить основные термины и понятия лексики;

  • Совершенствовать навыки связной речи учащихся, развивать языковое чутье;

  • Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон.


Планируемый результат: овладение навыками анализа и редактирования предложений,

успешное выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал.

(Саади)


- Какова основная мысль высказывания? (учащиеся отвечают)

Сегодня на уроке мы завершаем работу над разделом «Лексика», а значит, вновь работаем со словом - основной единицей языка. Для нас слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы подчас не задумываемся над тем, каким бесценным даром владеем. Л.Толстой писал: «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Цель нашего урока: систематизировать изученный материал и успешно выполнить все предложенные задания.

Вы сможете выполнять работу на бланках, в них вы будете отмечать правильные ответы и проводить самопроверку и взаимопроверку.

  1. Лексическая разминка (обобщение знаний по теме «Лексика»).


Продолжите определения

  

1. Раздел языкознания, где изучается лексика (лексикология)

2. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение (фразеологизмы)

3. Слова, имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные)

4.Слова, вышедшие из употребления (историзмы)

5. Слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию (синонимы)

6. Слова, вошедшие в русский язык из других языков (заимствованные слова)

7. Слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами (архаизмы)

8. Слова, противоположные по лексическому значению (антонимы)

9.Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы)

10. Что такое лексические нормы? (правила употребления слов в соответствии с их значением)


  1. Работа в группах.


Задание 1. Объясните значение следующих слов.


Пребывать – прибывать ( пребывать - находиться где-либо; прибывать куда-либо);


преклонить – приклонить (преклонить колени в знак уважения ; приклонить – пригнуть);


преходящий – приходящий (преходящий – временный; приходящий куда-либо);


приемник – преемник (приемник – аппарат для приема сигналов; преемник – продолжатель).


Задание 2. Найдите соответствия         

                                         

А. синонимы


Б. антонимы


В. Омонимы


Г. слова разговорного стиля


Д. слова высокого стиля


Е. архаизмы


Ж. профессионализмы


З.Индивидуально-авторские образования (окказионализмы)


И. фразеологизмы

  1. лодырничать

  2. страж

  3. сподвижник

  4. выработка

  5. девичья коса – наточить косу

  6. звезда первой величины

  7. газетная трескотня

  8. быстрый – стремительный

  9. недотекст (ср.подтекст, надтекст)

  10. подниматься – падать

  11. колосники

  12. затыкать дыры

  13. гламурнятина (от слова гламурный)

  14. коснуться – дотронуться

  15. рано – поздно

  16. незабвенный


Ключ: А-8, 14; Б-10, 15; В-5, 18; Г-1, 7; Д-3. 16; Е-12, 17; Ж-4, 11; З-9, 13; И-6, 12.


Задание 3. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова или обороты


1. Рукой подать (близко) 2. За тридевять земель (далеко) 3. От корки до корки (до конца) 4. Как рыба в воде (хорошо) 5. Бить баклуши (бездельничать) 6. С горем пополам (плохо) 7. Два сапога пара (одинаковые) 8. Опустить руки (ничего не делать) 9. Остаться с носом (ни с чем) 10. До корней волос (сильно) 11. Задирать нос (задаваться) 12. Сесть в калошу (попасть в неловкое положение) 13. На каждом шагу (часто) 14. Засучив рукава (хорошо).


  1. Лексические (речевые) ошибки – нормы.

Правильной следует считать речь, в которой соблюдаются нормы литературного языка. Сегодня мы будем говорить с вами о лексической норме.


Лексическая норма – определяет правила употребления слов в соответствии с их значением. Выбирая слова, следует обращать внимания на их значение, стилистическую окраску, употребительность и сочетаемость с другими словами. При не соблюдении этого условия могут появиться речевые ошибки. Лексические (речевые) ошибки встречаются в речи учащихся в два раза больше, чем грамматические и составляют 69 % всех ошибок.

Все речевые ошибки можно разделить на две разновидности: ошибки в словоупотреблении и ошибки в строении текста.

Вашим домашним заданием было – подготовить сообщения о типах лексических ошибок (учащиеся рассказывают о разновидностях лексических ошибок)

1 группа - ошибки в словоупотреблении (семантические) – нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология.

2 группа – ошибки в словоупотреблении (стилистические) – употребление слов иной стилевой окраски, неоправданное употребление просторечных и диалектных слов, употребление штампов.

3 группа – речевые ошибки в построении текста.


А сейчас послушайте стихотворения.

Вопрос: О каких ошибках идёт речь в поэтических текстах?

Чтение стихотворений: Н. Матвеевой «Одеть и надеть», Ю.Благова «Меткость выражений»

(В стих. «Одеть и надеть» - смешение паронимов. Одеть деда, надеть на деда; в стих. «Тонкость выражений»- речевые ошибки, связанные с неправильным употр. слов: обратно, последний, встаёте).


  1. Следующим этапом урока предлагается найти лексические ошибки в предложенных примерах.

(дается 5 минут для выполнения задания. Учащиеся комментируют ошибки)


1 группа.


Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.


Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. На конференции присутствовало более ста человек делегатов. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены. Лодки приближались всё ближе. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих. Следует различать различные подходы к данной проблеме. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

2 группа.


Отметьте предложения со смешением паронимов.


  1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

  2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

  3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

  4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

  5. Этот список можно продолжить.

  6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

  7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

  8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.

  9. Аппендицит ему вырезали еще в прошлом году.

  10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.


Ключ: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10


3 группа.


Устранить ошибки в тексте.

«В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан и барсенка, он отправился к ущелью. Он привязал барсенка к камню, а рядом поставил капкан. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он лежал на спине, а рядом с ним лежала перекушенная веревка».

(Кто?)


  1. Отработка навыков решения заданий в текстах ЕГЭ

(учащиеся выполняют тесты и сдают учителю, результаты объявляются на следующем уроке)

Отметьте нарушения лексических норм.


  1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

  2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

  3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

  4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

  5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

  6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

  7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.

  8. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

  9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

Ключ: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.



  1. Рефлексия. «Двух слов связать не может», - так характеризуют человека, испытывающего затруднения в речи. «За словом в карман не полезет», - говорят о человеке, свободно владеющем языком. Но ни тот, ни другой не застрахованы от лексических ошибок, связанных со словоупотреблением. Эти ошибки нужно знать, чтобы их избегать и не допускать в речи.


Как вы думаете, достигли ли мы цели урока? (учащиеся отвечают).

Что повторили?

Чему научились?

Учащиеся дают самооценку


Каждый учащийся получает оценку за работу на индивидуальных листах и за работу в группе.


IX. Домашнее задание. Подготовиться к проверочной работе по теме «Лексика».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!