СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку. Повторение и обобщение по теме союз.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку. Повторение и обобщение по теме союз.»

 Тема урока:  « Повторение и обобщение  по теме «Союз»

Тема урока: « Повторение и обобщение по теме «Союз»

« …Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».  М.В.Ломоносов

« …Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

М.В.Ломоносов

1. Союз- ___ часть речи, ___ 2. Союзы, состоящие из одного слова- __, а состоящие из двух и более слов, - ____. 3. Однородные члены предложения и  равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного связывают ____________ союзы.

1. Союз- ___ часть речи, ___

2. Союзы, состоящие из одного слова- __,

а состоящие из двух и более слов, - ____.

3. Однородные члены предложения и

равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного

связывают ____________ союзы.

4. Простые предложения в сложном предложении, когда одно подчинено другому, то есть от одного предложения к другому  можно поставить вопрос, связывают ___ союзы.

4. Простые предложения в сложном

предложении, когда одно подчинено другому,

то есть от одного предложения к другому

можно поставить вопрос, связывают ___

союзы.

союз По составу Разряды по значению простые подчинитель-ные сочинитель-ные составные одиночные По употреблению повторяющиеся двойные ( парные)

союз

По составу

Разряды по значению

простые

подчинитель-ные

сочинитель-ные

составные

одиночные

По употреблению

повторяющиеся

двойные

( парные)

Установите соответствие : 1) Да = и                                            2)  либо                                                    3)  зато 4) тоже 5) Да (= но) 6)  как … так и 7)   не то - не то 8) а именно 9) также 10) Не только … но и Соединительные Противительные Разделительные Пояснительные Присоединительные Градационные А - 1, 6 D - 8 В – 3, 5 Е – 4, 9 С – 2, 7 F - 10

Установите соответствие :

1) Да = и                                           

2)  либо                                                    3)  зато

4) тоже

5) Да (= но)

6)  как … так и

7)   не то - не то

8) а именно

9) также

10) Не только … но и

  • Соединительные
  • Противительные
  • Разделительные
  • Пояснительные
  • Присоединительные
  • Градационные

А - 1, 6

D - 8

В – 3, 5

Е – 4, 9

С – 2, 7

F - 10

Определите значение подчинительных союзов 1.Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза. причина 2.Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада. цель сравнение 3.Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов. 4. В этот момент мне показалось, что земля и небо живые. изъяснительное

Определите значение подчинительных союзов

1.Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.

причина

2.Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.

цель

сравнение

3.Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.

4. В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.

изъяснительное

Роль союзов 1 . Небо затуманилось и по листьям зашуршал тихий дождь. 2. Березы сбросили свою листву и понемногу засыпают. 3 . Но я совершенно отчетливо помню и крыш и кирпич и дым из трубы. 4. Когда начало смеркаться он пошел домой.

Роль союзов

1 . Небо затуманилось и по листьям зашуршал тихий дождь.

2. Березы сбросили свою листву и понемногу засыпают.

3 . Но я совершенно отчетливо помню и крыш и кирпич и дым из трубы.

4. Когда начало смеркаться он пошел домой.

Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко. Наука любит трудолюбивых, потому что труд – это талант. Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.  1 вариант: 1 – и, но; 3 – зато    2 вариант : 2 – потому что; 4 – если
  • Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.
  • Наука любит трудолюбивых, потому что труд – это талант.
  • Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки.
  • Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

1 вариант: 1 – и, но; 3 – зато

2 вариант : 2 – потому что; 4 – если

1 вариант – словосочетания с составными союзами 2 вариант – с простыми союзами Составные союзы Простые союзы освещать, потому что темно; как будто что-то стукнуло; загорелись, как будто вспыхнули так как вода прибывала натереть, чтобы блестел; дорого, зато надежно; верное и чуткое сердце; если закроет небо; или движущиеся огни

1 вариант – словосочетания с составными союзами

2 вариант – с простыми союзами

Составные союзы

Простые союзы

  • освещать, потому что темно;
  • как будто что-то стукнуло;
  • загорелись, как будто вспыхнули
  • так как вода прибывала

натереть, чтобы блестел;

дорого, зато надежно;

верное и чуткое сердце;

если закроет небо;

или движущиеся огни

В каких примерах выделенные слова пишутся раздельно ?     1.Он готов сделать всё, что (бы) ему ни предложили.  2. Лесник изредка останавливался, что (бы) я мог догнать его.  3. Собаки дремали, лошади то (же) лежали.  4. Народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался.

В каких примерах выделенные слова пишутся раздельно ?   1.Он готов сделать всё, что (бы) ему ни предложили. 2. Лесник изредка останавливался, что (бы) я мог догнать его. 3. Собаки дремали, лошади то (же) лежали. 4. Народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался.

Укажите предложение, где союз пишется слитно  а) По(этому) вопросу обратитесь в справочное бюро  б) К берегу лыжники отправились дальним путем, через лес, (за)то получили огромное удовольствие в) Что(б) было б в нем без нас?  г) Здесь все то(же) самое

Укажите предложение, где союз пишется слитно

а) По(этому) вопросу обратитесь в справочное бюро

б) К берегу лыжники отправились дальним путем, через лес, (за)то получили огромное удовольствие

в) Что(б) было б в нем без нас?

г) Здесь все то(же) самое

Из двух простых предложений составьте сложные предложения с помощью сочинительных или подчинительных союзов, определите их вид . Светофоры установили повсюду. Машинам не придётся простаивать у перекрёстков
  • Из двух простых предложений составьте сложные предложения с помощью сочинительных или подчинительных союзов, определите их вид .

Светофоры установили повсюду.

Машинам не придётся простаивать у перекрёстков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс