Всероссийский конкурс «Словарный урок»
«Лучший словарный урок для самых маленьких» (словарный урок для обучающихся 1-2 классов)
Урок по русскому языку «Путешествие в страну Словарных слов»
Автор: Межнякова Валентина Ивановна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» имени
полного кавалера ордена Славы Н.В. Овчинникова,
учитель начальных классов
с. Саблинское, 2023 год
1.Пояснительная записка
2.1.Тема урока: Путешествие в страну Словарных слов
Актуальность темы
Обучающиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Таким образом, педагогам необходимо менять систему работы со словарными словами. Для прочного запоминания, работа со словарными словами должна быть осмысленной, вызывать интерес, а сам процесс должен быть познавательным и творческим. Поэтому на ряду с традиционными методами и приёмами работы необходимо искать и использовать нестандартные, которые будут направлены на развитие памяти, активизацию мыслительной деятельности обучающихся и повышать эффективность усвоения материала.
2.2.Целевая аудитория урока: 2 класс, возраст обучающихся - 8 лет.
2.3.Роль и место урока в системе работы педагога: урок объяснения нового материала. УМК «Школа России»
2.4.Цели и задачи урока: закрепить знания о правильном написании словарных слов; формировать умения находить словарные слова и работать с ними; развивать навыки групповой работы, само- и взаимоконтроля и оценивания, учить навыку грамотного письма словарных слов; отрабатывать умение определять правильность произношения и написания словарных слов.
2.5. Планируемые результаты
Познавательные: 1) быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; 2) применение логических действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза; 3) умение осуществлять поиск необходимой информации из учебника, словаря, рассказа учителя.
Регулятивные:
1) умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
2) умение осуществлять контроль в процессе своей деятельности.
Коммуникативные:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Личностные:
1) мотивация к обучению и познанию;
2) способность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
2.6.Форма проведения: урок открытия новых знаний; комбинированный, урок-путешествие.
2.7.Используемые педагогические технологии методы, приёмы
Технология проблемного обучения, информационно – коммуникационная технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология развития самостоятельности учащихся.
Слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой.
2.8.Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока
1. Академкнига Учебник (shop-akbooks.ru)
2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель», 2009.
3. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school- collection.edu.ru/).
4. Канакина В.П., Горецкий В. Г. – 8 – е издание – М: Просвещение , 2022 год
5. Толковый словарь В. Даля ON-LINE http://vidahl.agava.ru/
3. Основная часть
Ход урока
I. Организация внимания учащихся
Прозвенел звонок весёлый,
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Здравствуйте ребята!
Меня зовут Валентина Ивановна, и сегодня у нас необычный урок русского языка, а урок – путешествие. Отгадав загадку, вы узнаете, на чём мы отправимся в далёкое странствие.
Волны носом разрезаю,
Все дороги в море знаю,
Из одной страны в другую
Без колес людей везу я.
(на доске - картинка «Корабль»)
Психологический настрой.
И я с удовольствием приглашаю вас на борт нашего комфортабельного лайнера, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Словарных слов.
- Давайте пожелаем, друг другу успеха в нашей сегодняшней кампании (учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят):
- желаю (большой палец)
- успеха (указательный палец)
-большого (средний палец)
- во всем (безымянный палец)
- и везде (мизинец).
- Теперь мы не ученики, а самые настоящие путешественники. Я надеюсь, что наше путешествие будет нелегким и где-то даже слегка опасным, но интересным и поучительным. Поэтому нам пригодятся ваши знания, трудолюбие и готовность прийти друг другу на помощь.
- Обратите внимание у вас на партах лежат оценочные листы, где вы будете ставить оценку за выполненные вами задания. Если всё выполнено правильно ставите «+», если есть ошибки - «-«, или затрудняетесь, то «!». Мы начинаем наше путешествие.
- Откройте бортовые журналы – тетради и запишите: дата, классная работа. И отправляемся в путь.
Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы.
- Внимание на экран, перед вами карта островов, которые входят в страну Словарных слов.
- Ой, посмотрите, нам на корабль доставили конверт. В нём написано, что остров «Сказочный», куда мы направляемся захвачен. Вам, ребята, предстоит расшифровать, кем он захвачен.
1). Работа в парах
- Перед вами на партах лежат отдельные слоги, их нужно поставить так, чтобы получилось слово, и мы узнаем захватчиков.
-ТЫРАПИ
- Молодцы, вы быстро расшифровали слово.
- Это пираты.
- Они думают, что мы на своём корабле везём сокровища и должны их отдать им, а если их нет, то мы должны дать, то ценное, что у нас есть?
- Ребята, что у нас в школе самое ценное?
- Рассуждение детей
- Действительно, знания – это самое ценное богатство и мы готовы ими с ними поделиться.
Графический диктант
Предлагаю вам индивидуально выполнить графический диктант «Верно – не верно» и заплатить выкуп за остров «Сказочный».
- У вас на столах лежат листочки с номерами загадок. (Приложение № 1)
Я читаю загадку, а вы, если верно отгадана загадка, ставите напротив номера неё «+», если неверно – «-».
Ответы:1 +,2.+,3 -, 4+, 5+,6 – 7+.
- Внимание на экран, обменяйтесь работами и проверьте задание по эталону.
- Прочитайте, какие отгадки вы записали?
- Медведь, лисица, заяц, петух, собака. Поставьте ударение и безударную гласную подчеркните.
- Ребята, а почему они живут именно на этом сказочном острове.
Ответы учащихся.
-Правильно. Это герои сказок.
- Возьмите лист оценивания вашего соседа и оцените. Если работа выполнена, верно, поставьте «+», если есть ошибки « - «, но, а если было трудно!
- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Выкуп оплачен. Продолжаем наш путь.
Ш. Постановка учебной задачи. Целеполагание.
- Прочитайте слова-отгадки, которые получились при выполнении графического диктанта.
Медведь, лисица, заяц, петух, собака
- Ребята, а эти слова можно проверить
- Нет?
- Да, есть в русском языке такие слова, которые нельзя проверить.
Правописание этих слов нужно запомнить.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке?
- О словарных словах.
Да, тема нашего урока «Словарные слова»,
- Определите задачи урока?
- учить навыку грамотного письма словарных слов;
- отрабатывать умение определять правильность произношения и написания словарных слов. И снова в путь.
IV.Открытие новых знаний
- Ребята, обратите внимание на название следующего острова, к которому мы подплываем.
- Остров «Словарный».
- Предположите, какие жители обитают на этом острове.
- Слова, которые нужно запомнить.
1). Работа с учебником. Знакомство со словарями.
- Внимание на экран, выставка словарей.
- Вот и на этом острове расположены разные города: орфоэпический словарь, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, толковый словарь, словарь антонимов, словарь синонимов и другие. 9 ( Приложение 2)
- Вы их видите на экране?
- Вы уже знаете, что в русском языке в конце учебника начиная с 1 класса, тоже есть небольшие словари, откройте учебники на с. 136.
Где, записаны слова, которые нужно запомнить.
- В орфографическом словаре.
- Как называется орфограмма в словах, которые нужно запомнить?
- Слова с непроверяемыми безударными гласными.
Да, слова с непроверяемыми безударными гласными нужно знать наизусть, как таблицу умножения, но таблица занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много. К 5 классу вы должны знать около 200 слов, а к 11 уже 500 слов.
- Обратите внимание, впереди нам оставили бутылку с посланием. Как вы думаете, когда и зачем её оставляют?
- Когда хотят предупредить об опасности или сообщить, о чём то важном.
- Сейчас посмотрим, что в послании?
/Чтобы попасть в этот город под названием Орфографический, нам нужно выполнить задание./
а) Работа в группах
Вы, сейчас в своих бортовых журналах составите из предложений, в которых находятся словарные слова мини - рассказ и в словарных словах поставите ударение. Чтобы работа была интересной и плодотворной, вы будете работать в группах.
- Ребята, заканчивайте работу и внимательно послушаем представителей групп.
- Мини – рассказ первой группы.
Жили-были дед и баба. Они сажали в огороде овощи и ягоды: горох, капусту, картофель, морковь, огурцы, помидоры, арбузы, землянику, малину. Они поливали огород каждый день. И через две недели выросли все овощи и ягоды очень большие, просто огромные!
- Назовите словарные слова и укажите ударение.
- Мини – рассказ второй группы.
Как красива наша деревня. В лесу растут трепетные осины, стройные берёзы и могучие дубы. В нашем лесу есть и ягоды – малина и земляника. А в деревнях на огородах выращивают овощи: картофель, капусту, огурцы, помидоры, горох, морковь.
- Назовите словарные слова и укажите ударение.
- Мини – рассказ третьей группы.
Жили-были дед и баба. Они сажали в огороде овощи и ягоды: горох, капусту, картофель, морковь, огурцы, помидоры, арбузы, землянику, малину. Они поливали огород каждый день. И через две недели выросли все овощи и ягоды очень большие, просто огромные!
- Назовите словарные слова и укажите ударение.
Вывод: есть в русском языке словарные слова, которые нельзя проверить. Правописание словарных слов нужно запомнить.
Оцените свою работу. Если вы были активны, проявляли инициативу и успешно справились с заданием, в листе самооценивания поставьте +. Если вы допускали ошибки, то -, но, а если было трудно, то!
Ну, а теперь давайте отдохнём и снова в путь к следующему острову «Словарный лабиринт»
V. Физкультминутка
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить-нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).
VI. Закрепление
- Ребята, мы так быстро и весело добрались до острова «Словарный лабиринт». Но, по прекрасным лабиринтам, мы можем пробежаться только после того, как выполним задание.
а) Работа в парах
- Перед вами лежат ребусы. Для того, чтобы попасть в этот удивительный город (Словарный лабиринт), необходимо знать особый язык, уметь «читать» ребусы, т.е. их разгадывать. При умении самостоятельно разгадывать ребусы развивается логическое мышление и творчество. Выполните задание в парах и отгаданные слова запишите в свои бортовые журналы и поставьте ударение. ( Приложение 3 )
- Что это за слова?
- Словарные слова.
- На какие группы вы можете разделить эти слова?
- Птицы и звери.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием и, поработав с ребусами, вы увидели, как пишутся словарные слова.
Вывод.
-Как называется орфограмма в написании словарных слов?
- Непроверяемая безударная гласная.
- Как проверить непроверяемую безударную гласную?
- Нужно запомнить.
Оцените свою работу. Если вы были активны, проявляли инициативу и успешно справились с заданием, в листе самооценивания поставьте +. Если вы допускали ошибки, то «-«, но, а если было трудно, то «!» И снова в путь.
б). Игра «Допиши словечко»
Мы и не заметили, как наш корабль пристал к красивому острову. Достанем карту и внимательно посмотрим, что это за остров?
Это остров «Творческий», но чтобы сойти с корабля, нам нужно выполнить творческое задание «Допиши словечко». Работая самостоятельно в бортовых журналах, выполните это задание.
Ворона каркает, а воробей… (чирикает).
Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).
У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.п
Медведь осенью засыпает, а весной…
в). Проверка самостоятельной работы
- Какие слова спрятались в этих пословицах?
- Словарные слова
- Назовите их и поставьте ударение.
- Ребята, а что такое пословица?
- Это жанр устного народного творчества.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Оцените свою работу. Если вы были активны, проявляли инициативу и успешно справились с заданием, в листе самооценивания поставьте +. Если вы допускали ошибки, то «-«, но, а если было трудно, то «!»
Ребята, наше путешествие подходит к концу и мы отправляемся в свою родную школу.(Под музыку «Шум моря»).
Наш урок подходит к концу. Предлагаю вам, вернуться к теме урока, которая поможет нам обобщить знания, полученные на уроке.
VI. Итог урока
Назовите тему урока.
Какие задачи ставили?
Достигли ли эти задачи цели, успеха?
- Над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
- Над непроверяемой безударной гласной в словах
- Посмотрите на свои оценочные листы. У кого больше +, значит, вы работали на5, а у кого больше -, то вам нужно ещё больше стараться выполнять задания, чтобы получить желаемую оценку.
- Продолжите фразу:
VII. Рефлексия | Выбор |
На уроке я работал | активно, пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен, недоволен |
Урок показался мне | Коротким, длинным |
Моё настроение | стало лучше, стало хуже |
Материал урока для меня был | понятен, непонятен |
интересен, скучен |
полезен, бесполезен |
IX. Д/з.
У вас на партах лежат конверты с домашним заданием, выберите словарные слова, которые вам понравились, и подготовьте объяснение, используя толковые словари на следующий урок.
4. Заключение (выводы, позволяющие оценить успешность и результативность представленной работы; рекомендации по применению в практике других педагогов).
Занятие прошло интересно. В ходе проведения урока полностью были реализованы цели и задачи, поставленные совместно с детьми на урок. Интерес к выполняемой работе, активность учеников, интерес положительных эмоций, об этом свидетельствует высокий уровень усвоения материала. Детям очень понравилась игра «Допиши словечко», а также они с большим интересом работали в группах над мини – рассказом. Мои дети с энтузиазмом разгадывали загадки, кроссворды и любят нестандартные формы урока.
Системная словарная работа на уроках русского языка повышает орфографическую грамотность учащихся и чем богаче словарь человека, тем доходчивее, содержательнее, грамотнее и красивее его речь.
Данную работу я рекомендую учителям начальных классов на уроках русского языка, во внеурочное время и в группе продлённого дня.
5. Используемая литература:
1. М.Р. Львов. Словарь антонимов русского языка под редакцией Л.А. Новикова. М.: «Русский язык», 1984-384 с.
2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и фразеологизмов. М.: «Мир и Образование», 2020 г.
3.Словарь синонимов русского языка в двух томах под редакцией А.П. Евгеньевой. М.: Астрель АСТ; 2003 г.
4.Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. – М.: АСТ, 2014 – 639
5.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь М.: Просвещение/Дрофа, 2020 г.
6.Ю.А. Ларионова. Фразеологический словарь современного русского языка - М.: «Аделант», 2014 г. -512 с.
11