Урок по русскому языку в 10 классе
Тема: «Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»
Цели:
– дать четкое представление о частицах как особой части речи, выполняющие различные функции в предложение;
– закрепить знания учащихся о разрядах частиц;
– показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте;
– закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ;
– развитие устной и письменной речи учащихся;
– воспитание активности на уроке, внимания и любви к близким и родным, чувства ответственности перед обществом, перед государством.
Тип урока: применение ЗУН.
Методы: словесные, практические, частично – поисковые, наглядные.
Вид урока: урок – практикум.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация знаний
Раздаются карточки слабым учащимся
Ответы на вопросы:
- Назовите служебные части речи (союзы, предлоги, частицы)
- На какие группы делятся предлоги по происхождению (первообразные и производные) §56, стр. 279
- Какие выражают значения предлоги в сочетании с падежной формой?
пространственные: в, с, за, на, по, под, над, возле, вокруг, мимо, около…
временные: с, до, к, на, после, прежде, во время…
объектные: о, про, по, насчет…
целевые: к, с, за, для…
причинные: из-за, по, из, вследствие, благодаря…
сравнительные: с, наподобие…
лишения, удаления: кроме, за исключением , в отличие от … § 57, стр. 283
- Что такое союзы? (служебные слова, выражающие синтаксические отношения между отдельными членами предложения, между частями сложного предложения и между отдельными предложениями)
- На какие группы делятся союзы по характеру выражаемых отношений (сочинительные и подчинительные)
- Какая роль у сочинительных союзов? (они связывают однородные предложения и части сложно-сочинительного предложения)
- Назовите разряды подчинительных союзов:
временные: пока, едва, когда, покуда…
условные: если, ежели, раз…
изъяснительные: что, чтобы
следствия: так что
уступительные: хотя, несмотря на то, что, пусть …
причинные: потому что, так как, ибо, благодаря тому что
целевые: чтобы, для того чтобы, дабы
сравнительные: как, будто, словно, точно
III. Новый материал.
Запись темы;
А что такое частицы? §60. (служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные (от слова «модальность» - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания), эмоционально-экспрессивные оттенки значения словам, словосочетаниям и предложениям, а также употребляются для образования новых слов или иных форм самостоятельных слов)
Работа (с.294)
Разряды частиц по значению 


I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений
указательные: вот, вон, оно, это
уточняющие: ровно, точно, именно, как раз
выделительно-ограничительные: только, лишь, единственно, исключительно
усилительные: даже, же, уж, ведь, просто
II. Частицы, выражающие модальные значения:
утвердительные: точно, да, как же
отрицательные: не, ни, вовсе не
вопросительные: разве, неужели, ли
сравнительные: как, будто, как будто
указывающие на чужую речь: мол, якобы, дескать
III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные значения, усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: ишь, что за, куда там, то-то
выполнение упражнения 317 на стр. 295
Задание: найти словообразующие и формообразующие частицы.
- Какие формы образуют формообразующие частицы?
№1. формообразующая частица «бы» образует условные наклонение глагола.
№2. «что-то» - словообразующая частица – «то» служит для образования неопределенного местоимения.
№3. «кое-кто» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.
№4. «кое-где» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.
№5. «пускай» - формообразующая частица служит для образования формы повелительного наклонения.
Работа (по учебнику на стр. 295, показанной на интерактивной доске «Правописание НЕ и НИ»)
- Когда же пишется частица «НЕ» слитно? Приведите примеры.
1) если слово без «не» не употребляется: недоросль, негодовать, ненавидеть, невдомёк, неряха, нелепо, невыносимый, невзлюбить;
2) если можно пообобрать синоним без «не» («не» - приставка): недруг – враг, несерьезный – легкомысленный, немедленно – тотчас, невесел – грустен;
3) с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов:
некто, нечто, некоторый, некому, некогда;
4) с полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача, некрашеные полы;
5) с глаголами, имеющими приставку недо: - недоедать, недовыполнить (значение «ниже» нормы);
6) с наречиями негде, некуда, нехотя.
- А когда частица «не» пишется раздельно?
1) с существительными, прилагательными и наречиями на –о, если противопоставление, или подразумевается;
2) с глаголами, краткими причастиями и деепричастиями: не читал, не думая, не подумав, вопрос не изучен;
3) с отрицательными местоимениями с предлогом, с другими разрядами местоимений: не с кем, не с чем, не от кого, не у кого;
4) с полными причастиями при наличии пояснительных слов: еще не вспаханное поле;
5)с краткими прилагательными и наречиями в роли сказуемого: не рад, не готов, не слышно, не видно;
6) в сочетаниях «далеко не», вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не легкое решение, отнюдь не весело.
6. Закреплению изученного - Готовимся к ЕГЭ, стр. 307-308
7) Выполнение упражнения 325-326 на стр. 303
- А выполнить упражнение вам поможет «Алгоритм различения частиц НЕ и НИ» на стр. 295, внесенный на интерактивную доску.
- А для этого устно разберем предложение №7. Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья ее (Людмилы) души не веселят. № 12. Ни лесу, ни реки близко не было; ни глубокие овраги, заросшие кустарником, точно длинные, зеленые змеи, прорезали там и сям ровную степь. №13. Этот уголок (сада) вырезался как-то удобно, что никому и ни на что не был нужен, поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями.
8) Самостоятельная работа – упр. 328, стр. 304
9) Индивидуальная работа по карточкам с разно уровневыми заданиями и текстам по изученной теме.
IV. Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Какая таблица помогает в правописании частиц НЕ и НИ (Алгоритм различения частиц НЕ и НИ.
V. итог урока
Комментирование оценок
Опережающее задание
составить таблицу по § 64 «Междометия и звукоподражательные слова» на стр. 309 для интерактивной доски
подготовить с соответствующей интонацией устно упр. 332, 333 на стр. 311
Д/з §64, упр. 334.