СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 10 классе Тема: «Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок по русскому языку в 10  классе

Тема: «Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 10 классе Тема: «Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»»

   Урок по русскому языку в 10  классе

Тема: «Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление»

Цели:

  1. – дать четкое представление о частицах как особой части речи, выполняющие различные функции в предложение;

  2. – закрепить знания учащихся о разрядах частиц;

  3. – показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте;

  4. – закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ;

  5. – развитие устной и письменной речи учащихся;

  6. – воспитание активности на уроке, внимания и любви к близким и родным, чувства ответственности перед обществом, перед государством.

Тип урока: применение ЗУН.

Методы: словесные, практические, частично – поисковые, наглядные.

Вид урока: урок – практикум.

Ход урока

I. Организация класса

II. Актуализация знаний

  1. Раздаются карточки слабым учащимся

  2. Ответы на вопросы:

- Назовите служебные части речи (союзы, предлоги, частицы)

- На какие группы делятся предлоги по происхождению (первообразные и производные) §56, стр. 279

- Какие выражают значения предлоги в сочетании с падежной формой?

  1. пространственные: в, с, за, на, по, под, над,  возле, вокруг, мимо, около…

  2. временные: с, до, к, на, после, прежде, во время…

  3. объектные: о, про, по, насчет…

  4. целевые: к, с, за, для…

  5. причинные: из-за, по, из, вследствие, благодаря…

  6. сравнительные: с, наподобие…

  7. лишения, удаления: кроме, за исключением , в отличие от …                     § 57, стр. 283

- Что такое союзы? (служебные слова, выражающие синтаксические отношения между отдельными членами предложения, между частями сложного предложения и между отдельными предложениями)

- На какие группы делятся союзы по характеру выражаемых отношений (сочинительные и подчинительные)

- Какая роль у сочинительных союзов? (они связывают однородные предложения и части сложно-сочинительного предложения)

- Назовите разряды подчинительных союзов:

  1. временные: пока, едва, когда, покуда…

  2. условные: если, ежели, раз…

  3. изъяснительные: что, чтобы

  4. следствия: так что

  5. уступительные: хотя, несмотря на то, что, пусть …

  6. причинные: потому что, так как, ибо, благодаря тому что

  7. целевые: чтобы, для того чтобы, дабы

  8. сравнительные: как, будто, словно, точно

III. Новый материал.

  1. Запись темы;

  2. А что такое частицы? §60. (служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные (от слова «модальность» - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания), эмоционально-экспрессивные оттенки значения словам, словосочетаниям и предложениям, а также употребляются для образования новых слов или иных форм самостоятельных слов)

  3. Работа (с.294)

Разряды частиц по значению 

                        I. Частицы, выражающие смысловые оттенки значений

  1. указательные: вот, вон, оно, это

  2. уточняющие: ровно, точно, именно, как раз

  3. выделительно-ограничительные: только, лишь, единственно, исключительно

  4. усилительные: даже, же, уж, ведь, просто

II. Частицы, выражающие модальные значения:

  1. утвердительные: точно, да, как же

  2. отрицательные: не, ни, вовсе не

  3. вопросительные: разве, неужели, ли

  4. сравнительные: как, будто, как будто

  5. указывающие на чужую речь: мол, якобы, дескать

III. Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные значения, усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: ишь, что за, куда там, то-то

  1.  выполнение упражнения 317 на стр. 295

Задание: найти словообразующие и формообразующие частицы.

- Какие формы образуют формообразующие частицы?

№1. формообразующая частица «бы» образует условные наклонение глагола.

№2. «что-то» - словообразующая частица – «то» служит для образования неопределенного местоимения.

№3. «кое-кто» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№4. «кое-где» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№5. «пускай» - формообразующая частица служит для образования формы повелительного наклонения.

  1. Работа  (по учебнику на стр. 295, показанной на интерактивной доске «Правописание НЕ и НИ»)

- Когда же пишется частица «НЕ» слитно? Приведите примеры.

1) если слово без «не» не употребляется: недоросль, негодовать, ненавидеть, невдомёк, неряха, нелепо, невыносимый, невзлюбить;

2) если можно пообобрать синоним без «не» («не» - приставка):             недруг – враг, несерьезный – легкомысленный, немедленно – тотчас, невесел – грустен;

3) с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов:                      

некто, нечто, некоторый, некому, некогда;

4) с полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача, некрашеные полы;

5) с глаголами, имеющими приставку недо: - недоедать, недовыполнить (значение «ниже» нормы);

6) с наречиями негде, некуда, нехотя.

- А когда частица «не» пишется раздельно?

1) с существительными, прилагательными и наречиями на –о, если противопоставление, или подразумевается;

2) с глаголами, краткими причастиями и деепричастиями: не читал, не думая, не подумав, вопрос не изучен;

3) с отрицательными местоимениями с предлогом, с другими разрядами местоимений: не с кем, не с чем, не от кого, не у кого;

4) с полными причастиями при наличии пояснительных слов: еще не вспаханное поле;

5)с краткими прилагательными и наречиями в роли сказуемого: не рад, не готов, не слышно, не видно;

6) в сочетаниях «далеко не», вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не легкое решение, отнюдь не весело.

    6. Закреплению изученного  - Готовимся к ЕГЭ, стр. 307-308

7) Выполнение упражнения 325-326 на стр. 303

- А выполнить упражнение вам поможет «Алгоритм различения частиц НЕ и НИ» на стр. 295, внесенный на интерактивную доску.

- А для этого устно разберем предложение №7. Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья ее (Людмилы) души не веселят. № 12. Ни лесу, ни реки близко не было; ни глубокие овраги, заросшие кустарником, точно длинные, зеленые змеи, прорезали там и сям ровную степь. №13. Этот уголок (сада) вырезался как-то удобно, что никому и ни на что не был нужен, поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями.

8) Самостоятельная работа – упр. 328, стр. 304

9) Индивидуальная работа по карточкам с разно уровневыми заданиями и текстам по изученной теме.

IV. Рефлексия.

- Что узнали нового на уроке?

- Какая таблица помогает в правописании частиц НЕ и НИ (Алгоритм различения частиц НЕ и НИ.

V. итог урока

Комментирование оценок

Опережающее задание

  1. составить таблицу по § 64 «Междометия и звукоподражательные слова» на стр. 309 для интерактивной доски

  2. подготовить с соответствующей интонацией устно упр. 332, 333 на стр. 311

Д/з  §64, упр. 334.