Урок по русскому языку в 3 классе на тему:
«Однокоренные слова»
Цели: создать условие для совершенствования умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Развивающие:
- развиватьумение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность
Воспитательные:
- формировать устойчивое произвольное внимание;
- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логичноизлагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- у учащихся сформированы умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень;
- осмыслена взаимосвязь материала по теме с другими науками.
Личностные УУД:
– установка связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- сформировано умение использовать знания в нестандартных ситуациях;
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи; сличение способа действия и результата с заданным эталоном;
- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное,осмысливать и применять полученную информацию;
- сформировано умение определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составлять план и последовательность действий,контроль знаний;
- сформировано умение оценивать качество и уровень усвоения материала
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- сформировано умение работать в группах;
- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.
Познавательные УУД:
- сформировано умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
- учащиеся умеют осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;
- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям;
-сформировано умение проводить рефлексию, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Межпредметные связи: Литература
Урок изучения нового материала
Наглядность: плакат, карточки с заданием, символы “Смайлы”.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
II. Актуализация знаний (3 мин)
- Прочитайте предложения. Определите части речи.
Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.
- Дайте определение каждой части речи.
III. Самоопределение к деятельности (4 мин)
1. Прослушайте сказку “Семья слов”.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.
Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.
Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.
Учитель показывает карточку с обозначением корня.
- Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: тема урока “Однокоренные слова”.
Учащиеся читают на плакате:
Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
2. Прочитайте слова на доске. Спишите, выделите в них корень.
лес | сад | цвет |
лесок | посадка | цветок |
лесной | посадил | цветной |
лесник | садовник | цветник |
IV. Работа по теме урока (12 мин)
1. Прочитайте стихотворения на интерактивной доске, найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Жило-было слово ход,
В слове выход,
В слове вход,
В слове ходики стучали
И в походе вдаль шагали.
Ряд, рядочек, рядовой,
Хор, хормейстер, хоровой,
Зуб, зубной, зубок, зубастый,
Цвет, цветок, цветной, цветастый.
2. Работа по учебнику.
Упр. №107 (с.61).
- Прочитайте.
- Найдите однокоренные слова, выделите корень.
- Прочитайте правило.
- Расскажите правило соседу по парте.
Правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
3. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова? (Учащиеся читают запись на доске).
Дед Егор в густом л.су
Встретил рыжую л.су.
Лиска, л.сонька, л.са!
Ты в каких живёшь л.сах?
Лисий хвост замёл сл.ды,
Где л.сичка? Видел ты?
(Бетенькова М.Н.)
4. Выполнить упр. №108(с.61)
Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка работ.
V. Физкультминутка (2 мин)
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
VI. Закрепление изученного (16 мин)
1. Найдите в пословицах однокоренные слова.
(Пословицы на интерактивной доске).
Ум да разум надоумят сразу.
Думай, да чтобы не передумать.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.
Секрет корня в том, что родственные слова должны быть связаны по смыслу. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части – не родственные.
2. Грамматическая сказка.
- Прослушай те сказку.
Родня ли Гусеница Гусю?
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- Я ваша тётка – Гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово.
А Петя возразил:
- Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
Кто же прав?
Почему?
3. Работа по учебнику.
Упр. №109(с,62).
- Прочитайте. Запишите группы однокоренных слов. Выделите в них корень.
Упр. №110(с.62). Устно.
Знакомство с новым словом из словаря.
Каким словом можно заменить слово картошка? (Это слово картофель).
Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом.
- Из каждой тройки слов исключить не родственные слова.
(Работа с карточками).
1. Водитель, водит, вода
2. Вода, водичка, водить.
3. Коса, косичка, косить.
4. Желток, железо, жёлтый.
5. Циркуль, циркач, цирк.
6. Часовщик, час, часть.
- Проверка работ.
- Какие слова называют однокоренными?
VII. Рефлексия (3 мин)
- Оцените свою работу на уроке.
( Учащиеся показывают карточки “Смайлы”)
VIII. Подведение итогов. Оценивание (3 мин)
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие задания были наиболее интересными?
Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.