Открытый урок русского языка в 4 «а» классе
по теме «Имя прилагательное. Обобщение»
Организационный момент.
– Здравствуйте, если вы готовы, начинаем урок. Пусть этот урок несет нам радость общения. Давайте улыбнемся друг другу. Доброта, как солнце светит! Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.
Постановка темы и целей урока. (Слайд 2)
-Я знаю, что вы все любите сказки.
-А кто помнит сказку «Цветик-семицветик»?
- Что старушка подарила девочке?( - Цветок цветик-семицветик.)
- Сколько лепестков у него было?
- Перечислите какого цвета были лепестки.
- Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена прилагательные)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
-Сформулируйте тему нашего урока: («Имя прилагательное»).
- Какие задачи поставим перед собой?( на доску вывешивается листок с началом предложений)
Обобщить знания …… ( об имени прилагательном)
Развивать умения ……( применять прилагательные в своей речи).
- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Имени прилагательного и будем собирать не только лепестки цветика-семицветика, но и признаки имени прилагательного.
3. Актуализация опорных знаний. (слайд 5)
-Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном и составим кластер.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Что оно обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. С какой частью речи связано?
5. Какую форму может иметь?
6. Как изменяются имена прилагательные?
7.Чем является в предложении?
-Сколько падежей в русском языке?
-Как называется изменение имен прилагательных по падежам? ( значит просклонять или изменить окончание по вопросу)
-Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)
- Вот какое богатое имя прилагательное. Сколько грамматических признаков имеет эта часть речи!
- Для чего, по-вашему мнению, надо изучать имена прилагательные?
(Чтобы правильно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи).
- Правильно. Умницы.
Чтобы найти все семь лепестков цветика –семицветика надо пройти нелегкий путь.
Работа по теме урока.
Наше путешествие начинается с
Тропинки Чистописания. (Слайд 4 )
Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.Почему так написали?
Запишите данные соединения в тетради.
ая яя ый ий ой ое ее ые ие
-Пишем красиво, правильно соединяем.
- Следим за посадкой.
-Разделите соединения на 4 группы.
- Объясните свои действия.
- ая яя
ый ий ой
ое ее
ые ие
( - Первые три группы - окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Четвёртая группа – окончания имён прилагательных во множественном числе.)
Замечательно! Тропинка Чистописания позади. Получите первый лепесток!
Впереди нас ждет остров « Словарный» и новое задание.
Остров Словарных слов. (Слайд5)
- Здесь предлагаю поиграть в игру «Узнай предмет по его признакам»
Комментированное письмо
Прекрасная, солнечная, морозная …( погода)
Сладкие, яблочные, пышные, вкусные …(пироги)
Белые, легкие, пушистые, кучевые …(облака)
Свежая, интересная, еженедельная …(газета)
Водный, белый, комфортабельный …(корабль)
- Проверим, как вы написали данные слова.( слайд)
- Над какими орфограммами работали?
-Что обозначают прилагательные?
-Продолжаем наше путешествие дальше и вот вам второй лепесток.
Вот мы подошли к подножию горы «Изменяемости»
-Подберите к существительному подходящее имя прилагательное.
А дальше вам предстоит поработать самостоятельно.
Самостоятельная работа
- Разделите эти словосочетания по роду и по числу, задав вопрос к прилагательному и выделите его окончание.
Один ученик поработает индивидуально по карточке.
Карточка:
Образуйте из полных прилагательных краткую форму:
мужской род: Зелёный крокодил – крокодил …
женский род: старая площадь – площадь …
быстрая река – река …
средний род: яркое солнце – солнце …
множественное число: красные астры – астры …
- Какую форму имеет прилагательное?
- Как согласуется?
- Проверяем, как вы рассуждали?
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-Как определили род и число имени прилагательного? (по окончанию прилагательного и по имени существительному с которым оно связано)
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
-Когда имена прилагательные по родам не изменяются?
(во мн.ч. род не определяем)
Хорошо ребята, получите третий цветок.
Чтобы проверить, как вы усвоили род прилагательных , предлагаю:
VI. ФИЗМИНУТКА
Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте, средний род- потянитесь вверх
- Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, пушистая ель, порывистый ветер, ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней, зимнее солнце, зимняя природа, робкий снежок, Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, пушистая ель, порывистый ветер, ранняя зима, морозное утро, великолепная погода, серебристый иней, зимнее солнце, зимняя природа.
А сейчас отправляемся в парк «Поэзии»
Сядьте по двое, будете работать в парах
«Игра Заказ» (Слайд 10)
- На карточках у вас записаны предложения, Нужно найти прилагательное с существительным в нужном падеже, чтобы выполнить мой заказ.
Итак, найдите имя прилагательное и существительное в П.п.,
(На пушистых, В сонной тишине, В золотом огне ).
- А сейчас попрошу вас назвать словосочетание Т.п.
(Снежною каймой, белой бахромой).
-И, наконец, в И.п.
(Белая береза)
- Прочитайте стихотворение и мы проверим.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой,
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин
-Зачем нужны имена прилагательные в речи?(имена
прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, выразительной)
-Молодцы. И с этим заданием вы справились. Получите четвёртый лепесток.
Можем двигаться дальше. А дальше у нас по курсу
5 Привал Успеха.
Работа в группах
Помним, что в группах будем работать слажено, слушать друг друга, уступать.
1 группа. Дополнить предложения прилагательными. В первом предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
… лес.
… снег укрыл землю… одеялом. Деревья надели… шапки. В воздухе кружатся …снежинки. Мы любуемся … лесом.
Чего здесь не хватает? Подумай, какие прилагательные можно вставить в этот текст.
(белым, сказочным, зимний, пушистый, снежные, лёгкие)
-Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
- Как прилагательные описывают предмет? ( точно, ярко)
-Получите пятый лепесток.
Упражнение для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
2 группа Определите падеж имени прилагательного:
Пушистом снегом
Прекрасная погода
Солнечному дню
О белой берёзе
У яркого цветочка
Сочную траву
-Как изменяются имена прилагательные?
-Как определили падеж прилагательного?
-Получите шестой лепесток.
И у нас остался последний лепесток, вы его получите , пройдя через
Водопад «Ошибок»
Экспресс-опрос «Да или нет»
- Мне хотелось бы проверить, как вы усвоили материал по теме «Имя прилагательное». Проведём Экспресс-опрос «Да или нет»
У каждого из вас на парте есть два квадрата. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете зеленый, если нет то красный. Условие понятно? Тогда начинаем.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.
Имена прилагательные отвечают на вопросы: что делает? что сделает? Что будет делать?
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Имя прилагательное связано с глаголом.
Имя прилагательное в предложении чаще всего является определением.
Слово великий женского рода?
Род , число, падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано?
-Вот мы собрали наш цветик –семицветик..
7.Домашнее задание. Творческая работа
Составить текст - описание любого растения.
8.Рефлексия. (Слайд 12 )
Подошел к концу наш урок. Хочу поблагодарить вас за интересное путешествие по стране имени прилагательного. Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, находчивыми ребятами. Вот сколько я использовала прилагательных в своей речи. А теперь оцените свою работу по лесенке Успеха
- Я молодец!
- Я старался, но мне помогали.
- Не все получалось.
- Мне было лень.