ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок по русскому языку
на Республиканском семинаре по теме:
«Особенности коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОВЗ в рамках введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
для слушателей программы повышения квалификации
4 б класс
«Расположение слов в алфавитном порядке»
Учитель – дефектолог
1 квалификационной категории
Вильданова Гульнара Рашатовна
27 сентября 2016 г.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о графическом строении русского алфавита и применении его в жизни.
Задачи:
Образовательные: обобщение и углубление знаний о русском алфавите, истории его
создания; способствование обогащению словарного запаса детей; осознание
практической необходимости знания алфавита.
Развивающие: развивать устную речь учащихся и фонематический слух;
совершенствовать культуру речи детей, развивать орфографическую зоркость,
расширять кругозор младших школьников; развивать мелкую моторику кистей рук;
формирование коммуникативных учебных действий;
развивать мышление, память, способность к самоконтролю.
Воспитательные: воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;
формировать интерес к изучению родного языка; воспитывать чувство взаимоуважения,
взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, самостоятельность,
дисциплинированность.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация, учебники русского языка, карточки с заданиями, кассы букв.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- терпеливо относиться к мнению другого;
- анализировать причины успеха\неуспеха своей деятельности.
Метапредметные:
- определять и формулировать цель своей деятельности на уроке,
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу,
-строить сообщения в устной форме;
- оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат деятельности, вносить коррективы;
-искать и находить информацию, используя различные источники;
- отвечать на вопросы учителя,
- принимать участие в групповой работе,
- допускать существование различных точек зрения,
- договариваться с одноклассниками и приходить к общему решению;
- анализировать, сравнивать и делать выводы.
Предметные:
- правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- записывать слова в алфавитном порядке;
- быстро находить нужное слово в словаре, используя знание алфавита.
Ход урока
-
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем,
И друг друга уважаем!
-
Минута чистописания.
Вспомни и запиши все гласные буквы в алфавитном порядке.
III. Самоопределение к деятельности
Встали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой.
Он зовется алфавит,
Всюду путь ему открыт.
-
Работа по теме урока
1.Знакомство с алфавитом
Название букв русского алфавита. Выполнение упр. 2. стр. 16.
-Какая буква идёт за буквой В? -Какая буква стоит перед буквой П?
-Какая буква стоит между буквами Э и Я? -Какая буква в алфавите первая? Какая буква последняя?
- Что же такое алфавит?
(Дети отвечают, что такое алфавит)
Ребята, вы уже знаете, что такое алфавит. А кто сможет правильно и без запинки перечислить все его буквы?
Посмотрите на доску! (ученик произносит алфавит). Теперь все сказано верно!
Сообщение сведений ученикам об алфавите.
Вопросы к учащимся: Алфавит на доске
Сколько букв в русском алфавите?
-
Сколько букв гласных? Сколько букв согласных?
-
Какие буквы не обозначают звуков?
Где же используется алфавит?
(Книги в библиотеке, список учащихся в журнале, слова в словарях)
2. Задание из приложения
Расставьте книги в алфавитном порядке? (Чуковский, Барто, Толстой, Пришвин)
-Назовите первые буквы в фамилиях писателей.
3. Работа в группах
Составление слова из букв.
Задание. Поставьте буквы в алфавитном порядке, чтобы у вас получилось слово.
-
Игра «Алфавит».
- Если поставить буквы в алфавитном порядке, получаются слова. Какие?
т о г с ь (гость)
т о н е (енот)
о ч к ь л я (клочья)
Воспроизведение работы в группах. Оценивание работы. (солнышко)
(Ёжик, косы, лось, аист, день) Буквы на карточках.
4. Комментированное письмо слов с объяснением орфограмм.
V. Физкультминутка музыкальная
Учитель:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж –
Прикатили на еже,
З, И,Й, К, Л, М, Н, О –
Дружно вылезли в окно.
П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Оседлали петуха.
Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.
VI. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа.
Перед вами задания на листах. Положите их перед собой, внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению. Затем отложите его на край стола.
1 вариант
-
Найди и запиши пропущенные буквы в алфавитном порядке.
? Бб Вв Дд Ее ? Жж Зз
Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп
Рр Сс Тт ? Фф ? Цц Чч
Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ?
-
Вставь пропущенные буквы, распредели слова в алфавитном порядке:
Р…машка, тюл…пан, вас…лёк, л…лия, п…дснежник.
3. Определи, сколько букв и звуков в словах:
соль___________________________
письмо_________________________
юбка___________________________
2 вариант
-
Найди и запиши пропущенные буквы в алфавитном порядке.
Аа ? Вв Дд Ее Ёё ? Зз
Ии Йй ? Лл Мм ? Оо Пп
Рр ? Тт Уу ? Хх ? Чч
Шш ъ ы ? Ээ ? Яя
-
Распредели слова в алфавитном порядке:
Юбка, брюки, пальто, шорты, футболка.
3. Определи, сколько букв и звуков в словах:
конь_________________________________
мальчик______________________________
ёлка_________________________________
VII. Видеотренажёр для глаз.
VIII. Рефлексия
Вопросы:
-
Чему вы научились сегодня на уроке?
(Правильно называть буквы.
Находить правильный порядок букв.
Располагать по алфавиту слова.
Работать в группах).
-
Оцените себя.
VIII. Итог урока
Что такое алфавит?
Какое слово обозначает то же, что и алфавит?
Из каких букв образовано слово алфавит?
Сколько букв в алфавите?