СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 4 классе "Состав слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», привить интерес к родному языку, развить речь учащихся, расширяя словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 4 классе "Состав слова"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»



















Урок по русскому языку

в 4 классе

на тему:

«Состав слова»










Подготовил и провел:

учитель начальных классов

Лагута Е.В.











2016 год

Цель:  закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова»,

прививать интерес к родному языку, развивать речь учащихся,

расширяя словарный запас.



Оборудование:

  1. карточки со словами подносчики, перевозчики, обходчики;

  2. интерактивная доска;

  3. карточки со схемами слов;

  4. картинки по теме.




Ход урока:

  1. Оргмомент


Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?


  1. Работа со словарем

Учитель:

- Запишите слово «облако», выделите корень, запишите однокоренные слова.
(Облако, облачный, заоблачный, облачко).

Учитель:

- Какое явление вы заметили в этих словах? 

Ученик:

- Чередование корня.

Учитель:

- Написание, какой гласной нужно запомнить?

Ученик:

- Безударной гласной о в корне слова, не проверяемой написанием.
Учитель:

- Давайте устно составим предложения с этими словами.

3 . Работа в группах

Учитель:

- А теперь давайте поработает в группах над заданиями, которые я вам раздам.

Задание для 1 группы:


  1. Образуйте однокоренные слова.

Тот, кто любит собирать грибы

гриб Маленький гриб

Часть гриба под землей

Мастер по починке часов

час

Солдат, стоящий на посту

  1. Выделите корень в однокоренных словах.

  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое корень.

  3. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.


Задание для 2 группы.


  1. Образуйте лова с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от – от слова ВЁЛ.

про-, об-, по-, под-, от – от слова ХОД.

  1. Выделите в словах приставки.

  2. Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.


Задание для 3 группы.


  1. Образуйте слова с суффиксами

- К -

- Б -

Печь

Косить

Река

Служить

Туча

Ходить

Дача

Стрелять

Дочь



  1. Выделите в словах суффикс.

  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?

  3. Составьте свою цепочку слов с любым из суффиксов.


Задание для 4 группы.


  1. Выпишите, из текста подчеркнутые слова.

Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки – Иванушка. В сказке Иванушка умен и скромен.

  1. Выделите окончания в словах.

  2. Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое окончание.

Запишите слово «ТРАВА», изменяя окончания, окончания выделите.

  1. Каллиграфическая минутка.

ышк, ишк, оньк, еньк, ое, н, ск

Учитель: 

- Посмотрите на доску, что здесь лишнее?

Ученик:

- На доске записаны суффиксы, а - ое-  окончание имени прилагательного.
Учитель:

- Запишите, продолжая закономерность до конца строчки.


  1. Выборочный диктант.

Учитель:

- Запишите только однокоренные слова.

- борьба, борец, бороться, воевать

- весельчак, весёлый, радостный

- дорога, путь, подорожник

- Найдите среди записанных слов, соответствующее схеме:



  1. Работа в группах.


Учитель:

- Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.


  1. Работа с предложением.

Учитель:

- На доске написано предложение, найдите в нем орфограммы, объясняя их написание.

- Найдите грамматическую основу.

- Найдите слова с приставками. Как называются эти слова?


Улетают в теплые края перелетные птицы.


8. Игра «Четвёртое лишнее» 

  1. Горка, сгорел, пригорок, горняк.

  2. Кость, коснуться, костный, косточка.

  3. Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

  4. Носить, носовой, носик, нос.

  5. Лесник, лес, лестница, безлесный.

Учитель: 

- Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора!

9. Игра «Замени одним словом» 

Учитель: 

- А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе? Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную:

  1. Любитель книг. (Книголюб)

  2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)

  3. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)

  4. Машина, которая сама летает. (Самолёт)

  5. Человек, который разводит птиц. (Птицевод)

10. Рефлексия.

Самооценивание.

11. Домашнее задание.