Работа с текстом. Прослушивание сказки Ириса Ревю «Как труд человека меняет». Совсем разленился Митрофан. А соседям жалуется: — Приболел, всякие хвори начали цепляться. Народ уж поля пшеницей засевать начал, а Митрофан всё охает. И вот однажды постучался к Митрофану главный работник по имени Труд Иванович, и строго спрашивает: — Отвечай, Митрофан, по добру по здорову, почему не начинаешь сев? — Приболел немного. — А знаешь ли ты, Митрофан, что от лени человек болеет, а от труда здоровеет? – спросил его Труд Иванович. Поднялся Митрофан, подпоясался, да и пошёл в поле. А там все трудятся. И Труд Иванович здесь же. Кому подмигнёт, кого пожурит, но всем помогает. И Митрофану помог, когда тот работать начал. Обрадовался Труд Иванович, что Митрофан лениться перестал. Правильно, не век же парню на печи сидеть. А Митрофан, поработав, совсем другим стал: щеки порозовели, глаза горят. Куда только хвори подевались? Убежали, наверно, в царство Лени-матушки. Да, не зря молвится пословица: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет». 1. Изменил ли труд Митрофана? 2. Кто помог Митрофану в работе? 1. Должны ли люди помогать друг другу в работе? 2. Почему человек от лени болеет, а от труда здоровеет? 1; 2. 1;2 . Какие ещё пословицы о труде ты знаешь? Вопросы по группам 1 группа 1) Почему Митрофан не приступал к севу? Объясните. | | 3) Должны ли люди помогать друг другу в работе? Выскажи свое мнение, используя фразы «Я считаю…», «по моему мнению…» | | 2 группа 2) Кто отправил Митрофана в поле? Дай краткий ответ. | | 3) Должны ли люди помогать друг другу в работе? Выскажи свое мнение, используя фразы «Я считаю…», «по моему мнению…» | | 3 группа Кто помог Митрофану в работе? | | 3) Должны ли люди помогать друг другу в работе? Выскажи свое мнение, используя фразы «Я считаю…», «по моему мнению…» | | 4 группа Изменил ли труд Митрофана? | | 3) Должны ли люди помогать друг другу в работе? Выскажи свое мнение, используя фразы «Я считаю…», «по моему мнению…» | | 5 группа 1) Почему человек от лени болеет, а от труда здоровеет? | | 3) Должны ли люди помогать друг другу в работе? Выскажи свое мнение, используя фразы «Я считаю…», «по моему мнению…» | | Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? Отвечая на вопросы задания , учащиеся делают выводы, что благодаря труду человек осуществляет прогресс, труд имеет результаты (плоды), облегчающие жизнь человека. Все, что есть у человека: дом, улицы, сады, книга, телефон, интернет – это результат его труда. Делают вывод: « что такое труд?» Задание Придумайте заголовок к тексту. Определи тему и основную мысль текста. Определите тип текста. ФО: Самооценивание Физкультминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. - Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Русского языка, по области ЛЕКСИКИ. Узнаем еще одну лексическую единицу…. Задание Страница 91 упражнение 225 А. Прочитайте выразительно стихотворение. О каких словах идет речь? Что общего у этих слов? Чем они различаются? 2. С опорой на стихотворение заполните таблицу, расскажите по ней об омонимах. Признаки омонимов | Строки из стихотворения | Одинаковое произношение | | Одинаковое написание | | Разное значение | | сформулировать определение понятия «омоним». Упражнение 226 А Цели: определять тему и основную мысль текста, опираясь на вопросы, излагать основное содержание текста, использовать омонимы. Задание Составить и записать предложения с омонимами . Объяснить их значение. Обратить внимание на слова и их значения? Значения слов выписаны из словаря. 1 группа Ласка - проявление нежности, любви. Материнская ласка. Ласка - небольшое хищное животное из семейства куньих. Мордочка ласки. 2 группа КИСТЬ1 – инструмент для нанесения краски, клея. Малярная кисть. КИСТЬ2 – часть руки от запястья до конца пальцев. Узкая в кисти рука. 3 группа ЛУК1 – огородноерастение. Зелёный лук. ЛУК2 – оружиедля метания стрел. Стрельба из лука. 4 группа МИР1 – земной шар, Земля. Объехать весь мир. МИР2 – отсутствие войны, согласие. Жить в мире 5 группа. Дверная ручка- Шариковая ручка. Индивидуальное задание: дописать пословицы. Терпенье и труд... . Под лежачий камень... . Не спеши языком - ... . Любишь кататься - ... . Делу время,... . Слова –помошники: потехе час, люби и саночки возить, спеши делом, и вода не течет, все перетрут Обсуждение. Какие сложности возникли при выполнении задания? Докажите, что эти слова являются омонимами. |