Сложносокращённые слова
Цели: закреплять понятие о сложных словах и способах их образования; учить определять род сложносокращённых слов;, развивать навыки морфемного разбора слов.
Планируемые результаты:
Предметные: знание способов образования сложносокращённых слов; умение определять род сложносокращённых слов; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Коммуникативные УУД:
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках
3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы
Личностные УУД:
- .Адекватно воспринимать оценку учителя.
-– выражать положительное отношение к процессу познания:
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Ход урока |
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Упр. 217 )
Комментарии
Примеры слов с данными корнями: самовар, скороварка, краевед, востоковед, тепловоз, бензовоз, нефтепровод, овощевод, рудокоп, землекоп, птицелов, мухоловка, водомерка, дождемер, водомёт, пулемёт, снегоход, вездеход.
2. Контрольный словарный диктант.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Приморский край 2. прекрасная музыка 3. прервать рассказ 4. привести пример, 5. прерывистые звуки, 6. призадуматься над проблемой 7. колючая преграда 8. старинные предания. 9. причудливый 10. презабавный 11. сильная неприязнь 12. привлечь внимание 13. преклонить колени 14. привокзальная пристань 15. предать товарища 16. прибывать в город 17. превышение скорости 18. прескверный характер 19. приободрить товарищей 20. преподаватель, | 1. сидел преспокойно 2. лес преобразился 3. слегка прихрамывать 4. приглушить свет 5. превратить в чудовище 6. приклонить к земле 7. прекратить разговор 8. президиум 9. привилегия 10. президент 11. неприступные горы 12. придать внимание 13. немного призадуматься 14. приклонить ветку 15. привстать при встрече 16. призреть сироту 17. придорожный цветок 18. знаки препинания 19. пренеприятный разговор 20. преследовать преступника |
III. Самоопределение к деятельности
(Беседа по § 42 (реализация домашнего задания).)
- Какую тему вы начали изучать дома?
- Какие слова называют сложносокращёнными?
- Какими способами могут образовываться сложносокращённые слова?
- Как определить род сложносокращённого слова?
- Приведите примеры сложносокращённых слов.
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Углубить знания о сложносокращённых словах, упражняться в определении способа образования и рода сложносокращённых слов, научиться употреблять сложносокращённые слова в речи.)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Обратите внимание на то, что ударение в сложносокращённых словах завуч и завхоз падает на разные слоги, несмотря на то что первые части слов одинаковы (см. начало § 42).
Предупредим частые ошибки в сложносокращённых словах с этой же первой частью: завбазой — заведующий (чем?) базой, завкафедрой — заведующий (чем?) кафедрой (не зав-кафедры!) и т. д.
Общим в значении сложносокращённых слов является их официальность. Обычно они обозначают какие-либо учреждения, должности, часто употребляемые в языке, а потому понятные. Расшифровка сложносокращённых слов порой довольно громозд ка, и потому язык приспособился к таким кратким вариантам.
2. Работа по учебнику
(Упр. 218, 219 - устное выполнение.)
Комментарии
Слово универсам образовано от частей слов универсальный магазин самообслуживания. Взято готовое сокращение первых двух слов: универмаг, к нему прибавлена первая часть сложного сломи самообслуживания.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 220 — устное выполнение. Комментарии
Слова ООН, ГАБТ,АЭС, СМИ образованы начальными звуками; ВВС — начальными буквами: [вэвээс]. Заметим, что начальными звуками обычно образованы слова, имеющие гласные.
Дополнительные задания
— Определите род данных сложносокращённых слов. Составьте с ними предложения. Слова ООН, АЭС ж.р., ГА БТ — мужского; у слов СМИ, ВВС род не определяется, так как эти слова имеют форму только множественного числа.)
2. Упр. 221 — коллективное выполнение с комментированием.
Комментарии
Сложносокращённые слова, образованные несколькими звуками каждого слова: завхоз, медсестра, универмаг, Газпром, Госбанк, спецназ.
Сложносокращённые слова, образованные начальными звуками каждого слова: МХАТ, ТЮЗ, ГЭС, вуз.
Сложносокращённые слова, образованные начальными буквами каждого слова: НТВ, РФ.
3. Упр. 222 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
2. Словарная работа
1— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 121, 123, подчеркните орфограммы.
— Составьте словосочетания с этими словами.
VI. Подведение итогов урока
— Почему слова, о которых мы сегодня говорили, называются сложносокращёнными?
— Что общего в значении сложносокращённых слов?
— Какие сложносокращённые слова вы знаете? Расшифруйте их.
Домашнее задание
Учебник: § 42, упр. 223, 224 (подготовиться к диктанту).