СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Союз как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Союз как часть речи"»

Тема урока «Слитное написание союзов также, тоже, зато»

Цели урока:


Для учителя:

1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.

2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЗАТО.

3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы

4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.  


Для учеников:

  • научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.

  • тренироваться правильно писать союзы

  • составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи


  1. Орг. момент

  2. Проверка дом. задания

1. упр. 35


  1. Актуализация знаний

  1. Какие слова вызвали затруднения при определении частей речи в д.з.? (по тому и потому что… )

  2. Какие это части речи? Как это определить? (Выделить грам.основу, задать вопрос к слову. Союз не отвечает на вопрос).

  3. Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Правописание союзов и схожих с ними самостоятельных частей речи).

  4. Вспомним теорию, составим кластер по теме «Союз как служебная часть речи».


  1. Постановка проблемы

1. Сравните предложения.

- Почему в каждой паре предложений выделенные слова пишутся по-разному? (во второй паре не союзы) – омонимичные части речи




- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от омонимичных частей речи)

- Составим памятку


  1. Поиск решения проблемы.

1. Проверим наше предположение, что союзы только в первых предложениях каждой пары (те, которые пишутся раздельно – не союзы)

- Как мы это сделаем? (надо знать, что такое союз, что соединяет - прост. предложения или однородные члены, значит, находим грам. основы)

- В чем отличие слов во вторых предложениях? (ничего не соединяют, можем задать вопрос, а к союзам не можем).


2. Какие это части речи? (местоимение и наречие с частицей)

- Как определили? (задали вопрос, определили, какой член предложения)


Запишем в Памятку

Союз

Местоимение или наречие с частицей

  1. Нельзя задать вопрос


1. Можно задать вопрос

2.Не являются членами предложения

2. Являются членами предложения

3. Нельзя же опустить или переставить на другое место

3. Частицу в предложении можно опустить или переставить на другое место.

4. Можно заменить тоже=также=и

Зато=но



4. Сравните свои выводы с материалом учебника.


  1. Применение нового знания (пользуемся памяткой).

Задание 1

Взаимопроверка (работа в парах).

Задание 1. Рассмотрите таблицу, дополните ее примерами из предложенных ниже предложений.

Слитное написание союзов

Раздельное написание похожих слов


Правило

Пример

Правило

Пример

А) В союзе «тоже» нельзя опустить или переставить «же»,

тоже = и.

Вопрос к «тоже» невозможен

1


Г) «Же» можно опустить без искажения смысла предложения.

Вопрос к «то» возможен.

Подсказки:

то же..., что;

то же самое;

одно и то же;

6

Б) В союзе «также» нельзя опустить или переставить «же», также=и.

Вопрос к «также» невозможен.

2

Д) Наречие «так» обычно сопровождается сравнительным оборотом с союзом «как»

Можно без «же».

Возможен вопрос как? Подсказка: так же, как.

5

В) Зато = но.

Вопрос к «зато» невозможен.

7

Е) Местоимение «то» легко заменить существительным или прилагательным. Вопрос к «то» возможен.

Подсказка: за то, что.

3

4

8


1. Иванов подготовил доклад о В.И. Дале, я то(же) писал на эту тему.

2. Я так(же) всегда сначала обдумываю тему, а потом только пишу.

3. Не берись за(то), что тебе не по силам.

4 За(то) время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось.

5. Во всем городе не было людей, настроенных так(же) спокойно.

6 Взглянув в меню, Гришин потребовал то(же), что и Макаров, так как не очень разбирался во французской кухне.

7. Встретиться нам не удавалось, за(то) мы часто созванивались и писали друг другу письма.

8 За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За (то), что хвалит он Кукушку.


  1. Включение нового знания в систему знаний

Задание 2

Самопроверка по эталону (работа в группах).

Задание 2

Распределите номера предложений в зависимости от слитного или раздельного написания слов в скобках

ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО

ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО






  1. Прекрасна и любезна истина, но и красота так(же)прекрасна и любезна, и одно стоит другого. 2. Истина необходима человеку так(же), как слепому поводырь. 3. Я очень устал за день, за (то) много узнал нового. 4. Труд необходим человеку так(же), как пища — он должен быть регулярным и систематическим. 5. И.С. Тургенев учился в пансионе, он так(же) занимался и с домашними учителями. 6. Ты жил, старик, я так(же) мог бы жить. 7. Грачи давно уже расхаживали по двору, скворцы то(же) прилетели. 8. Совестно было выдавать чужим людям тайну, в то(же) время неудержимо хотелось поделиться радостью. 9. Могуча ты и прекрасна, за (то) и люблю тебя, родина! 10. Невежда так(же) в ослепленье бранит науки, и ученье, и все научные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. (И. Крылов)



Памятка




Союз

Местоимение или наречие с частицей

  1. задать вопрос


1. задать вопрос

2. членами предложения

2. членами предложения

3. «же» опустить или переставить на другое место

3. опустить или переставить на другое место.

4. Можно заменить тоже=также=?

Зато=?









Запомнить!

то же самое (то самое)

в то же самое время (в то время)

точно так же (точно так)

одно и то же



Задание 3

Тестирование в Гуглформ. https://forms.gle/NWLZkhcDKhNd98td8



  1. Рефлексия

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Я попробую…

  • Мне захотелось…

-На следующем уроке узнаем о написании других союзов и омонимичных им частей речи.

Д/з упр. 61 по заданию 1 и 2. выучить правило.






Самоанализ

урока по русскому языку в 7 классе


Тема урока «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»

Были поставлены цели урока:


Для учителя:

1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.

2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы

4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.  


Для учеников:

  • научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.

  • тренироваться правильно писать союзы

  • составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи

На уроке использовались элементы проблемного обучения. Приемы проблемного изложения знаний происходили на всех этапах урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Постановка проблемы.

  3. «Открытие» детьми нового знания.

Для постановки учащимися темы и целей урока был использован подводящий диалог.

На уроке использовались различные виды работы: словарная работа, работа у доски, самостоятельная работа учащихся в тетрадях с последующей проверкой. Использовались электронные ресурсы.

Все учащиеся были охвачены работой.

В конце урока на этапе «Рефлексия» были сделаны выводы по уроку, выставлены оценки.

Цели урока достигнуты. Минусы – на этапе поиска решения проблемы был замедлен темп урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!