Урок по теме: Витамины
Цели урока. Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике.
Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как творческой личности с положительными нравственными качествами; прививать культуру здорового образа жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной
ситуации.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация
«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,
пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, яблочный сок, рассол квашенной капусты; раздаточный материал: инструктивные
карточки для проведения практической работы.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех здоровыми. Поприветствуйте, гостей нашего урока.
Итак, начинаем урок. Предлагаю девиз сегодняшнего урока: «Успеть всё!», работаем быстро
Актуализация знаний. Мы с вами продолжаем изучение темы: Обмен веществ и энергии. Вопросы для повторения: 1.Какие питательные вещества нужны организму для нормальной жизнедеятельности?
2.Какие вещества помогают превращению питательных веществ в более простые, легко усвояемые для клеток?
3.Ребята, есть группа веществ, без которых невозможен обмен веществ.
Послушайте и определите, что это за вещества?
В 1881 году русский врач Н.И.Лунин произвел опыты над двумя группами мышей.
Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке.
Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и в конечном итоге погибали.
В чём причина?
Эти вещества называются витаминами.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока: Витамины и их роль в организме человека. Слайд. Существуют некоторые высказывания о витаминах (Читаем со слайда). У вас есть на листочках эти высказывания, вы должны в ходе изучения темы согласиться или опровергнуть данные высказывания и подтвердить фактами.
Изучение нового материала Слайд (Витамины)
Слайд (Заболевания)
Откройте с.138 Классификация витаминов и составьте схему Слайд.
Посмотрите рис.55 на с.139. Суточная потребность в витаминах. Какой витамин самый важный? С. Прочитайте по учебнику характеристику вит С
А сейчас проведём небольшую практическую работу в парах, у вас на столах есть инструктивные карточки. Для упрощения вашей работы я приготовила крахмальный клейстер. Для этого взяла спиртовой раствор йода развела с водой до цвета крепкого чая. Добавила в раствор крахмал до получения синей окраски.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Возьмите свежий лимон и выдавите сок в крахмальный клейстер в 1 пробирку.
2. Во 2 пробирку налейте рассол квашеной капусты.
3. В 3 пробирку яблочный сок.
4. 4 пробирка останется как образец
Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
Подведём итоги: 1 место, 2 место, 3 место
Продолжаем характеристику витаминов устно по учебнику, индивидуальная работа. Распределим витамины: В1, В2, РР, А, Д, Е, К и роль витаминов
Вывод: Неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.
- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Что мешает усвоению витаминов:
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Закрепление. Решение проблемной ситуации.
Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.
(Объяснения учащихся).
Высказывание | Факт |
Витамины есть только в овощах и фруктах. | Нет. Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище. |
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | Нет. Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. |
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. |
Витамины нужно принимать только зимой и весной. | Нет. Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. |
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | Да. |
Рефлексия. Понравился ли тебе урок?
- Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?
- Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?
В заключении нашего урока еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод. (Учитель угощает фруктами)
Домашнее задание: изучить параграф 31 «Витамины». По желанию подготовить сообщения о других группах витаминов
Знаете ли вы, что…
Кровоточивость десен, холодные конечности – нехватка витамина С;
Витамин С – это витамин радости, витамин В2 – витамин оптимизма;
Ячмени на глазах, ломкие ногти, секущиеся волосы, потрескавшаяся кожа могут появляться при недостатке витамина А;
Дефицит витамина Е приводит к появлению морщин;
Боль в пояснице – недостаток – витамина Д;
Плохой сон – дефицит витаминов Д, РР;
Экзема, плохая свертываемость крови, медленное заживление ран может быть связана с дефицитом витаминов группы В;
Витамины группы В и витамин Е участвуют в поддержании иммунной системы и поэтому могут замедлять процесс старения;
Табачный дым разрушает витамин С.
На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу!
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Возьмите свежий лимон и выдавите сок в крахмальный клейстер в 1 пробирку.
2. Во 2 пробирку налейте рассол квашеной капусты.
3. В 3 пробирку яблочный сок.
4. 4 пробирка останется как образец
Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
Подведём итоги: 1 место
2 место
3 место
Высказывание | Факт |
Витамины есть только в овощах и фруктах. | |
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | |
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | |
Витамины нужно принимать только зимой и весной. | |
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | |